Эффект Пигмалиона, или Как ожидания других влияют на наш успех
В 1963 году психологи Роберт Розенталь и Ленор Якобсон провели очень интересное исследование
В начале учебного года они провели тестирование IQ учеников. Учителям же детей сообщили, что целью тестирования является определение детей, которые, как ожидается, совершат прорыв в интеллектуальном развитии в предстоящем учебном году.
В каждом классе были произвольно отобраны несколько детей, а их учителей проинформировали о том, что именно эти дети должны проявить значительные успехи. Учителям также запретили говорить о сверхспособностях детям и не уделять им внимания больше, чем другим. Скорее вести себя так же, как и раньше.
Проанализировав все данные, Розенталь и Якобсон пришли к выводу, что ожидания учителей влияют на интеллектуальное развитие учащихся. Другими словами, если учитель верит в интеллектуальные способности ребенка, он непроизвольно начинает помогать и поддерживать его в процессе учебы, создавая благоприятную среду для развития. Если же учитель считает ребенка слабым или неспособным, это оказывает противоположный эффект.
В семье этот феномен также имеет место. Вера родителей в ребенка укрепляет его самооценку, тогда как постоянные придирки, унижения и оскорбления приводят к тому, что ребенок начинает себя вести в соответствии с ярлыком, навешенным родителем, учителем или близкими. То, что ребенок слышит, влияет на его поведение и успехи. Если человек верит, что может влиять на свои умственные способности (а это зависит также от того, верят ли в него значимые взрослые), это существенно повышает шансы достижения успеха.
Если копнуть в этот эффект глубже, он касается не только школы, но и работы. Компании, где руководители больше упрекают и критикуют сотрудников, а не поддерживают, как правило, остаются далеко позади. И отношения к жизни в целом – если мы считаем, что наша жизнь не удалась, то склонны видеть ежедневно только негатив.
Читайте также: Как найти своё предназначение: 6 действенных советов
Добавить комментарий