Цена траншей от МВФ: что получит, а что потеряет Украина

Наконец практически годовые ожидания очередного транша от МВФ всё-таки осуществились – эта финансовая организация предоставила Украине 1 миллиард долларов. Почему это произошло именно сейчас? На что власть пошла ради этого? Что даст нашей стране, ее экономике и национальной валюте, такая «щедрость» от Фонда? Что делать сделает государство ради получения новых траншей от МВФ и как это повлияет на жизнь украинцев?

Были ли условия жесткими?

Уже после того, как эта радостная весть прозвучала чуть ли не из уст Президента Украины, в прессе и интернет-СМИ стали появляться информматериалы о том, что МВФ выставил (для дальнейшего сотрудничества) довольно жесткие условия.

Следовательно, организация вроде бы хочет, чтобы было объединено украинское пенсионное законодательство, которое сегодня состоит из двух десятков отдельных документов. Еще — Украине нужно до декабря включительно принять закон, согласно которому постепенно увеличили пенсионный возраст. Среди других требований к пенсионной реформе — вроде бы установление единого принципа пенсионного обеспечения без предоставления льгот любым профессиям (кроме военных), расширение базы взносов в системы соцобеспечения, установления справедливого налогового режима для пенсий и многое другое.

Еще одним уже «непенсионным» требованием является как бы введение к концу октября временного механизма корректировки тарифов на газ и отопление по ежеквартальному принципу на тот случай, когда тарифы отклонятся от полного покрытия импортной стоимости газа на 10% и более.

Также МВФ вроде бы требует, чтобы до конца октября Кабинет министров Украины утвердил и обнародовал перечень государственных предприятий, определив, какие из них останутся в государственной собственности, а какие и вовсе будут ликвидированы.

Однако и это еще не все — будто бы до конца текущего месяца правительству необходимо подать в парламент законопроект об обороте сельскохозяйственных земель (мы об этом уже писали — это необходимая норма для открытия рынка земли и принятии актов относительно усиления Гражданского процессуального и Хозяйственно-процессуального кодексов по отношению ко внутренним транзакциям и аресту банковских счетов.

Итак, если все эти требования правдивы, то они, действительно, слишком жесткие.

Вообще, как отмечает юрист по международному праву Алена Садовец, говорить о том, что находится в этих документах и какие требования нам ставит МВФ, пока что рано.

«Меморандум — это односторонний документ, подписанный Правительством Украины от имени Украины. И хочу обратить внимание, что орган, который олицетворяет власть народа, пока что текст Меморандума не видел. Об указанном можно утверждать, во-первых, исходя из названия Распоряжения КМУ «Об одобрении проекта Письма о намерениях Правительства Украины и Национального банка Украины к Международному валютному фонду и проекта Меморандума об экономической и финансовой политики», а также из призывов некоторых депутатов предоставить им для прочтения текст этого Меморандума.

Таким образом, Меморандум является письмом Правительства Украины, в котором он берет на себя обязательства перед МВФ совершить определенные действия. МВФ со своей стороны оценивает, сколько дополнительных средств появится от предложенных действий и направляет Украине свои Рекомендации. Итак, утверждать, что МВФ требует увеличения пенсионного возраста или повышения тарифов, некорректно, поскольку это — предложенный план развития от имени Правительства Украины, а не то, что указано в Рекомендациях.

В рекомендациях, и правда, идет речь о необходимости проведения реформ, с помощью которых может быть улучшено экономическое состояние Украины. Так, в своих рекомендациях МВФ настаивал на реформах правоохранительных органов и пенсионной системы. Для детального анализа рекомендаций, поскольку они являются определяющими для дальнейшей экономической судьбы государства, считается целесообразным обязательное заблаговременное их опубликование в официальных источниках, а также заблаговременная (а не после отсылки МВФ) публикация Писем о намерениях Правительства Украины для их обсуждения с общественностью, как того требуют принципы демократии», — отмечает она.

Относительно тарифов на газ и отопление, то здесь следует сказать, что они и так достигли своих рыночных значений. И вообще, по мнению многих экспертов, теперь у нас есть возможность реагировать на конъюнктуру рынка. Таким образом, тарифы на энергоуслуги могут не только увеличиваться, но и уменьшаться.

В отношении других вопросов и возможных требований МВФ к Украине относительно получения следующих траншей, то следует добавить, что по информации Администрации Президента Украины, в ближайшее время представители этой финансовой институции должны встретиться с главой нашего государства. Конечно, разговаривать будут об определенных изменениях и уступках ради получения последующих траншей.

Здесь особое внимание нужно уделить тому, что деньги от МВФ тесно связаны с получением средств из других источников. Да, без этого Украина никогда бы не получила деньги от Всемирного банка, что в совокупности составляет 2 миллиарда долларов. К тому же получение очередного транша от МВФ — своеобразный сигнал для иностранных инвесторов, что Украина развивается и в нее можно вкладывать средства.

Это, например, подтверждает и главный экономист Dragon Capital Елена Белан.

«Зеленый» свет от МВФ откроет доступ к финансированию от других официальных кредиторов, включая 1 миллиард долларов кредитных гарантий США, которые мы ожидаем получить до конца сентября 2016 года, а также кредит на покупку газа «Нафтогазом Украины» в размере 0,5 миллиардов долларов (гарантом которого выступает Всемирный банк). Также надо еще добавить 0,6 миллиардов евро бюджетного финансирования от ЕС», — резюмирует она.

Хотя, по словам госпожи Белан, для получения последнего Украина должна выполнить ряд требований, в частности принять закон о независимом регуляторе энергорынка.

Международные резервы пополнились и гривна окрепла

На что же пошел этот 1 миллиард долларов, который на днях был отправлено нам от МВФ?

100% этих средств было направлено именно на пополнение международных резервов Национального банка Украины.

«Пусть разные эксперты не спекулируют на этом вопросе — многие из них заявляют, что эти деньги “разбазарят”. Именно они пошли, куда надо — государство пополнило свои золотовалютные резервы и это очень хорошо. Хорошо и того, что такие средства поступили в Украину накануне начала очень важной кампании — отопительного сезона, когда традиционно увеличивается импорт энергоресурсов в страну и начинает снижаться курс гривны. Теперь ее колебания будут совсем некритичными», — отмечает госпожа Садовец.

Другие эксперты также приветствуют получения очередного транша кредита МВФ. Однако, по словам главного экономиста Альфа-Банка (Украина) Алексея Блинова, такое решение этой институции будет иметь стабилизирующее, але не закрепляющее действие на национальную валюту.

«Слабость гривны в течение последнего года была вызвана такими фундаментальными факторами, как сокращение объемов экспорта и отсутствие притока частного капитала в страну. Поскольку транш МФВ никак не отменяет эти факторы, он не способен сам по себе изменить тенденцию на валютном рынке. Осенью гривна будет хранить сезонно повышенную волатильность в умеренных пределах — колебания с амплитудой до 10%», — отмечает он.

Впрочем, к примеру, директор казначейства Сбербанка Владимир Исаков считает, что тренд к закреплению гривны может продолжаться и в дальше:

«Только известие о возможном предоставлении очередного транша МВФ положительно повлияло на курс гривны по отношению к ключевым валютам мира. На фоне этих событий тренд будет и в дальнейшем только укрепляться и продолжаться. Однако дальше все будет зависеть от рыночных факторов и макроэкономической ситуации», — отмечает он.

Что же надо сделать Украине, чтобы и дальше получать очередные транши от МВФ?

Елена Белан отмечает, что в связи с комментарием главы этой организации Кристин Лагард, МВФ будет требовать от Украины, чтобы было принято хороший бюджет на 2017 год за счет проведения пенсионной реформы (снова о пенсионной реформе, о которой мы писали в начале материала: без этого фактора денег нам в дальнейшем просто не получить, взамен выполнения таких потребностей в нашей проблемной стране может значительно увеличиться социальное напряжение — Ред.).

«Также в государстве должны быть четкими дальнейшие изменения в восстановлении банковской системы и беспощадная борьба с коррупцией», — говорит эксперт.

Государственные банки закроют?!

Чего ожидать банковской системе в этом ракурсе, которая уже и так «потеряла» практически 40% своих финансовых учреждений? Во-первых, как считают эксперты, согласно Меморандуму МВФ и Украины, Министерство финансов должно заняться процессами частичной или даже полной приватизации государственных банков. Так, до середины 2018 года (на это, как мы видим, Украине предоставляется практически 2 года) два крупнейших банка (возможно, речь идет о Ощадбанке и Укрэксимбанке) должны привлечь инвесторов, которые приобретут не меньше, чем 20% их акций.

«К тому времени будет отменена полная государственная гарантия депозитов Сбербанка. Сам по себе этот факт является достаточно негативным. Итак, в стране исчезнет практически единственная финансовая организация, которая, так бы сказать, именем государства (не Фонд гарантирования вкладов физлиц) гарантировала физическим и юридическим лицам возврат их вкладов. Учитывая последние события вокруг банка «Михайловский», когда возмущенные люди не знали, когда и каким образом получат свои деньги то, что в стране не будет практически государственных банков, является плохим сигналом», — комментирует это важный вопрос экономист Валерий Купченко.

Однако, следует добавить и такое: в том же Меморандуме прописано, скажем так, «обратное действие государства». Так, оно должно участвовать в судьбе (рекапитализации) проблемного системного банка. Вспомним, что совсем недавно такие проблемы вроде бы имел крупнейший частный системный банк Украины — Приватбанк. Даже летом председатель правления Нацбанка Валерия Гонтарева высказала мнение, что в случае, если финучреждение не решит своих проблем, то ее национализируют.

Немало экспертов уверены в том, что именно такое возможное действие государства наделает немало вреда — ведь Приватбанк «настолько вписался в украинскую жизнь десятков миллионов людей», что это может совсем завалить банковскую систему. Если, конечно, Нацбанк Украины не будет принимать взвешенных профессиональных решений, которые ему часто, откровенно скажем, даются нелегко.

Известный финансовый эксперт Виталий Шапран считает, что в случае того, если у владельцев Приватбанка не найдутся в дальнейшем средства, то его могут таки национализировать.

Небанковский рынок тоже надо реформировать

Украина пообещала МВФ (и она таки будет делать это и дальше) реформировать небанковский рынок. Это, в первую очередь, касается передачи функций Нацкомфинуслуг Нацбанку. То есть, наблюдением за лизинговыми, страховыми, финансовыми компаниями, кредитными союзами и ломбардами будет заниматься наш главный финансовый регулятор. Немало участников рынка очень негативно комментируют эти действия.

К примеру, генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский отмечает, что страховому рынку требуется профессиональный и независимый надзор, а не такие пертурбации. По его мнению, следствием этого могут быть непоследовательные и необоснованные действия Нацбанка в вопросах нормотворчества, установления определенных показателей, которые будут выходить за рамки реальных потребностей страховщиков. То есть и они не ждут от этого ничего хорошего.

Получения кредита как очередного транша МВФ, в целом, положительно повлияло и в дальнейшем будет влиять на валютный рынок страны (курс гривны будет стабильным в течение определенного времени), золотовалютные резервы пополнились будут пополняться и, возможно, иностранные инвесторы придут в Украину.

Однако МВФ ждет от Украины реформ, которые могут негативно повлиять на обычных людей, к примеру, та же самая реформа пенсионного законодательства, о которой мы писали вначале. Обычные люди неоднозначно воспримут ее. Также реформирование банковского сектора, кроме позитивов (закрытие проблемных финучреждений), может привести к тому, что в стране не будет ни одного банка, где бы гарантии возврата вкладов предоставляло бы само государство.

Кроме того, некоторые эксперты не исключают, что вскоре мораторий на взыскание жилья по валютным кредитополучателям (валютная ипотека), который действует в нашей стране уже в течение двух лет, будет снят. Это также было одним из «пожеланий» руководителей МВФ. Конечно, этот факт сам собой также вызовет новые социальные возмущения.

Однако нельзя констатировать тот позитив, к которому подталкивает МВФ Украину — в государстве продолжаются реформы, идет борьба с коррупцией. Если бы мы вообще не получали помощь от иностранных наших институтов (которые, конечно, выдвигают свои условия для предоставления средств), то, наверное, и такой борьбы не было бы.

Игорь ГОНТА

Похожие теми:

Кооперативные банки: зачем Украине прогресс

Украинский экспорт: есть ли шансы на успех

Прогноз для бизнеса на зиму 2016-2017

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *