Закон о финансовом мониторинге: что изменится для граждан и бизнеса

#советы юриста

28 апреля вступает в силу Закон Украины о финансовом мониторинге. О том, кто является субъектами финмониторинга по новому закону, какие операции подлежат финансовому мониторингу и когда нужно становиться на учет, рассказывает адвокат Марина Суткович

Кто является субъектами финансового мониторинга по новому закону?

Субъектами первичного финансового мониторинга определены:
1) банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховые) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
2) платежные организации, участники или члены платежных систем;
3) товарные и другие биржи, проводящие финансовые операции с товарами;
4) профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
5) операторы почтовой связи, другие учреждения, предоставляющие услуги по переводу средств (почтовому переводу) и осуществлению валютных операций;
6) филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющие финансовые услуги на территории Украины;
7) специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга (кроме лиц, которые оказывают услуги в рамках трудовых правоотношений):
– субъекты аудиторской деятельности;
– бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
– субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
– адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
– нотариусы;
– субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги;
– лица, предоставляющие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами;
– субъекты хозяйствования, предоставляющие посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъекты хозяйствования, предоставляющие за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
– субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
– субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги в сфере лотерей и/или азартных игр;

Важное исключение — выполнение таких обязанностей в рамках трудового договора с предприятием.

8) поставщики услуг, связанные с оборотом виртуальных активов;
9) другие юридические лица, которые за своим правовым статусом не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Субъектами государственного финансового мониторинга являются Национальный банк Украины, Государственная служба финансового мониторинга, Министерство юстиции Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерство цифровой трансформации Украины и специально уполномоченный орган.

Эти органы осуществляют надзор и контроль за субъектами первичного финансового мониторинга.

Читайте также: Рейдерство с участием “черных” регистраторов: что говорит судебная практика

С 2010 года порог операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, составляет 150 тыс грн. Согласно новому закону, порог повышается более чем вдвое — до 400 тыс грн. Уменьшается и количество критериев оценки. По старому закону их было 17, а по новому — их будет всего четыре:
1) финансовых операциях политически значимых лиц, членов их семьи и связанных лиц;
2) перевод средств за границу (в частности в оффшорных зон);
3) финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).
4) финансовые операции, если их участник зарегистрирован или находится в государстве (юрисдикции), не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Такими государствами Госслужба финансового мониторинга считает Иран и Корейскую Народную Демократическую Республику (КНДР).

Субъекты первичного финансового мониторинга обязаны стать на учет в Государственной службе финансового мониторинга и сообщать про:
• четыре вида пороговых финансовых операций;
• подозрительные финансовые операции (деятельность) или попытки их проведения независимо от суммы, на которую они(а) проводятся;
• о расхождениях между сведениями о конечных бенефициарных владельцев клиента, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, и информации о конечных бенефициарных владельцев, полученной субъектом первичного финансового мониторинга в результате осуществления надлежащей проверки клиента.

Когда адвокаты выступают субъектами первичного финансового мониторинга?

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о финмониторинге, адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность индивидуально, нотариусы, субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги, если они принимают участие, действуя от имени и/или по поручению клиента, выполняющих обязанности по финансовому мониторингу в любой финансовой операции и/или помогают клиенту планировать или осуществлять операцию по поводу:
– купли-продажи недвижимости или управление имуществом при финансировании строительства жилья;
– купли-продажи субъектов хозяйствования и корпоративных прав;
– управления средствами, ценными бумагами или другими активами клиента;
– открытия и / или управления банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
– привлечения средств, необходимых для создания юридических лиц и фондов, обеспечения их деятельности или управления ими;
-создания, обеспечения деятельности или управления юридическими лицами, фондами, трастами или другими подобными правовыми образованиями.

Этот перечень операций является исключительным.

В каких случаях финансовый мониторинг адвокатом не осуществляется?

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона о финмониторинге нотариусы, адвокатские бюро, адвокатские объединения, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, лица, предоставляющие юридические услуги, могут не выполнять обязанности по осуществлению надлежащей проверки клиента и не сообщать специально уполномоченный орган о своих подозрениях в случае:
– оказания услуг по защите клиента;
– представительства его интересов в судебных органах и в делах досудебного урегулирования споров;
– предоставления консультаций по защите и представительству клиента.

Согласно Закону Украины “Об адвокатуре и адвокатской деятельности” защитой является вид адвокатской деятельности, заключающийся в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном производстве, а также лиц, которые привлекаются к административной ответственности во время рассмотрения дела об административном правонарушении. Представительством является вид адвокатской деятельности, который заключается в обеспечении реализации прав и обязанностей клиента в гражданском, хозяйственном, административном и конституционном судопроизводстве, в других государственных органах, перед физическими и юридическими лицами, прав и обязанностей потерпевшего при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также прав и обязанностей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика в уголовном производстве.

Таким образом, информация, которую вы сообщаете адвокату для своего представительства или защиты, не выйдет за пределы кабинета адвоката. Обязанности по финансовому мониторингу распространяются исключительно на указанные в ч. 1 ст. 10 Закона операции.

Когда адвокатам и другим специально определенным субъектам нужно становиться на учет?

Согласно п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 5 августа 2015 г. № 552 специально определенные субъекты обязаны стать на учет в Госфинмониторинге как субъекты не позднее дня установления деловых отношений с клиентом (проведения финансовой операции).

За время действия старого закона на практике адвокаты, адвокатские бюро и объединения не становились на учет и не подавали никаких сообщений о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу. Это можно объяснить спецификой работы адвокатов, ведь их профессиональная деятельность направлена на представительство и защиту, а не на проведение финансовых операций. Согласно статистическим данным Государственной службы финансового мониторинга в 2019 году 99% сообщений о финансовых операциях поступало от банков. Поэтому новый закон не должен стать основанием для потери доверия у клиентов к адвокатам.

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *