Энергетическая независимость как мечта. Что происходит с нефтью и газом?

#энергетика

В этом году Украина впервые попала в международный рейтинг «Индекс управления ресурсами» (RGI). Теперь мы можем не только адекватно оценить наше место среди газодобывающих стран, но и диагностировать проблемные зоны в добыче нефти и газа

Соседями Украины по «слабости» стали Казахстан, Киргизия и Россия

Если Норвегия и Великобритания попали в группу сильнейших, то нашими соседями по «слабости» стали Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. Украина набрала лишь 49 баллов из 100 возможных и заняла 44-те место в рейтинге 89 стран, богатых на природные ресурсы.

Почему же страна с мощнейшим углеводородным ресурсом не в состоянии составить достойную конкуренцию? У нас есть достаточные запасы газа и нефти для энергетической независимости, по меньшей мере, в среднесрочной перспективе. Согласно данным, опубликованным в отчете OPEC за 2016 год, нефтяные ресурсы в Украине оцениваются в 54 млн тонн, а запасы газа — в 924 млрд. кубометров.

Весь этот потенциал не используется полноценно. По статистике Минэнергоугля, в прошлом году собственная добыча природного газа равнялась только 20 млрд кубометров. А это чрезвычайно мало.

Мировая практика показывает, что годовая добыча должна составлять приблизительно 4% защищенных балансовых запасов, а ежегодный прирост разведанных запасов должен превышать годовую добычу приблизительно вдвое.

Почти половину запасов топлива мы импортируем, а инвесторы нас боятся

Наши отечественные запасы обеспечивают только 62% потребления, остальные необходимые объемы приходится импортировать. По данным Naftogaz Europe, за 2016 год в Украине было употреблено 33,2 млрд м3 газа, из которых 33% составил импорт. Не удивительно, что в приоритете у правительства — наращивание собственного производства энергии путем привлечения инвестиций.

Существенными препятствиями на пути даже самого смелого инвестора выступают противоречивое законодательство, высокий уровень коррупции и неэффективная украинская судебная система.

Все портит и комплекс специфических проблем, типичных для добывающих индустрий, таких как несовершенство земельного законодательства, излишне бюрократизированная система получения разрешений, нестабильные рентные и налоговые правила, откровенно слабая прописанность вопросов, связанных с минимизацией вреда для окружающей среды.

Энергетическую модернизацию страны тормозит Верховная Рада

Весной нардепы пытались принять законопроект о прозрачности в добывающих отраслях, который впоследствии успешно провалили. А в парламенте и профильных комитетах найдутся и другие проекты актов, направленные на улучшение системы управления природными ресурсами в Украине.

Речь идет о законопроекте (внедрение современных стандартов бухгалтерского учета и финансовой подотчетности), дерегуляционном проекте в нефтегазовой сфере, проекте о частичной децентрализации ренты и об оценке влияния на окружающую среду.

Если ситуация кардинально не изменится, то Украину ожидает коррупционное будущее Венесуэлы, а не норвежский уровень жизни граждан.

Балансы природного газа Украины одни из самых больших в Европе

Наращивание добычи природного газа внутри страны — единственный действенный инструмент в достижении энергетической независимости. А по данным международного консалтингового агентства IHS, за последние 25 лет добыча природного газа в Украине сократилась почти на 20%.

— с 24,4 млрд. м3 в 1991 году до 20,1 млрд м3 в 2016. Стремительное уменьшение объема добычи связано с истощением имеющихся месторождений на 60-75%

Но ещё в начале 2016 года балансовые запасы украинского природного газа составили 924,1 млрд. м3. Это один из наивысших показателей в Европе, ведь таких запасов должно хватить минимум на 46 лет. Для сравнения: ресурсы Румынии рассчитаны на 14 лет, Норвегии – на 16, Польши – на 27.

То есть имеется значительный потенциал отрасли, но нет условий для его развития.

Что случилось с Госгеонедрами?

За годы независимости практически полностью была разрушена мощная геологическая служба. Функции Госгеонедр сводятся к проведению аукционов и выдаче разрешений на право добычи и разведки полезных ископаемых.

И хотя в последнее время аукционы стали открытыми, честности в них не добавилось. Чиновники этого государственного ведомства то и дело оказываются в центре скандалов в связи с непрозрачным распределением разрешений.

У нас остается неоправданно высокий тариф рентных платежей

Газодобыча в Украине остается недостаточно конкурентоспособной для привлечения инвестиций.

Добыча запасов газа в Украине и других странах

Все дело в слишком высоких ставках рентных платежей на добычу природного газа. Согласно выводам компании Deloitte, в Европе размер указанных специализированных ресурсных платежей представлен в среднем на уровне отметки в 12%.

К тому же большинство стран за последние годы пересмотрели ставку в пользу снижения. Тогда как в Украине средний тариф рентных платежей составляет 29% от стоимости товарной продукции, то есть один из наивысших в Европе. А это совсем не привлекает инвесторов и они бракуют Украину.

Ресурсы есть, но по неизвестным причинам участки простаивают

Еще одна проблема — отсутствие новых участков нефтегазоносных недр и низкий уровень разработки существующих.

По данным «Государственного информационного геологического фонда Украины», вначале 2016 года из 112 специальных разрешений на геологическую разведку с опытно-промышленной разработкой и дальнейшей добычей юридические лица-владельцы, 14 из них (площадью свыше 2,6 тыс. км2), не платили рентную плату. То есть ресурсы в наличии, но по неизвестным причинам участки простаивают.

А по словам исполнительного директора Ассоциации газодобывающих компаний Украины Романа Опимаха, «нефть и газ будут иметь значение ещё максимум 50 лет. Поэтому все страны, обладающими перечисленными ресурсами, должны их разрабатывать, а не сидеть».

Такие международные компании, как Exxon Mobile, Shevron, Shell, американская Hunt Oil и бразильская Petrobras, неоднократно пытались зайти на украинский рынок, но дальше заявлений чиновников о целесообразности освоения морских шельфов дело не продвигалось.

Ситуация изменилась только после стремительного роста цен на российский и среднеазиатский газ. С иностранными инвесторами были подписаны многообещающие соглашения, но нестабильная ситуация в Крыму заморозила проекты на неопределенный срок.

Энергетическое будущее: какое оно?

Разные игроки рыка предлагают разные сценарии. По прогнозам Украинского Института Будущего, до 2022 года наша страна может выйти на самообеспечение газом, нефтью и нефтепродуктами.

Кабинет Министров порадовал разработкой новой Энергетической стратегии до 2035 года, отличающейся от советской централизованной модели. Большие надежды Кабмин возлагает на госкомпанию ПАО «Укргаздобыча», которая к озвученному сроку должна нарастить добычу до 20 млрд кубометров.

Для реализации задуманного компания обязана активно осваивать новые месторождения, но с 2011 по 2016 год она не получила ни одной лицензии. В ближайших планах Укргаздобычи — разработка шельфа Черного моря. Но попытку получить соответствующие разрешения заблокировал Одесский облсовет. Парадокс в том, что этот шельф не относится к его юрисдикции.

Реформирование нефтегазодобывающей отрасли невозможно без полноценной законодательной базы

Например, Закон о децентрализации ренты, который вступит в силу 1 января 2018 года, остро ставит вопрос об определении механизмов управления средствами на местах, ведь их сумма, по приблизительным подсчетам, составит около 1,8 млрд грн.

Нужно продолжить реформировать корпоративное управление государственными предприятиями — не только НАК «Нефтегаз Украины», но и другими объектами. Прозрачность вовремя предотвратит возникновение коррупционных схем. Открытость данных (в частности, конечных бенефициаров и содержания всех соглашений) поможет правительству принимать обоснованные решения.

Глобальные технологические тренды тоже влияют на энергетический сектор. Стратегия-2035 предусматривает внедрение реформ и создание конкурентной, инвестиционно привлекательной среды.

Пока Украина будет внедрять конкуренцию на энергетических рынках, по мнению футуриста Google Рея Курцвейла, в мире состоятся значительные сдвиги в технологиях. Последняя станет беспроводной, появятся «умные сети», искусственный интеллект все чаще будут привлекать к управлению системами. + Популяризация альтернативных источников энергии.

Поэтому украинская энергетическая стратегия должна не просто реагировать на нынешнюю плачевную ситуацию, а играть на опережение.

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *