Мораторий на продажу сельхозземель: быть или не быть и кому это нужно?

Совсем недавно увидел свет законопроект №5535 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который фактически вернулся к теме снятия моратория на продажу сельхозземель и значительно ожививший дискуссии в обществе. О чем это говорит и стоит ли нам готовиться к снятию моратория? Узнайте из нашего материала.

Что мешает отменить мораторий на продажу сельхозземель?

Как мы уже говорили, большинство экспертов сходятся на том, что в настоящее время инфраструктура готова ко введению прозрачного механизма купли-продажи земли сельхозпользования где-то на 70-80%. Есть у нас также и Земельный кадастр, неплохо функционирует и Государственный реестр прав на недвижимое имущество, который был открыт еще до 2014 года.

Готовыми к активному открытию рынка оказались и специалисты по экспертно-денежной оценке земельных участков, также есть необходимость и в специалистах по проведению торгов этим уникальным недвижимым товаром.

Однако, как бы там не было, а люди, которые намного ближе к селу, чем наши чиновники, которые сами работают днем и ночью на земле, а также известные сельскохозяйственные эксперты категорически против любого открытия, частичного или поэтапного, рынка земли.

Их основной аргумент — нет законодательной базы относительно цивилизованного оборота земель сельхозназначения (то есть законопроекта №5535, о котором идет речь в нашей статье).

Однако и это далеко не все — нет взвешенной государственной политики по стимулированию развития сельского хозяйства. И наконец — не завершена судебная реформа, а без справедливого судопроизводства, в таком деле, как земля и земельные отношения, не может быть порядка. И это вопрос стратегический, общегосударственной важности.

 

Очевидно, законопроект №5535 является первым этапом выполнения всех условий перед введением свободной продажи земель сельхозназначения. В общем, страна к открытию рынка земли, хотя бы к частичному, но готова.

Отметим, что в основном этот законопроект регламентирует куплю-продажу государственных и коммунальных земель сельхозназначения. Этот документ также открывает рынок земли и для физических лиц — они смогут продавать свои участки.

Кому и зачем понадобился законопроект?

Но не является ли этот законопроект банальным ответом на прихоти ЕС или МВФ?

По словам юриста ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Татьяны Журавель, действительно, одним из требований МВФ для получения следующего транша кредитов было внесение законопроекта об обороте сельскохозяйственных земель в Верховную Раду.

Следует понимать, что поспешность с принятием такого важного законопроекта и еще и накануне многочисленных новогодне-рождественских праздников, как мы видим, вообще не связана (не прямо, а лишь косвенно) с попыткой народных избранников приблизиться к принятию важного законопроекта. Ведь этим документом предлагается внести изменения в Гражданский кодекс Украины, Земельный кодекс Украины, Закон Украины «Об ипотеке», Закон Украины «Об исполнительном производстве». Перечень и значимость нормативно-правовых актов, которые должны претерпеть кардинальные изменения, довольно большой и серьезный.

Наверное, основная причина — это, действительно, добиться денег от МВФ. Судя по тому, что 22 декабря руководство Нацбанка Украины через СМИ заявило, что МВФ таки предоставит нам очередной транш и еще в январе 2017 года.

Можно предположить, что законопроект №5535-таки будет принят и, возможно, довольно быстро. А, может, все совсем и не так?

С чем этот документ не стыкуется?

Каким же кардинальным изменениям будет подвержена торговли землей сельхозназначения? Согласно проекту закона продажа земель сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности должна осуществляться исключительно на конкурсной основе путем проведения электронных торгов.

По словам Татьяны Журавель, электронные земельные торги организуются и проводятся в порядке, установленном Кабмином:

«А этого порядка пока нет, поэтому нужно сначала дождаться, когда будут определены и урегулированы электронные земельные торги».

Также документ лишь указывает на то, что необходимо урегулирование особенностей заключения договора дарения земель сельскохозяйственного назначения и наследственного договора в отношении таких земель. А больше «расписывают» другие законодательные акты и Кодексы, кстати в которые также должны будут вносить изменения.

Согласно другой статье законопроекта «минимальную цену продажи земель сельскохозяйственного назначения частной собственности (установить — Авт.) на уровне нормативно-денежной оценки, но не ниже 20 арендных плат». Нормальна ли эта цена?

«Цена на землю не является постоянной категорией и зависит от многих факторов. Более того, никто не заставляет продавать земельный участок по минимальной цене. Такая цена указана для того, чтобы люди ориентировались в приблизительной стоимости земель и не продали их за бесценок», — отмечает госпожа Журавль.

И действительно, если у тебя есть паи и ты не хочешь их продавать, ты имеешь полное право не делать этого.

Биполярность мнений

Мнения относительно того, можно ли принимать такой законопроект или нет, также биполярны, как это было и в течение всех лет действия моратория.

Министр аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Кутовой считает, что принятие этого законопроекта не означает, на самом деле, продажу земли:

«Закон называется “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, что определяет те правила, в рамках которых оборот земель существует. Но самих моделей оборота земель существует очень много и не все они предусматривают продажу земли. Например, позиция, о которой я уже довольно долго говорю, – это право продажи прав аренды и залога прав аренды в банке. Это создает возможности для владельцев земли удерживать ее — не продавать, при этом получать какие-то стартовые неплохие деньги, иметь паевые платежи, <…> передавать в наследство».

Довольно интересное объяснение, особенно потому, что при открытии рынка земли сельхозназначения стоимость гектара сперва будет не достаточно высокой и собственникам земельных паев, действительно, будет невыгодно пока ее продавать.

Другие эксперты, например, известный экономист и аналитик Александр Охрименко, вообще считают, что рынок земли в Украине уже давно, как говорится, перезрел:

«Его просто необходимо открывать и этот законопроект как нельзя кстати. Потому что именно такой документ надо было принимать еще в 2002-2003 годах. Ведь тогда и была наработана неплохая нормативно-правовая база. Я скажу так: недавно один из высоких чиновников Министерства аграрной политики и продовольствия заявил, что Украина потеряла до 45 миллиардов долларов по причине того, что не открыла рынок земли еще 10-12 лет назад».

Участки, в основном, не используются

Действительно, достаточно сказать, что в государственной и коммунальной собственности сейчас находятся большие земельные участки, которые почти не обрабатываются. Это прежде всего касается так называемых земель запаса.

Однако часто-густо земли физлиц, которые в свое время приобрели их как паи, также не используются — их владельцы, пожилые люди, которые просто не в состоянии это делать. Или, что также является распространенной практикой, земельными паями владеют люди, которые давно уехали на работу за границу или остались там, и им, по сути, не так интересно, по крайней мере сейчас, знать о судьбе своих паев.

Впрочем, добрая их половина, даже больше, категорически против открытия рынка земель и фактически против принятия этого законопроекта. Они опасаются, что земли скупят крупные латифундисты и будут делать на нем все, что угодно, а люди села станут своеобразными крепостными.

Возможно, это преувеличение? Для нашей страны, как говорят, преувеличений нет — все может случиться.

 

Рынок земли открывает удивительные просторы для развития страны и капиталовложений в сельское хозяйство. Однако для государства, ведущегокровавую войну и страдающего от экономических переломов, это может быть слишком рискованным шагом. Ведь и несоответствий, отсутствия уточнений различных механизмов и общих пробелов в законопроекте немало. В течение многих лет нардепы принимали законопроекты и вносили много изменений в сельскохозяйственное и земельное законодательство. А тут еще и новый серьезный документ, а они спешат,  как это было с принятием Государственного бюджета на 2017 год. Действительно же, надо принимать не “сырой”, а полноценный, эффективный документ, чтобы потом не вносить в него впопыхах многочисленные поправки.

Игорь ГОНТА

Похожие темы:

Экономическое будущее Украины. Чего мы достигли и как двигаться вперед

Мораторий на экспорт леса: разменная монета в получении кредита ЕС?

Пищевой фальсификат: почему украинцев кормят подделками

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *