Биткойн в Украине: о законе, рисках и будущем криптовалюты

#биткойн

Поговорили с юристом о том, светит ли законное будущее биткойну и почему это важно

Оксана Воловик, юрист, АО «Мастерс»

Украина еще не определилась со статусом биткойна — сейчас его считают денежным суррогатом. Нацбанк и фискальная служба смотрят на криптовалюту скептически. А правоохранители инкриминируют украинским майнерам грозные составы экономических преступлений.

Не урегулирован — не значит «вне закона»

Самое банальное, на что ссылаются правоохранители, когда открывают необоснованные уголовные производства, — это неурегулированность правового статуса криптовалюты. Вроде как «неизвестно что» в правовом поле Украины значит запрещено к обращению.

И это — самое безобидное обвинение. Но оно рассыпается уже при упоминании общеразрешительного принципа частного права. Дело в том, что физические и юридические лица могут заниматься любой предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом, и заключать договоры по принципу «разрешено все, что не запрещено» (ст.ст. 50, 91, 627 Гражданского кодекса Украины).

Криптовалюта прямо не запрещена к обращению в Украине (как космические аппараты, наркотики или оружие). То есть ее обращение легитимно.

Несмотря на то, что принцип «разрешено только то, что предусмотрено законом» оставлен Конституцией Украины исключительно для ограничения деятельности органов власти и должностных лиц, отдельные правоохранители пытаются расширить давно отмершие советские стандарты на частную сферу.

Все может спасти законопроект. Если его доработают

Ранее НБУ и ГФС высказывались о биткойне как денежном суррогате, который не обеспечивает реальную стоимость и не используется в Украине как средство платежа.

Но 6 октября этого года в Верховной Раде зарегистрировали проект закона «Об обращении криптовалюты в Украине». Согласно документу, криптовалюта по сути приравнивается к имуществу, поскольку на нее распространяется режим права (частной) собственности. Основная форма использования/обращения «добытой» криптовалюты — обмен на другую валюту, валютные ценности, товар и прочее.

Если проект примут, иноязычные термины ІТ-права получают правовую интерпретацию, а статус криптовалюты — формализованную основу. В фискальных целях законопроект закрепляет добычу криптовалюты — майнинг. А государство будет получать налоги.

Но всем субъектам криптовалютных операций, как сейчас, так и после принятия специального закона, нужно будет ориентироваться в основном на налоговое законодательство и практику административных судов.

По проекту закона, государство не несет каких-либо обязательств, если криптовалюта обесценится или утратится. Оно не гарантирует и не осуществляет каких-либо мер по обеспечению деятельности онлайн-сервисов по обмену криптовалюты.

Законопроект предусматривает, что все операции по обмену криптовалюты будут осуществляться исключительно на криптовалютной бирже. То есть участников операций будут мониторить, идентифицировать и персонифицировать в порядке, который установит НБУ.

Но специфика программного администрирования системы блокчейн отдает приоритет технической персонификации субъектов криптовалютных операций, а не персонификации в значении финансового мониторинга от НБУ.

Интерес майнеров постепенно смещается в сторону менее популярных криптовалют Litecoin или Ethereum. А все потому, что стоимость вознаграждения за добычу/открытие оставшихся блоков Bitcoin снижается.

Независимо от вида криптовалюты, субъектам криптовалютных операций, попавшим в поле зрения украинских правоохранителей из-за «неурегулированности вопроса», следует провести юридический аудит и документальное/фактическое обеспечение деятельности в соответствие с основными положениями гражданского и налогового законодательства и деловой ІТ-практикой.

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *