Шанс на спасение: выручит ли нас госбюджет-2017?

Чем на самом деле окажется государственный бюджет на следующий год? Будет ли он социальным? Что получат, а что потеряют от нового госбюджета украинцы? И как, в конце концов, мы будем жить в следующем году? Рассматриваем изменения в проекте бюджета-2017 в одном материале.

Основные приоритеты

Ознакомления с госбюджетом-2017 всегда ждут с нетерпением. В этом году он был передан народным избранникам 15 сентября, а его официальное представление состоялось через неделю.

Сначала было оговорено, что нардепы внесут свои поправки и предложения до 1 октября, но на днях Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что времени для депутатского корпуса на ознакомление с главным финансовым документом будет достаточно и он ожидает правок к 1 декабря.

Директор экономического департамента Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи отмечает, что новый проект отличается от своих предыдущих «аналогов» тем, что был передан заблаговременно и, в общем, он является довольно реальным.

«К тому же и у премьер-министра, и у народных избранников есть большое желание проводить широкие дискуссии относительно его усовершенствования. Поэтому, я считаю, что до 1 декабря 2016 года в документ будут внесены важные правки и правительство с ними согласится. И в 2017 году никакого секвестирования бюджета не будет», — отмечает госпожа Бочи.

Из приоритетов «свежего» бюджета на следующий год были выделены: обороноспособность, дипломатия, социальные стандарты (как видим, они лишь на третьем месте — Авт.), образование, здравоохранение, агро-промышленный комплекс, дорожный фонд, энергоэффективность, культура и децентрализация.

Именно согласно этому перечню рассмотрим, как можно за такой короткий срок (до 1 декабря!) успеть внести необходимые исправления в проект госбюджета страны на 2017 год, чтобы он стал лучше и для экономики страны, и для обычных людей.

Опять речь о «стене»

Увеличение расходов на оборону (а их увеличили с 114 миллиардов гривен в 2016 году до 129 миллиардов гривен в 2017-ом) большинство экспертов приветствуют положительно:

«Россия также значительно увеличивает финансирование своей армиии в 2017 году. Мы не можем стоять в стороне, поэтому нам следует делать то же самое, потому что ми не знаем, предоставят ли Украине уже давно обещанное сверхновое оружие от США и НАТО. Если РФ будет увеличивать эскалацию военного напряжения, то, недофинансировав свою армию, мы можем уже в течение 2017 года «отбирать» у госбюджета деньги из других его статей, прежде всего, социальных. А так, уже на сегодня проектом госбюджета будет определена эта большая сумма на оборону, и нам известны объемы средств на социальные программы и откуда их взять, и имеем практически 100% уверенность в том, что эти средства не будут урезаны», — считает экономист Олег Коваленко.

Проектом госбюджета-2017 предусмотрен также рост заработной платы военных. В этом же году проектом предусмотрены расходы на обустройство так называемой «стены» на границе с Россией в размере 200 миллионов гривен. В прошлом году средства на это также выделялись, однако строительство сооружения практически не велось. Неужели деньги традиционно «разбазарили» и так произойдет снова? Ответа, наверное, не дождемся, однако аудит в году 2017-ом сделать, кажется, надо.

Достоинство тоже требует денег

Относительно увеличения расходов на дипломатию, то интересным является название соответствующей статьи бюджета: «Достойное представление Украины за рубежом». Так, наши дипслужбы и Министерство иностранных дел согласно проекту госбюджета-2017 должны получить аж на 1 миллиард гривен больше по сравнению с прошлым годом.

Как отмечает эксперт по международному праву, юрист компании «Центр Конфликтологии и Права» Алена Садовец, если работа так называемой политической дипломатии во главе с министром иностранных дел работает довольно неплохо, то экономическое представительство нашей страны за рубежом желает быть лучшим:

«Поэтому, я убеждена, что полмиллиарда гривен, которые заложены проектом госбюджета-2017 на дипломатию, нужно направить на образование и эффективную работу экономических представительств в разных странах мира. Именно это, на мой взгляд, главное. За 2014-2015 годы 16 миллиардов долларов на экспорте наших товаров и услуг мы потеряли по причине эмбарго России. Поэтому терять время и тормозить развитие экспортных возможностей в других странах мира будет большой ошибкой», — считает госпожа Садовец.

Председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, к примеру, уверен, что мы должны создать для этой цели специальное Экспортно-кредитное агентство. Между тем, некоторые народные избранники небезосновательно считают, что Украине также следует тщательно изучить, в каких странах вообще надо (и немедленно) открыть посольства нашего государства (особенно это касается Африки и Латинской Америки).

Непонятно, куда идут деньги

Третье место по значимости бюджета-2017 занимают социальные стандарты. Как всегда, любой документ, в этом ракурсе (или его проект) не критикует разве что ледащий: где же обещанный соцориентированный госбюджет? По словам господина Гройсмана, в проект бюджета был заложен рост соцстандартов с 1 декабря 2016 года на 10%. Минимальная зарплата и прожиточный уровень на 1 декабря 2017 года должны возрасти с 1600 гривен до 1762.

«Однако, если мы увидим, что у нас есть возможности для увеличения соцстандартов, то мы с большим удовольствием сделаем еще один шаг, чтобы людям дать больше денег», — считает Владимир Гройсман.

Премьер также уверен в том, что нужно абсолютно по-новому подойти к пенсионному обеспечению и предложить справедливую систему. Правда, пока тонкости не расшифровываются. Очевидно то, что минимальная зарплата, заложенная в проект бюджета, вырастит фактически на копейки, однако такая честность нового правительства (оно не может гарантировать значительного повышения) и огорчает, и подкупает одновременно.

Проект госбюджета, несмотря на усилия авторов, не отвечает на главный вопрос: куда уходят деньги? Например, непонятно, каким образом будет распределяться 151 миллион гривен, который заложен на отдых детей в лагерях. Увеличивается также уставной капитал — на 120 миллионов гривен Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству, в то же время оставляя в стороне проблему удешевления, собственно, кредитов.

По словам и.о. главы правления этого фонда (Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству — Ред.) Сергея Комнатного, уже два года подряд на их программы не выделяются государственные средства:

«В 2017 году мы хотели получить на льготное молодежное кредитование 1 миллиард гривен и столько же — на доступное жилье. Однако по факту этих цифр мы не имеем в проекте госбюджета. Этих же средств хватило бы на обеспечение жильем более 12 тысяч украинских семей. К тому же это позволило бы привлечь в строительную отрасль более 4,5 миллиардов гривен».

И действительно, кредитование этих весомых программ — не просто прихоть. Это — движущая сила мощной «раскачки» экономики. Может, народные избранники прислушаются к этому и внесут свои замечания в проект документа?

Практически на 10 миллиардов гривен больше, чем в прошлом году в госбюджете-2017 заложено средств на субвенции местным бюджетам на предоставление жилищных субсидий населению — 50,7 миллиардов гривен вместо 40,23 миллиардов гривен в 2016 году.

Субсидии и реальная потребность в них — это вопрос отдельный. Но здесь скрыта подмена понятий, когда граждане вместо того, чтобы получать достойную пенсию и зарплату, должны “выбивать” у чиновников какие-то скидки на оплату комунслуг.

«Мы должны отойти от этой порочной практики. Надо не увеличивать объемы предоставления жилищных субсидий, которые в конце концов уходят в «карманы» наших олигархов, держащих в своих руках энергетику, водоканалы и т. п., и государство, таким образом, фактически предоставляет субсидирование именно последним. Нам надо увеличивать зарплаты, чтобы люди сами были в состоянии платить за услуги», — соглашается экономист господин Коваленко.

В отношении педагогов: запланировано выделить больше средств (по сравнению с прошлым годом на 8,2 миллиарда гривен). Отдельной статьей обеспечен рост финансирования профессионально-технического образования в Украине. Напомним, что в прошлые годы это чрезвычайно важное направление образования оставалось без средств. Обещает правительство и возрастание заработной платы учителей и преподавателей на 1400 гривен. Обещали также оставить стипендии.

А вот 5,9 миллиардов гривен правительство желает направить на то, чтобы лекарства были закуплены через международные организации. Также чиновники уверяют, что на 20% повысится заработная плата врачей.

А вот в научной сфере есть определенные недоразумения. Ну, фактически, это «микс» науки и государственного управления:

«Так, на прикладные и фундаментальные исследования Государственного управления делами при Президенте Украины планируется выделить 41 миллион гривен. Также на научные исследования в сфере фискальной политики, то есть для написания никому не нужных монографий, также предполагается выделение немалых денег. Возможно, народные избранники обратят внимание на эти факты», — отмечает Ангела Бочи.

То есть, вопрос, зачем фискалам быть учеными-исследователями, когда есть реально более насущные проблемы? — один из самых обескураживающих.

Страсти вокруг аграрного НДС

Говоря об увеличении внимания к агропромышленному комплексу Украины, отметим, что в тексте документа идёт речь именно о фермерских хозяйствах. Факт о том, что малым и средним предприятиям нужна помощь, никого в правительстве не удивляет, наверное, именно поэтому на поддержку таких производств в госбюджете-2017 выделяется 5,5 миллиардов гривен.

Ситуация обостряется вокруг вопроса относительно отмены возврата всего НДС аграриям и фактического направления этого налога в государственный бюджет.

Напомним, что до 31 декабря, согласно переходным положениям Налогового кодекса, действует такая норма: предприятия, занимающиеся растениеводством, получают 15% НДС на свои счета, а 85% — идет в бюджет. Производители животноводческой продукции могут оставлять себе до 80% НДС. Согласно проекту госбюджета-2017, все 100% НДС для всех категорий производств должны идти в государственную казну. Однако министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой, заявил, что будет отстаивать оставление таких льгот хотя бы для животноводов, ведь если этого не сделать, то заниматься выращиванием молодняка и производством молока в Украине будет некому. А это уже общегосударственная драма. Потому что цены на молоко, мясо и сыр могут мгновенно взлететь и это изрядно ударит по карманам и без того обедневших граждан.

Следует добавить, что в первом полугодии 2016 года именно агропромышленный комплекс Украины давал 40% поступлений валюты в страну.

Читайте также: Продажа украинской земли: кто, сколько и зачем

С другой стороны, отмену этих льгот требует МВФ. А такие «просьбы» имеют повелительный характер, если Украина планирует и в дальнейшем получать транши. Как решится этот вопрос, пока неизвестно, однако баталии будут “ничего себе”.

Спасут ли дороги экономику Украины?

«Дороги — это, действительно, детище Владимира Гройсмана. И такая стратегия имеет внушительный смысл, когда правительство закладывает в нее большие средства в главном финансовом документе страны. Как известно, именно те государства, которые переживали сильные экономические кризисы, делали все для того, чтобы возобновить строительство и реконструкцию дорог, таким образом, «подталкивая» свои страны к развитию. Так делали в Германии и Италии в 30-х годах прошлого века. Как свидетельствует экономическая практика, на одно рабочее место при строительстве автодорог можно создать до 4-х рабочих мест в смежных отраслях», — отмечает юрист Алена Садовец.

Правительство надеется получить 14,2 миллиарда гривен на строительство дорог (и именно такие средства заложены в проекте бюджета) из поступлений от акцизного сбора из дорожного фонда, который будет создан совместно с народными избранниками. К тому же Украина может именно этим привлечь до 1 миллиарда долларов средств от международных финансовых институтов.

Экономисты убеждены, что такой фонд действительно можно создать, но контролировать его будет слишком сложно и неизвестно, как и куда будут расходоваться средства.

Всего лишь проекты…

Касательно энергоэффективности, которой в нынешнем бюджете придают особое значение, то правительство надеется увеличить добычу украинского газа. И также планирует создать Фонд энергоэффективности (опять только «планирует»— Авт.), рассчитывая на то, что в него можно привлечь 3,5-4 миллиарда гривен.

В отношении децентрализации (как говорят специалисты, эта реформа также вышла из-под руки Гройсмана, еще задолго до того, как он стал премьером и председателем ВР): правительство не пожалеет денег и в 2017 году — инвестиции в этот сектор составят три миллиарда гривен. Действительно, теперь останавливаться уже нельзя… Остается надеяться, что эту реформу завершат качественно.

Читайте также: Децентрализация в Украине: то, о чем все молчат

Где взять денег?

В общем, проект государственного бюджета вызывает вопросы. Как именно будут выполняться те или иные требования и как пересмотрят ли проект, если привлечение денег в госказну будет значительно меньшим? Так, по словам Ангелы Бочи, в бюджет-2016 закладывали 12 миллиардов гривен от приватизации, тогда как Украина не получила даже 100 миллионов гривен… Непонятным также является вопрос привлечения денег от так называемой спецконфискации — на 2017 год предусмотрено 10,5 миллиардов гривен. Это очень большая сумма, которую никогда не соберут.

Однако госпожа Бочи говорит, что госказна, к примеру, не получила 34 миллиардов гривен от Нацбанка. И почему-то именно Нацбанку «позволяют» немало вольностей и полномочий.

Есть вероятность, что правительство ищет деньги не там, где надо. Так, по словам народного депутата Виктора Кривенко, необходимо легализовать игорный бизнес, поскольку он стал негласным бизнесом прокуроров, полиции и других должностных лиц силовых структур. Кстати, за это государство могло бы иметь до 5-7 миллиардов гривен налогов.

Другие намекают на то, что кругленькая сумма «лежит» в нашей таможне — 100 миллиардов гривен. Не получено средств от рентных платежей — свыше 40 миллиардов гривен.

 

Действительно ли над проектом госбюджета наше правительство работало тщательно? Пожалуй, что да. По крайней мере, такой вывод делает подавляющее большинство экспертов и сам автор. И правда, за много лет бюджет пересмотрен на совесть и вовремя подан на рассмотрение в парламент.

А вот ответить на вопрос, стал ли этот документ социальным, уже труднее — можно сказать, что во многих смыслах этого слова, нет. Даже увеличение финансирования социальных программ по сравнению с прошлым годом не сделает жизнь простых украинцев лучше. Если все правки, о которых мы говорили выше, народные избранники внесут в главный финансового документ и их учтут, то можно ожидать, что часть выделенных денежных средств всё-таки не будет распылена или, проще сказать, украдена.

 

Игорь ГОНТА

Похожие темы:

Реформы 2016: Украина на грани поражения?
Прогноз для бизнеса: чего ждать зимой 2016-2017

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *