Почему «Укрзализныця» повышает тарифы и к чему это приведет?

#укрзализныця
#тарифы

Разбираемся, что происходит с украинскими грузоперевозками

За время проведения АТО промышленность потеряла около 20% своей мощности. Соответственно должен был упасть и рынок железнодорожных грузовых перевозок. Так и случилось в 2016-ом. Но за январь-август 2017-го грузооборот в стране вырос почти на 10%.

«Укрзализныця» несёт миллиардные убытки

Ещё в начале года «Укразализныця» пыталась повысить цены, но Государственная регуляторная служба отклонила проект. Если бы случилось иначе, это плохо сказалось бы  на конкурентоспособности тех, кто работает с монополистом. И нанесло бы ущерб их бизнесу.

Железнодорожный монополист перешел в публичное наступление, заручившись лучшим  аргументом — аудиторским отчетом E&Y. Кроме положительного финансового результата работы транспортников, «Укрзализныця» указала, что «при условии индексации тарифов на грузовые перевозки финансовый результат 2017 года будет позитивным».

Растущий грузооборот, увеличение капитальных инвестиций почти в два раза, рост зарплаты более чем на 30%. При этом тарифы остались на том же уровне. Поэтому в балансе предприятия за предыдущие периоды — минусы на миллиарды.

В проекте финплана на 2018 год «Укрзализныця» намекнула, что убытков можно избежать увеличив тарифы. Этот подробно прописанный план по инвестированию и ремонту железной дороги говорит о том, что монополист готов далеко зайти, чтобы получить желаемое.

Такая открытость железнодорожников — не только намерение повысить лояльность к бренду. Так они еще и выполняют требования регулятора, который потребовал от «Укрзализныци» прозрачности и публичности тарифообразования.

Деньги потратят на зарплаты, амортизацию и топливо

Большую часть денег «Укрзализныця» тратит на зарплаты, энергоресурсы и восстановление стареющего локомотивного и вагонного парка:

Статья затрат в % к другим видам затрат %, рост/снижение к отчетным показателям 2016 года
Сырье и основные материалы 10,3 +17,7
Топливо 10,3 +29,3
Электроэнергия 9,9 +8,5
Заработная плата 33,1 +26,5
Отчисления на социальные мероприятия 7,3 +25,7
Амортизация 21 -12,1%
Другое 8 -48%

Операционные затраты по ЧАО «Українська залізниця» на 2017 год. Источник: www.uz.gov.ua

Перед тем как повысить тарифы, «Укрзализныця» должна стать прозрачнее

Планы «Укрзализныци» критикуют и называют дискриминационными и необоснованными. Сейчас нельзя поднимать тарифы и прекращать дотации грузоперевозок за счет нерыночных цен для пассажирского сообщения. А модель изменения тарифов приведет не к повышению их почти на 23%, а достигнет 40%.

Чтобы бизнес поверил монополисту и согласился на повышение тарифов, ему нужно стать прозрачным и открытым:

  • озвучить цифровые показатели предыдущего повышения тарифов
  • предупредить об изменении ситуации с логистикой вагонного состава, скоростью транспортировки, оборота грузов и их сохранности
  • перед принятием решения провести консультации и достигнуть компромисса

Система образования новых цен на грузоперевозки еще не сформирована как целостное предложение и в коммерческой среде. Там по-разному смотрят на природу этой цены. Если большинство операторов железнодорожных перевозок согласны с тем, что основой должен быть темп инфляции, то грузоотправители колеблются между темпом инфляции в стране, индексами цен промышленных производителей и изменением цен на перевозимую продукцию.

Железная дорога теряет объемы, а альтернативные пути сообщения наращивают позиции

Железная дорога теряет своих клиентов в грузоперевозках в отличие от других видов сообщения:

  Грузоборот
млн. ткм в % до января-августа 2016 года
Весь транспорт 224966,4 108,5
Железнодорожный 125983,8 104,1
Автомобильный 26066,9 108,5
Водный 2875,9 111,6
Трубопроводный 69882,2 117,3
Авиационный 157,6 108,0

Грузовые перевозки в январе-августе 2017 года в Украине. Источник: Госкомстат

Растущий водный вид транспорта выгоден для крупных перевозок сельскохозяйственного сырья. Компании, которые всерьез занялись восстановлением транспортной системы перевозки грузов по воде, снижают затраты на транспортировку.

Год Ж/д (отправления) Ж/д (перевозки) Морской Речной Авто Авиа Трубо-проводный
2013 377 318 443 602 3 428 2 841 1 260 768 99,2 125 941
2014 ⇓325 171 ⇓386 277 ⇓2 805 ⇑3 145 ⇓1 131 313 ⇓78,6 ⇓99 680
2015 ⇓294 301 ⇓349 995 ⇑3 292 ⇑3 156 ⇓1 020 604 ⇓69,1 ⇓97 232
2016 ⇓292 105 ⇓343 434 ⇓3 033 ⇑3 642 ⇓1 085 663 ⇑74,3 ⇑106 729

Перевозка грузов всеми видами транспорта, тыс. тонн. Источник: Госкомстат

+23% — это слишком. Но цены всё равно вырастут

Но от роста цен на железнодорожные грузоперевозки не уйти. И уже в сентябре Кабмин утвердил консолидированный финансовый план «Укразализныци» с индексацией тарифов на почти на 23%.

Это не лучшее решение для экономики. Такое одноразовое повышение может серьезно и негативно повлиять на экономику. Если тарифы вырастут, их будут отслеживать, пока не создадут независимого регулятора в транспортном секторе экономики.

Ставить точку в тарифообразовании никто не спешит, а без решения регуляторной службы согласованный в Кабмине финплан — всего лишь намерение, а не конкретное решение.

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *