Станут ли наши дороги лучше? Прогноз дорожной сферы на 3 года

На днях стало известно, что в Украине будет создан Дорожный фонд и полностью изменена система управления автодорогами общего пользования. Условия для строительства новых дорог создадут три базовых закона, которые накануне были подписаны Президентом. Изменятся ли украинские дороги? Повлияют ли новые законы на наши дороги и как они будут выглядеть через 3 года?

Что было сделано в этом году

Именно дороги всегда «спасали» государства мира, которые страдали от жестоких экономических кризисов. Ведь одно рабочее место при строительстве дорог создает до 3-5 дополнительных мест в других отраслях экономики, обслуживающих дорожное хозяйство. А это, в свою очередь, способствует значительному увеличению поступлений налогов в государственную казну и улучшению жизни рядовых граждан.

Интересно, но в свое время, только получив кресло премьер-министра, Владимир Гройсман пообещал всей украинской общественности, что самым главным вопросом, который собирается решить его правительство, станет приведение в порядок существующих и строительство новых автотрасс и дорог.

Однако оказалось, что это не так просто и легко осуществить, так как сделано было за этот срок мало. Но почему? И зависело ли все это сугубо от наших чиновников? И почему, наконец, ни одна программа по развитию дорог не сработала?

Для начала, совсем свежая информация. Так, на днях вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион сообщил, что украинские дороги таки будут отвечать всем техническим нормам ориентировочно в 2017-2018 году. По его словам, в Украине — 170 тысяч километров дорог государственного значения, 9% из которых нуждались в ремонте (честно говоря, как-то маловато для всей нашей большой страны, где, по сути, 70-80% разбитых дорог — Авт.).

Однако чиновник отмечает, что в прошлом году удалось отремонтировать в 5 раз больше дорог, чем это было сделано за предыдущие годы. Кабмин же рапортует, что были проведены соответствующие подготовительные тендерные процедуры для выполнения среднего и текущего ремонта.

«Нам удалось не в полной мере, но провести ремонт дороги Одесса-Рени. Я горжусь ремонтами дорог, проведеннных в западном регионе. Это Ивано-Франковская, Тернопольская, Волынская, Львовская области», — заявил господин Кистион.

Учитывая то, что в позапрошлом году вообще в этом направлении почти ничего не сделали, то в этом году успехи действительно наблюдаются. Однако очевидно — 2016-ый не стал годом дорог… Возможно, им станет 2017-ый?

Презентуя проект Государственного бюджета-2017, господин Гройсман заявил, что средства на реконструкцию и постройку автодорог Кабмин намерен привлечь от международных инвесторов.

Сумма достигает 1 миллиарда долларов, которые выделяются в основном «строителю» дорог — «Укравтодору». Кстати, его финансированию ежегодно в госбюджете посвящена отдельная статья расходов. В этом году исключений не будет.

Принято новое законодательство. И что?

Сдвиги в дорожной сфере как-то упорно обходили високосный 2016-ый год. Так, только во втором его полугодии Верховная Рада приняла два важных закона: «О внесении изменений в Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» относительно усовершенствования механизма финансирования дорожной отрасли» (законопроект № 4014а), который предусматривает создание в составе спецфонда госбюджета Украины Государственного дорожного фонда «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования системы управления автомобильными дорогами общего пользования» (законопроект № 0954).

Первым документом установлено, что поступления, которые зачисляются в спецфонд, составят: в 2018 году – 50%; в 2019 году – 75%; с 2020 года – 100%.

В связи с последним из этих документов, будет изменена система управления автомобильными дорогами общего пользования – в частности, предусмотрена передача автомобильных дорог общего пользования местного значения под управление местными органами власти (областными государственными администрациями).

Создание Государственного дорожного фонда — такой важной для нашей страны институции, которая позволяла бы эффективно накапливать и вкладывать средства в строительство и ремонт дорог — отсрочено более чем на год. Поскольку оба документа вступят в силу лишь с 1 января 2018 года.

Юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Игорь Кравченко, объясняет, почему это не произойдёт раньше, в начале грядущего 2017-го года:

«Если бы эти положения законов были приняты до 15 июля 2016 года, они могли бы вступить в силу с 1 января 2017 года. Но поскольку эти документы были приняты после 15 июля, вступления их в силу в 2017 году противоречит ч. 3 ст. 27 Бюджетного кодекса Украины».

Кажется, это произошло не случайно, ниже мы объясним почему.

Дороги — общинам

О передаче автодорог местного значения на растерзание местным общинам, то это также является очень серьезным и крайне необходимым шагом, однако произойдет это в 2018 году.

Эксперты в целом одобряют «передачу» местных автодорог местным органам власти:

«Передача дорог местным общинам — позитивное намерение. При этом ремонт и содержание дорог будет осуществляться не только за счет местного бюджета. Так, в изменениях в Бюджетном кодексе Украины предусмотрено, что 35% средств Государственного дорожного фонда будет направлено именно на содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения», — отмечает господин Кравченко.

После такой передачи прав местные органы власти получат двойную выгоду: они будут иметь возможность распоряжаться своими средствами на ремонты и строительство определенной, однако большой части украинских автодорог, да еще и получат государственную поддержку из Государственного дорожного фонда.

А если это попытка переложить ответственность?

А вот председатель общественного объединения «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков отмечает, что «запуск» Государственного дорожного фонда с 1 января 2018 года, возможно, является попыткой правительства переложить ответственность за проблемы на преемников (последующие правительства, которые будут нести всю ответственность за строительство дорог — Авт.):

«Просто все уперлось в финансовые вопросы. Так, все «около транспортные» сборы и акцизы принесли украинскому бюджету в 35 миллиардов гривен в прошлом году. Однако непосредственно на дороги из бюджета в 2015 году было направлено лишь 4 миллиарда гривен, а в этом году — 6,5 миллиардов гривен. Это значит, что государство собирает с автомобилистов акцизы на дороги, однако латает этими поступлениями «дыры» в бюджете.

Государственный дорожный фонд — ключевой элемент механизма полноценного финансирования дорожной инфраструктуры. Прежде всего, международными финансовыми организациями, которые уже готовы щедро финансировать работу более 20 тысяч сотрудников облавтодоров и райавтодоров при условии финансирования правительством половины общей стоимости работ.

Публикация этого закона именно сейчас, хотя его действие начнется только через год, — вторая «красная» карточка от реформаторов предшественникам, многие из которых уже уволили. Но которые «от корыта далеко не уходят», а наблюдают и советуют, в том числе и от имени общественности. На самом деле, они получают таким образом доступ к нужной информации, влияют на процессы спят и видят себя в старых креслах в ближайшие годы, чтобы продолжить «распиливать» дорожные акцизы непрозрачным путём».

Жёсткая, однако, но честная мысль. И она имеет под собой все основания, учитывая украинскую коррупционную специфику.

Немного о концессии и платных проектах

Интересно, какие еще нормативно-правовые акты следует принять, к примеру, о концессии (передаче дорог, принадлежащих государству или территориальной общине, во временную эксплуатацию другим государствам, иностранным фирмам, частным лицам — Ред.) или о развитии платных дорог? Пришло ли время делать некоторые автодороги государственного и межгосударственного сообщения платными?

Станислав Гвоздиков считает, что финансирование крупных проектов на основе концессии сегодня заслуживает внимания по той причине, что само государство сейчас не способно потянуть масштабный проект — это возможно лишь при условии получения длинных кредитов. Кстати, такой документ еще не готов, и его разработка находится лишь на начальной стадии.

Относительно платных дорог, то эксперты говорят, что, с одной стороны, такое строительство и обслуживание будет стоить недешево, а с другой, — позволит перевозчикам избежать «подводных» камней на бесплатных альтернативных маршрутах.

В общем, господин Гвоздиков предлагает посмотреть на этот вопрос не столько как на инфраструктурное, сколько как на один из инструментов стимулирования экономического роста. Но здесь надо учитывать бюджетные поступления, количество рабочих мест, которые будут задействованы в этом огромном проекте, создание побочных проектов и тому подобное. В данный момент в Украине просто нет системной экспертизы для оценки влияния крупных инвестиционных проектов на экономику.
Итак, Украина в 2017-2018 годах окажется на пороге важных изменений не только в дорожном хозяйстве, но и в других смежных отраслях экономики. Действительно, жаль, что два весомых закона, о которых мы говорили выше, вступят в силу лишь с 1 января 2018 года, а не через две недели. Однако достаточным основанием для реформ в дорожной сфере является уже имплементированная Стратегия устойчивого развития «Украина-2020», Соглашение об ассоциации Украины с ЕС и о согласовании стандартов и политики с действующими в Европейском сообществе.

Однако, пожалуй, главным препятствием в этом процессе, как у нас всегда бывает, является коррупция. Ведь дороги и дорожное хозяйство — лакомый кусок для «распыления» и государственных средств, и инвесторских вливаний. Мы даже до конца не понимаем, как может быстро и к лучшему измениться лицо страны и благосостояние ее граждан, если будет воплощено в жизнь хотя бы несколько весомых проектов по строительству автодорог.

Игорь ГОНТА

Похожие темы:

Экономическое будущее Украины. Чего мы достигли и как двигаться вперед

Прогноз для бизнеса: чего ждать зимой 2016-2017

Коррумпированная транспортная отрасль: реальное лицо пассажирских перевозок

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *