Гривна «на нервах»: что будет с нацвалютой и зачем нам транш от МВФ

Несмотря на экономический рост в 2016 и в начале 2017 года, сегодня наша страна переживает трудности. Они касаются финансово-банковского и валютного рынков и самой нацвалюты. Что ждет гривну в ближайшее время? Что будет с нашей экономикой, если МВФ откажет в кредите?

Гривна «на нервах»: ее курс зависит от изменчивости политических, экономических и военных настроений в Украине и мире. Правда, «понервничав» несколько дней или недель, она снова возвращается к более-менее стабильному состоянию.

Обещания и прогнозы

Ситуация осложняется еще и тем, что уже несколько месяцев подряд МВФ (Международный валютный фонд) всё никак не предоставит Украине очередной транш. Правительство обещало, что это случится в ноябре-декабре 2016 года, затем «прогнозы» перенесли на январь 2017 года, в конце концов — на февраль.

Теперь эксперты прогнозируют подписание этого документа между Украиной и МВФ в середине марта, а возможно, даже на следующей неделе.

От денег МВФ зависит многое: поддержание курса нацвалюты, обеспечение устойчивого роста международных резервов Нацбанка (золотовалютного запаса). Всё это необходимо для нормальной жизнедеятельности страны, бизнеса и обычных граждан.

Как высказываются отдельные чиновники и эксперты, «МВФ слишком много хочет от Украины» для предоставления средств. Говорят даже, что в МВФ просто-таки настаивают на том, чтобы в течение трех лет у нас не повышалась минимальная заработная плата и чтобы и дальше повышался пенсионный возраст.

А вообще, так ли нужен Украине очередной транш? Может, у нас в стране есть свои внутренние резервы для поддержания гривны и финансово-банковского сектора, чтобы прожить без денег МВФ весь 2017 год?

МВФ не требует, а рекомендует. Всё остальное — в руках правительства

А вот украинская власть сама предлагает источники экономии для получения кредитов.

Как считает юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Алёна Садовец, во-первых, надо однозначно заявить, что МВФ не выдвигает и никогда не выдвигал однозначных и конкретных требований:

Алёна Садовец, юрист

МВФ нужны аргументы: каким образом правительство Украины будет возвращать очередной транш, из каких источников и что ради этого он планирует сделать. И МВФ формулирует так называемые рекомендации, например, реформировать правоохранительные органы, бороться с коррупцией. Однако чиновники и так всё это знают

Другое дело — наше правительство само формулирует источники и реформы, из которых и с помощью которых страна будет возвращать кредиты.

Чиновники расписывают всё в «Письмах о намерениях», где сами объясняют, что такие средства можно найти за счет экономии на повышении пенсионного возраста или замораживанием минимальных заработных плат на определенный срок и тому подобное. А потом всё это идет за основу Меморандума между Украиной и МВФ о предоставлении очередного транша, — объясняет Алёна Садовец.

Таким образом, наша власть сама пытается найти разные источники и на чём сэкономить, чтобы «выбить» деньги у МВФ. То есть обвинение или критика этой институции за настойчивость в выполнении того или иного пункта своих требований, безосновательны.

К тому же украинцы имеют право свободного доступа к окончательному документу — Меморандуму. Однако текст его можно было найти в Интернете только на английском языке. А такие соглашения должны свободно публиковаться в официальной украинской прессе и так должно быть всегда.

Но и тут без абсурда не обошлось:

Говоря об обязательности опубликования Меморандума, я говорю об этом документе, как о международном соглашении. Однако недавно ВАСУ назвал Меморандум «личной перепиской», а не нормативным документом. Письмо о намерениях к МВФ, адресованное персонально Кристин Лагард, директору-распорядителю МВФ, не устанавливает правовых норм, а по своей правовой природе является письмом-обращением

А если важные вещи называют только личной перепиской, а не официальным документом, печатать их для наших граждан вроде бы и не обязательно.

Что предлагают сделать для получения транша

Более того, чтобы повысить пенсионный возраст, для получения транша необходимо сократить количество государственных служащих и открыть земельный рынок.

Установлен и срок принятия пенсионной реформы — конец марта 2017 года. Также МВФ вроде «настаивает» на избрании международной компании с хорошей деловой репутацией для проведения аудита Приватбанка. На днях стало известно, что такая компания была найдена.

Ради денег припугнут всех

Как считает руководитель консалтинговой компании «Украинские стратегические коммуникации» Иван Никитченко, получение транша может произойти уже в марте (и мы фактически в этом уверены с учетом «переписки» Украины с МВФ):

Наше государство приняло бюджет с дефицитом в необходимых пределах, назначило независимое руководство в Приватбанке. А вот дальше будут большие проблемы — необходимость принятия пенсионной реформы, запуск и создание антикоррупционного суда, пересмотр системы субсидий (отмена рассрочки на уплату коммунальных услуг, монетизация льгот и т. д). Непопулярные реформы всегда тяжело продвигаются у нас. До этого надо запустить электронный кабинет плательщика налогов, создать финполицию и определиться с налоговой реформой: дальше «закручивать гайки» упрощенцам, или вводить налог на выведенный капитал вместо налога на прибыль

Вполне возможно, что власть сама хотела провести непопулярные реформы, чтобы «выбить» у рядовых граждан еще больше денег. Или уменьшить те же самые субсидии или увеличить цены на коммуналку.

Народу же всё преподносят как безапелляционные требования «прожорливого» МВФ.

Кредит могут не дать за внеочередные выборы

Если к этому добавить низкие рейтинги власти и шаткие позиции коалиции в Верховной Раде (а это более 226 депутатов), немало участников политической жизни не зря поговаривают о досрочных выборах.

Но внеочередных выборов точно не будет в марте-апреле. А вот осенью — еще неизвестно.

Заметим, что на время избирательной кампании и до формирования нового правительства МВФ замораживает выделение траншей. В наших условиях — это 4-6 месяцев. Если выборы будут назначены на осень, то во втором полугодии мы можем не получить и второй транш 2017-года.

Хорошо, что хоть 1 миллиард долларов первого транша уже скоро должны «обрести». И при том, что в 2015 году наша страна получила от МВФ 6,7 миллиардов долларов (два транша), а в сентябре 2016 года — 1 миллиард долларов (третий транш).

Что будет с гривной без новых траншей от МВФ в этом году?

В Нацбанке отвечают: ситуация на межбанковском валютном рынке пока стабильная:

Традиционное для первых месяцев года девальвационное давление на гривну было обусловлено <…> сезонным спадом деловой активности…

В регуляторе также уверены, что и международных резервов НБУ достаточно, чтобы пережить трудности, — к началу февраля 2017 года они составляли 15,4 миллиардов долларов.

Однако тот же Нацбанк еще год назад — в феврале 2016 года — прогнозировал рост резервов до 1 января 2017 года до 17,5 миллиардов долларов, чтобы жить гривне и стране было безопаснее и легче. То есть, регулятор «не дотянул» более 2 миллиардов долларов до воплощения этого «желания».

Прогнозы относительно курса гривны по отношению к американскому доллару в 2017 году даже для одних и тех же экспертов и известных агентств по многим причинам (при негативных и позитивных сценариях) разные — от 26 до 30 гривен за доллар.

Чтобы выжить без денег МВФ, нужно стабилизировать ситуацию на востоке

Так, директор рейтингового агентства «Стандарт-Рейтинг» Андрей Никитин уверен, что страна вполне может жить без кредитов от МВФ, по крайней мере, в 2017 году:

Это дополнительная процентная нагрузка на бюджет. Относительно роста международных резервов Нацбанка, то их можно накапливать не только благодаря МВФ. Как мы это увидели в 2016 году, когда регулятор сам агрессивно скупал валюту. Поэтому его золотовалютные резервы тогда значительно выросли. Сейчас же сложилась такая ситуация, что Нацбанк, если не будет ухудшения военных действий на востоке Украины, может вполне выкупить на межбанковском валютном рынке 1,5-2 миллиарда долларов, пополнив таким образом международные резервы.

А предпосылки, по словам эксперта, для этого есть. Речь идет о больших внутренних резервах, которые в 2016 – начале 2017 года сформировались в стране. В прошлом году значительно вырос ВВП и улучшился платежный баланс:

Имеем два противоположных мнения относительно негативных и позитивных предпосылок, которые будут влиять на гривну и экономику страны в целом без предоставления очередных траншей МВФ в ближайшие месяцы (возможно, мартовский транш будет первым и последним в этом году).

Андрей Никитин считает, пополнить международные резервы без помощи МВФ и быть спокойными за гривну в ближайшие месяцы тоже можно только при условии стабилизации военного положения на востоке Украины.

Заинтересованность в получении транша не у самой финансовой системы страны, отраслей и обычных людей, а у властных структур. Ведь учитывая космические показатели коррупции на всех ее ступенях (бороться с которой, кстати, всегда рекомендует Украине тот же МВФ), часть денег от институции «распиливают» наши чинуши.

Утверждать, что деньги от МВФ однозначно не нужны, не помогают и не влияют на экономические процессы, также нельзя. А сама гривна, скорее всего, в 2017 году не сильно напугает бизнес и население. Конечно, при условии наращивания всех позитивных тенденций в стране.

Однако кощунство со стороны властей — «подсовывать» убеждение о том, что документы типа Письма и Меморандума можно и не предоставлять гражданам для ознакомления. В таких «письмах» власть исподтишка гарантирует вернуть кредиты за счет средств простого населения страны.

Если украинцы будут собственноручно контролировать содержание документов, средства от МВФ будут вдвое-втрое эффективнее. А до подписания Меморандумов с МВФ под давлением общественности власть будет кардинально менять «гарантийные источники». И не за счет обычных людей, а за счет богачей-чиновников, представителей монополий, картелей и олигархов.

Игорь ГОНТА

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *