Скандальной судебной реформе в Украине быть. 10 основных положений закона

#реформа
судебная реформа 2017

На днях Верховная Рада проголосовала за реформу судебной системы. Говорят, что теперь влияние президента на суды увеличилось, как и полномочия самих судов и судей, ограничив других участников процесса. Юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Марина Суткович рассказывает о самых важных и спорных нормах документа и развеивает мифы о реформе

Третьего октября Верховная Рада приняла одну из самых обсуждаемых реформ. За проект закона о внесении изменений в Хозяйственный и Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства и другие законодательные акты нардепы проголосовали вопреки шквальной критике со стороны правового сообщества и забастовкам в парламенте.

#1 Президент получает почти абсолютную судебную власть

Вопреки одной из многих страшилок о судебной реформе, о так называемой абсолютной власти президента ничего не написано в новеллах законопроекта. Зато это указано в Законе «О судоустройстве и статусе судей», принятом еще в 2016 году.

На самом деле конкурс на должность судьи в Верховном суде Украины прошли 120 кандидатов. Теперь каждого из претендентов должен утвердить Высший совет правосудия, а подписать — президент. То есть президент — это последняя и решающая инстанция в утверждении кандидатов на эту должность. Он действительно собственноручно и единолично сможет влиять на Верховный суд.

#2 Суд становится электронным, а повестки уходят в Сеть

Отныне суды будут обмениваться между собой материалами дел в электронной форме. Точно так же будет происходить документооборот между самими участниками процесса, между участниками и судами.

Судебные решения и повестки будут приходить на официальные email-адреса участников процесса. А если адреса электронной почты нет, то привычным способом — заказным письмом с уведомлением о вручении, или через курьеров по адресу, указанному стороной или другим участником дела.

Бумажная форма обмена документами тоже остается. Просто суды будут переводить в электронную форму полученную на бумаге документацию.

+ Не всем участникам процесса нужно будет посещать заседания. Как сказано в документе, можно будет участвовать в судебном заседании по видеоконференции, не покидая дома или офиса, а свидетелям и экспертам — помещение другого суда.

Но вот ответственность за риски из-за технической невозможности участвовать в видеоконференции вне помещения суда или за прерывание связи несет участник дела, который подал соответствующее заявление.

При этом суд может определить помещение, где участники дела смогут принять участие в заседании в режиме видеоконференции. А свидетель, переводчик, специалист и эксперт могут участвовать в судебном заседании по видеоконференции в помещении суда.

Но положения об электронном суде начнут действовать, только когда стартует Единая судебная информационно-телекоммуникационная система.

#3 Судиться будут по залогу

Если кто-то захочет судиться, ему придется заплатить. Согласно нововведениям, при соответствующем ходатайстве ответчика истцы должны будут платить своеобразный залог. Это типа компенсации ответчику за адвоката, если он одержит победу в суде.

То есть затраты на адвоката истца никак не обеспечены. Присудив какую-то сумму с ответчика, придется взыскать ее через исполнительную службу. Тогда как у ответчика уже будут деньги.

При этом, истец должен внести в определенный судом срок средства в уплату профессиональной правовой помощи. Иначе суд может оставить иск без рассмотрения, исходя из ходатайства ответчика.

По новым процессуальным кодексам, истец и ответчик должны обязательно определить сумму расходов в ходе судебного разбирательства. А если сумма итоговых расходов значительно превысит сумму, заявленную вначале, «суд может отказать стороне, в пользу которой принято решение, в возмещении судебных расходов в части их превышения, кроме случаев, если сторона докажет, что не могла предусмотреть такие расходы на момент представления предварительного (ориентировочного) расчета».

Но суды тянутся годами, поэтому определить, сколько будет потрачено на адвоката, скольких свидетелей привлекут и проведут экспертиз, невозможно. Во время рассмотрения могут всплывать факты, которые меняют стратегию дела и набор процессуальных действий.

#4 Журналистов и наблюдателей будут выгонять

Если не хватит свободных мест, суд может ограничить доступ людям в зал заседаний. Скорее всего, под руку попадут журналисты и независимые наблюдатели. То есть неугодные суду сторонние лица не смогут попасть в зал заседаний просто по воле судей. Последние будут избегать общественного контроля, назначая местом заседаний маленькие кабинеты с максимально ограниченным количеством мест.

Ко всему, если суд решит, что фото-, видеосъемка, аудиофиксация и трансляция судебного заседания мешают ходу судебного процесса, он может запретить или ограничить их проведение, о чем вынесет постановление. Это тоже ограничит контроль за работой судей и ходом спорных дел.

#5 Расследовать дела будут не больше полугода

В законе появилась поправка, которая уменьшает сроки расследования в зависимости от категории дела до 3 или 6 месяцев. То есть все долгоиграющие расследования при неочевидных преступлениях станут невостребованными для правоохранителей.

#6 Не все дела дойдут до кассации

Не все решения можно будет обжаловать в кассации. Например, Верховный Суд не будет рассматривать малозначительные дела, где цена иска меньше 100 прожиточных минимумов, а также другие дела на усмотрение суда с учетом обязательных норм. Но если дело вызовет в обществе резонанс, ВС может решиться на его рассмотрение.

Реформа превращает Верховный Суд в единоличную кассационную инстанцию, а все существующие сейчас высшие суды ликвидирует. Кассационные дела, находящиеся сейчас на рассмотрении в таких судах, перейдут к новоизбранным верховным судьям. А ВСУ, кстати, по соответствующей жалобе будет рассматривать кассацию только единожды.

Вся страна замрет в ожидании решений по старым кассационным делам не только потому, что они все в один момент сосредоточатся на столах верховных судей, но и потому, что новые дела будут поступать, как и раньше, регулярно.

#7 Новое в судебном сборе

Несогласные с присужденной им частью суммы будут платить судебный сбор только исходя из суммы, с которой они не согласны.

Да и при подаче апелляции раньше платили 110% от ставки при подаче иска, заявления и жалобы. А нужно будет платить 150%. В кассации платили 120 процентов ставки, а будут 200%.

#8 С судьей можно будет все “уладить” и вне заседания

Урегулирование спора с участием судьи — примирение сторон, когда судья выступает посредником, — будет происходить в форме совместных и/или закрытых совещаний, а также в режиме видеоконференции.

Совместные совещания будут проводить с участием всех сторон спора, их представителей и судьи. Судья сам будет решать, проводить ли закрытые совещания с каждой из сторон отдельно. Таким образом, вводится процедура коммуникации судьи и сторон вне судебного заседания.

#9 Суд будет решать, допускать ли к делу правовых экспертов

Эта норма как минимум дискредитирует судей. Потому что как экспертов в правовых вопросах суд будет привлекать тех, у кого есть научная степень, и признанных специалистов. То есть суд будет прибегать к помощи каких-то правовых экспертов в то время, когда он сам по себе — профессиональный юрист с соответственным образованием, стажем работы, прошедший квалификационные испытания для того, чтобы решать правовые вопросы.

#10 Об адвокатской монополии

Теперь представителем в суде может быть адвокат или законный представитель. А при рассмотрении споров о трудовых отношениях и малозначительных споров представителем может быть любой гражданин старше восемнадцати лет, у которого есть гражданская процессуальная дееспособность.

Материал подготовлен при информационной поддержке юридической компании «Центр Конфликтологии и Права».

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *