Почему «Укрзализныця» повышает тарифы и к чему это приведет?
Разбираемся, что происходит с украинскими грузоперевозками
За время проведения АТО промышленность потеряла около 20% своей мощности. Соответственно должен был упасть и рынок железнодорожных грузовых перевозок. Так и случилось в 2016-ом. Но за январь-август 2017-го грузооборот в стране вырос почти на 10%.
«Укрзализныця» несёт миллиардные убытки
Ещё в начале года «Укразализныця» пыталась повысить цены, но Государственная регуляторная служба отклонила проект. Если бы случилось иначе, это плохо сказалось бы на конкурентоспособности тех, кто работает с монополистом. И нанесло бы ущерб их бизнесу.
Железнодорожный монополист перешел в публичное наступление, заручившись лучшим аргументом — аудиторским отчетом E&Y. Кроме положительного финансового результата работы транспортников, «Укрзализныця» указала, что «при условии индексации тарифов на грузовые перевозки финансовый результат 2017 года будет позитивным».
Растущий грузооборот, увеличение капитальных инвестиций почти в два раза, рост зарплаты более чем на 30%. При этом тарифы остались на том же уровне. Поэтому в балансе предприятия за предыдущие периоды — минусы на миллиарды.
В проекте финплана на 2018 год «Укрзализныця» намекнула, что убытков можно избежать увеличив тарифы. Этот подробно прописанный план по инвестированию и ремонту железной дороги говорит о том, что монополист готов далеко зайти, чтобы получить желаемое.
Такая открытость железнодорожников — не только намерение повысить лояльность к бренду. Так они еще и выполняют требования регулятора, который потребовал от «Укрзализныци» прозрачности и публичности тарифообразования.
Деньги потратят на зарплаты, амортизацию и топливо
Большую часть денег «Укрзализныця» тратит на зарплаты, энергоресурсы и восстановление стареющего локомотивного и вагонного парка:
Статья затрат | в % к другим видам затрат | %, рост/снижение к отчетным показателям 2016 года |
Сырье и основные материалы | 10,3 | +17,7 |
Топливо | 10,3 | +29,3 |
Электроэнергия | 9,9 | +8,5 |
Заработная плата | 33,1 | +26,5 |
Отчисления на социальные мероприятия | 7,3 | +25,7 |
Амортизация | 21 | -12,1% |
Другое | 8 | -48% |
Операционные затраты по ЧАО «Українська залізниця» на 2017 год. Источник: www.uz.gov.ua
Перед тем как повысить тарифы, «Укрзализныця» должна стать прозрачнее
Планы «Укрзализныци» критикуют и называют дискриминационными и необоснованными. Сейчас нельзя поднимать тарифы и прекращать дотации грузоперевозок за счет нерыночных цен для пассажирского сообщения. А модель изменения тарифов приведет не к повышению их почти на 23%, а достигнет 40%.
Чтобы бизнес поверил монополисту и согласился на повышение тарифов, ему нужно стать прозрачным и открытым:
- озвучить цифровые показатели предыдущего повышения тарифов
- предупредить об изменении ситуации с логистикой вагонного состава, скоростью транспортировки, оборота грузов и их сохранности
- перед принятием решения провести консультации и достигнуть компромисса
Система образования новых цен на грузоперевозки еще не сформирована как целостное предложение и в коммерческой среде. Там по-разному смотрят на природу этой цены. Если большинство операторов железнодорожных перевозок согласны с тем, что основой должен быть темп инфляции, то грузоотправители колеблются между темпом инфляции в стране, индексами цен промышленных производителей и изменением цен на перевозимую продукцию.
Железная дорога теряет объемы, а альтернативные пути сообщения наращивают позиции
Железная дорога теряет своих клиентов в грузоперевозках в отличие от других видов сообщения:
Грузоборот | ||
млн. ткм | в % до января-августа 2016 года | |
Весь транспорт | 224966,4 | 108,5 |
Железнодорожный | 125983,8 | 104,1 |
Автомобильный | 26066,9 | 108,5 |
Водный | 2875,9 | 111,6 |
Трубопроводный | 69882,2 | 117,3 |
Авиационный | 157,6 | 108,0 |
Грузовые перевозки в январе-августе 2017 года в Украине. Источник: Госкомстат
Растущий водный вид транспорта выгоден для крупных перевозок сельскохозяйственного сырья. Компании, которые всерьез занялись восстановлением транспортной системы перевозки грузов по воде, снижают затраты на транспортировку.
Год | Ж/д (отправления) | Ж/д (перевозки) | Морской | Речной | Авто | Авиа | Трубо-проводный |
2013 | 377 318 | 443 602 | 3 428 | 2 841 | 1 260 768 | 99,2 | 125 941 |
2014 | ⇓325 171 | ⇓386 277 | ⇓2 805 | ⇑3 145 | ⇓1 131 313 | ⇓78,6 | ⇓99 680 |
2015 | ⇓294 301 | ⇓349 995 | ⇑3 292 | ⇑3 156 | ⇓1 020 604 | ⇓69,1 | ⇓97 232 |
2016 | ⇓292 105 | ⇓343 434 | ⇓3 033 | ⇑3 642 | ⇓1 085 663 | ⇑74,3 | ⇑106 729 |
Перевозка грузов всеми видами транспорта, тыс. тонн. Источник: Госкомстат
+23% — это слишком. Но цены всё равно вырастут
Но от роста цен на железнодорожные грузоперевозки не уйти. И уже в сентябре Кабмин утвердил консолидированный финансовый план «Укразализныци» с индексацией тарифов на почти на 23%.
Это не лучшее решение для экономики. Такое одноразовое повышение может серьезно и негативно повлиять на экономику. Если тарифы вырастут, их будут отслеживать, пока не создадут независимого регулятора в транспортном секторе экономики.
Ставить точку в тарифообразовании никто не спешит, а без решения регуляторной службы согласованный в Кабмине финплан — всего лишь намерение, а не конкретное решение.
Автор: Checkpoint
Добавить комментарий