Чего ждать бизнесу от реформы ГФС?

Для украинской экономики почти половину ВВП обеспечивает внешняя торговля. С началом действия Соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом украинские экспортеры и импортеры имеют прекрасную возможность расширить свою деятельность и глубже интегрироваться в мировую торговлю. Однако на этом пути часто возникают таможенные препятствия: тоннами простаивают скоропортящиеся товары, а таможенная стоимость товаров меняется каждый час. Правительство прогнозирует реформирование отрасли, но будут ли изменения в пользу бизнеса?

Так, в категории международной торговли в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного Банка (Doing Business report) в 2017 году Украина заняла 115 место. В прошлом году нам посчастливилось побывать на 110 ступени. По показателям мы соседствуем с Ливией и Парагваем.

То есть, несмотря на то, что в стране вот уже несколько лет идут реформы, а ЕС для нас открыл свой рынок, ситуация с международной торговлей только ухудшается. Все из-за значительной затраты средств и времени, связанной с перемещением товаров через границу.

Бюрократия и коррупция на таможне и неблагоприятное валютное регулирование ㅡ основные враги развития международной торговли в Украине

Согласно результатам опроса среди предпринимателей, проведенного Институтом экономических исследований и политических консультаций, на таможенные барьеры жалуются 27% экспортеров и 35% импортеров.

Крупнейшими препятствиями для экспортеров являеются непредсказуемость торговой политики Украины, недостаточный уровень транспортной инфраструктуры и неблагоприятное валютное регулирование.

Импортеры чаще всего страдают от непрозрачности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, сложностей таможенного и налогового законодательства Украины и неблагоприятного валютного регулирования.

От этих факторов одинаково страдает бизнес всех размеров, но в самом тяжелом положении оказываются малые предприниматели ㅡ им еще приходится бороться с неэффективностью механизма возмещения НДС, непрозрачностью и бюрократией в политике налоговой инспекции.

За последний год произошли два ключевые нововведения: принцип “единого окна” и мобильные группы проверки

Поистине революционным выглядит информационный обмен по принципу “единого окна“, заработавший с августа прошлого года.

В идеале все работает таким образом: субъект подает необходимые для прохождения таможенного контроля документы и ожидает 4 часа. Если в течение этого времени у контролирующих органов не возникло никаких вопросов и претензий, предприниматель спокойно пересекает границу.

Но на практике все хуже: таможенники научились затягивать процесс дольше, чем на 4 часа, да и до этой процедуры еще нужно пройти через все связанные с этим органы. А это приводит к простою даже до двух недель.

Кроме того, ”единое окно” позволяет подавать документы в электронном виде. Но предприниматели жалуются, что при прохождении таможенного контроля нужно иметь с собой еще и бумажные экземпляры. Поэтому растаможить товар “по старинке” получается иногда даже быстрее.

Что же насчёт так называемых “мобильных сотен”, или же по-народному “черносотенцев”, то здесь тоже не все однозначно. С одной стороны, это независимые наблюдатели, которые могут в любой момент воспользоваться своими полномочиями, обеспечивая прозрачность системы. Однако широта полномочий и нечеткая система обязанностей может превратить их в коррупционные группы.

Основным же коррупционным рычагом давления на предпринимателей до сих пор остается регулирование таможенной стоимости (у почти половины опрошенных предпринимателей были недоразумения с таможенниками именно из-за этого).

Реформа ГФС призвана снизить уровень коррупции, но она может и “усложнить” жизнь предпринимателям

Эту реформу правительство обещает еще с прошлого года, и вот уже с 1 мая она должна заработать.

Юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Татьяна Журавель объясняет:

Концепция реформирования ГФС, которая была одобрена Правительством 29 марта (в рамках которой реформируют и таможню), анонсирует оптимизацию структуры, что должно способствовать и снижению коррупции

Основная цель реформы автоматизация и уменьшение человеческого фактора там, где это возможно. Эксперты отмечают, что изменения в налоговой способны снизить в 3-4 раза уровень теневой экономики в Украине и принести в бюджет дополнительные 150 млрд грн в течение года.

Однако и здесь не обошлось без противоречий. По словам Татьяны Журавель, Постановление №237 от 29.03.2017 года, которым предусмотрена реформа таможни, пока “сыровато”, до сих пор не подписано и сейчас идет его активное обсуждение.

Концепция реформирования ГФС предусматривает своеобразную централизацию таможенной структуры. Основная цель такой инициативы — снизить зависимость структурных подразделений на местах от региональных органов власти, тем самым уменьшая уровень коррупции.

Но другой стороной медали является то, что все региональные таможни (до сих пор их было 27) теперь будут зависеть от одного единственного центра — Межрегиональной таможни. Своеобразная централизация в условиях масштабной децентрализации. И если у предпринимателя, скажем, в Закарпатской области, возникнут какие-то недоразумения с органами ГФС на месте, ехать подавать иск в суд ему придется в Киев, собственно, как и со всеми другими вопросами (жалобы, таможенные платежи и прочее).

Кроме того, Постановление закрепляет за руководителем Межрегиональной таможни классификацию из более чем 20-ти полномочий. Даже если эти полномочия как-то будут делегировать, все равно нужно будет ждать утверждения каждого решения из центра, а это может существенно продлить таможенные процедуры для бизнеса.

А в случае невнесения в Постановление дальнейших изменений, иски о таможенных недоразумениях, будет рассматривать один административный суд по местонахождению ответчика (Межрегиональной таможни), — юрист

То есть, только киевские суды смогут заниматься этими вопросами.

Реформа налоговой, которая неизбежно затрагивает и таможню, вряд ли возможна без пересмотра положений Постановления №237 и его содержательной доработки. Но опыт реформирования под эгидой облегчения жизни малого и среднего бизнеса обычно показывает, что жизнь предпринимателей только усложняется.

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *