«Институт коррупции» имени Глиэра: почему все тендеры вуза становятся скандальными

#прозорро

Честно конкурировать, максимально экономить, объективно и беспристрастно оценивать тендерные предложения, и главное – предотвращать коррупцию. В этом суть PzoZorro, но не все это понимают. Анализируем скандальные закупки Киевского института музыки имени Глиэра и то, как фальшивят вузы ради наживы

Участники госзакупок делят заказчиков тендеров на две группы

Опытные участники закупок в системе ProZorro легко различают добросовестных заказчиков и дельцов.

Представители первой группы, примерные заказчики, встречаются редко. Нуждаясь в модернизации инфраструктуры или с целью собственного развития, они используют все преимущества системы электронных торгов, проводят ремонт или закупают материальные ценности. Как следствие, такие порядочные госучреждения получают необходимые товары или работы по рыночным (а часто и более низким) ценам, да еще и экономят бюджетные средства.

Вторая группа — государственные организации с чиновниками-бизнесменами во главе. Они эксплуатируют ProZorro ради собственного обогащения, а не для нужд учреждения, производства или предприятия.

Первые, малые госучреждения (детские сады, школы), имея небольшой бюджет, выбивают каждую гривну в казначейства и тратят ее как можно рациональнее, да еще и отчитываются перед контролирующими органами.

Дельцы же «играют по-крупному». Распоряжаясь свободными средствами, жадные чиновники используют различные схемы их присвоения.

Как институт Глиэра создал тендер на 12,5 млн грн под один бренд

В сети появилось много жалоб студентов и абитуриентов одного из столичных вузов — Киевского института музыки имени Г.М. Глиэра, — участник госзакупок. Молодежь жалуется на коррупцию в заведении, а информация о разворовывании бюджета во время проведения тендеров институтом почему-то умалчивается.

Источник: www.education.ua

Институт музыки ждет значительное событие – юбилей по случаю 150-й годовщины со дня основания. Но ректорат создает репутацию заведения не на достижениях и творческих успехах студентов и преподавателей, а на коррупционных аппетитах.

Этот вуз имеет статус коммунального учреждения Киевской городской государственной администрации. То есть все его расходы, в частности на торжественные события, обеспечивает столичный бюджет. А любое приобретение товаров, работ или услуг обязательно проводят через систему государственных закупок ProZorro.

Видимо, руководителю института Александру Злотнику и его приспешникам известно, что, расходуя средства на празднование различных событий, можно неплохо заработать. Например, для танцевального флешмоба в честь упомянутого юбилея в апреле этого года институт купил по вдвое завышенным ценам обычные футболки.

Фото: флешмоб КИМ им. Г.М. Глиэра, официальный сайт Киевсовета

Для 10-минутного перфоманса на Софиевской площади в Киеве на экипировку из городского бюджета было потрачено почти 100 тысяч гривен. Хотя изначально вуз отклонил более выгодное предложение одного из участников того тендера. Оно составляло 54 тысячи гривен.

Сама же закупка оказалась полным фарсом. Один из участников флешмоба сообщил, что во время шоу использовались не новоприобретенные футболки, а регланы с длинным рукавом, на покупку которых пошли средства самих студентов. То есть закупки как таковой не было.

В этом году институт имени Глиэра дважды был в центре скандала

Установление дискриминационных требований к участникам, подписание договоров о работах и услугах с ненадежными предприятиями, налаженная система «откатов» за победу в торгах — характерные черты закупок вуза.

По словам бывшего сотрудника института, ректор Александр Злотник будто бы выстроил устойчивую коррумпированную вертикаль в заведении. Главные роли играют проректор по учебно-методической работе Юрий Зильберман и проректор по административно-хозяйственной работе Юрий Карюк. Первого называют вероятным ответственным за «поборы» со студентов. Другого — за сделки в хозяйственной деятельности вуза.

Меньше чем за год Киевский институт музыки им. Р.М. Глиэра дважды находился в центре скандала из-за сомнительных финансовых сделок. В конце 2016 года при искусственно созданных антиконкурентных условиях, этот вуз купил за 12,5 миллионов гривен музыкальные инструменты Yamaha, отклонив рассмотрение более дешевых и качественных альтернатив.

Активисты, заручившись поддержкой одного из нардепов, обращались к КГГА, Министерство образования и правоохранительные органы с требованиями проверить тендер и повлиять на заказчика. Но протесты против расточительства руководства института сошли на нет, когда ректор подключил свои связи во власти. Договор на поставку инструментов был заключен, а деньги перечислили поставщику.

Другой факт растраты бюджетных средств в этом вузе обнаружила Госаудитслужба. По результатам ревизии финансовой деятельности института за 2014-2016 годы, специалисты ГАС Украины установили ряд нарушений, которые привели к потере более 160 тысяч гривен. К ответственности правоохранители никого так и привлекли, виновники остались при должностях.

Злоупотребления со стороны тендерного комитета при проведении закупок за государственные средства привели к тому, что уровень конкуренции в объявленных за последний год институтом торгах попал в зону высокого коррупционного риска. То есть на один тендер приходится менее двух участников (показатель 1.9).

Из 77 закупок только 4 проводились по процедуре открытых торгов. Экономия бюджетных средств благодаря применению системы ProZorro составляет при этом лишь 1,5%. Это один из худших показателей в стране.

Как институт музыки грубо нарушил условия закупок, и ему за это ничего не было

В июле этого года Киевский институт музыки имени Глиэра объявил закупку услуг фотосъемки и обработки фотоматериалов на ожидаемую стоимость 198 тысяч гривен.

Самую низкую цену (79 999 гривен) предложило ООО «Юэй-Ивент Продакшн». При этом экономия составила 118 тысяч, то есть более 40% от запланированных расходов. Но несмотря на эти преимущества предложения участника, после проведения торгов заказчик неожиданно отменил закупку из-за якобы «необходимости внесения изменений в условия закупки и корректировки технического задания».

Отмена же торгов по указанной институтом причине — это незаконно. Ведь согласно Порядка осуществления допороговых закупок, заказчик имеет право вносить изменения в информацию и документы по закупке только до начала приема предложений.

Решение отменить торги Юрий Карюк объяснил необходимостью доработать ТЗ, пообещав, что скоро тендер объявят снова, но уже с исправленной тендерной документацией.

Юрий Карюк, проректор по административно-хозяйственной работе Киевского института музыки имени Р.М. Глиэра

В начале августа институт организовал новый тендер, который при отсутствии конкурентов снова выиграл ООО «Юэй-Ивент Продакшн». Но на следующий день Юрий Карюк повторно отменил закупку по той же причине – необходимость внесения изменений в ТЗ. Так произошло, возможно, потому что «свой» участник просто не успел подать документы для участия.

Да, я подписал протокол [отмены закупки. — Checkpoint]. Но мне дают информацию, а я только публикую в Прозорро. Фотоуслугами занимаются другие люди, и они, видимо, хотят доработать техзадание

— так проректор Юрий Карюк объяснил, что ему ничего неизвестно о причине отмены закупки, поскольку он только подписывал документы, а не готовился к тендеру.

Кто эти «другие люди», неизвестно. Однако проректор пообещал организовать с ними встречу в конце августа, чего так и не сделал.

Допороговые закупки наиболее уязвимые перед коррупционными злоупотреблениями

Тендеры на закупку товаров, работ и услуг за государственный счет проводят на открытых торгах с аукционом на понижение цены. Заказчик указывает максимальную цену, которую готов потратить, а участники аукциона торгуются между собой. Обычно побеждает компания, предложившая самую низкую цену.

По такому алгоритму происходят торги для товаров и услуг на ожидаемую стоимость 200 тысяч гривен и больше. Для работ порог выше – 1,5 миллиона гривен.

Все закупки с низкой стоимостью называют допороговыми. Они предусматривают упрощенную по сравнению с открытыми торгами процедуру приобретения товаров, работ и услуг. Несмотря на все потуги реформаторов побороть коррупционную составляющую государственных тендеров, они почему-то игнорируют допороговые закупки – самую уязвимую процедуру.

Дело в том, что «допороги» никак не регулируются законом. Процедура регулируется только Порядком осуществления закупок. Но это — лишь своеобразная рекомендация для заказчиков. То есть проводя «допороги», нечестный заказчик имеет на руках выигрышные карты: начиная от безосновательной дисквалификации участника-победителя до применения джокера — принятия решения об отмене торгов. И обжалования решений заказчика законом не предусмотрено.

А госзакупки Киевского института музыки имени Глиэра откровенно игнорируют основополагающие принципы закупок за бюджетные средства.

Чтобы побороть безнаказанность во время «допорогов», нужно отказаться от ограниченного Порядка и принять полноценный закон. Это избавит процедуру допороговых закупок от пробелов и установит ответственность для заказчиков и участников торгов.

А пока этого не произошло, пострадавшие участники должны будут собственноручно бороться с несправедливостью. И самый действенный метод — придавать огласке коррупционные аппетиты руководителей-бизнесменов и привлекать общественность к решению проблем присвоения средств налогоплательщиков.

Артем Бондаренко, юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права»

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *