​Бархатный сезон. Какие украинские курорты на пике и кто на этом заработал

Туризм внутри страны стремительно развивается. А южные украинские курорты, которые прежде были провинциальным и малодоходным бизнесом, превращаются в быстрорастущую коммерцию с потоком инвестиций

Украинские курорты стали больше зарабатывать

Курорты Украины стали зарабатывать большие деньги. И это не результаты сезона 2017 года, а тенденция трех последних лет.

Три года подряд официальные статистические показатели и частные исследования показывают, что внутренний туризм стремительно растет, а украинские южные курорты, которые прежде были провинциальным и малодоходным бизнесом, превращаются в быстрорастущую коммерцию с потоком инвестиций.

«Закрытый» Крым и снижение доходов развивают внутренний туризм

Крым, подконтрольный Российской Федерации, явно не пользуется спросом из-за многочисленных барьеров и создания фактически новой границы, дороговизны путешествия, нарушения прав украинского бизнеса.

Снижение реального роста доходов подтолкнуло украинцев искать бюджетные способы отдохнуть в пределах страны. Единственной альтернативой Крыму есть и будут курорты на Азовском и Черном море. Внутренний туризм, который в основном связан именно с поездкой на отдых в курортную зону, показывает стремительный рост с 2014 года почти на 30%.



Туристические направления Украины
Граждане, которые выезжали за границу2 Иностранные граждане, которые приехали в Украину2 Количество туристов, которых обслуживал турбизнес2 В том числе такие туристы
Иностранцы Туристы, которые выезжали за границу Внутренние туристы
20141 22 млн 437 тыс. 671 12 млн 711 тыс. 507 2 млн 425 тыс. 089 17 тыс. 070 2 млн 085 тыс. 273 322 тыс. 746
20151 23 млн 141 тыс. 646 12 млн 428 тыс. 286 2 млн 019 тыс. 576 15 тыс. 159 1 млн 647 тыс. 390 357 тыс. 027
20161 24 млн 668 тыс. 233 13 млн 333 тыс. 096 2 млн 549 тыс. 606 35 тыс. 071 2 млн 060 тыс. 974 453 тыс. 561

1Без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым, Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции. 2Вместе с однодневными посещениями. Данные Госкомстата Украины

Топ лидеров курортов и туризма возглавляет Киев

Динамика развития украинских регионов, которые претендуют на звание лидеров курортного сезона, изменилась. Практически все деньги там зарабатывают за лето, хотя популярным остается и бархатный сезон.

Самые крупные объемы поступлений от туристического сбора в 2016 году были у столицы — почти 19 миллионов гривен (это треть от всех поступлений по стране). По росту объемов турсбора Киев тоже лидирует (50% от общего количества), после него идут Львов и Одесса.

Лидеры по объемам и темпу роста — западный и южный регионы Украины

Столица в этом рейтинге не столько туристический и курортный центр, сколько город, куда больше всего приезжает людей для деловых встреч или для прогулок по музеям и посещения достопримечательностей.

Если с Западной Украиной все предельно понятно — там многолетняя налаженная инфраструктура для отдыха в Карпатах, — то с югом не все так очевидно.

Стоимость здесь зависит не только от географии курорта, но и от развитости инфраструктуры и других особенностей, в том числе желания получить стремительно растущий доход от потока туристов-курортников.

Одесса — лидер по инвестициям и привлечению отдыхающих

Одесский регион, который входит в тройку лидеров по приросту инвестиций в 2017 году (64% по сравнению с январем-мартом прошлого года), в основном развивался именно благодаря туризму и необходимости расширять этот вид услуг.

Самая развитая инфраструктура тоже в Одессе. Для того, чтобы курортник смог воспользоваться всеми преимуществами черноморского курортного сезона, работает отдельный коммунальный информационно-туристический центр.

Каждый приезжий может приобрести карту гостя ODESSACARD – продукт коммунально-коммерческого проекта. Смарт-карта стоит от 399 гривен и включает безлимитное для одного или двух человек посещение музеев, достопримечательностей города, скидки на оплату услуг. Похожее решение действует и во Львове.

Пляжный бизнес растет, как и количество построенного нового жилья. Активно работают в городе и окрестностях весь доступный сезон пляжи для тех, кто может позволить себе дорогой фешенебельный отдых («Аркадия») и бесплатный морской пляж, бюджетные варианты отдыха («Ланжерон»).

В 2017 году местная администрация рассчитывает принять до 4,8 миллиона курортников. Это немного больше чем в 2016 году. Но главной проблемой Одессы как курорта остается ее относительная дороговизна из-за того, что это еще и крупнейший в стране город-порт.

Другие курорты и их прибыли

Вторым курортным направлением бархатного сезона на море остаются пляжи в Николаевской области, которые принимают не более 250 тысяч отдыхающих за год. Самым известным и посещаемым является знаменитый курорт Коблево. В бархатный сезон здесь заранее выкупается около 85% комнат и апартаментов.

Херсонщина принимает в летний сезон немало отдыхающих из-за низкой цены и относительно близкого расстояния к большим городам – 3,5 миллиона человек в год.

В Запорожской области есть еще два популярных «семейных» курорта на побережье Азовского моря – Кирилловка и Бердянск.

Особенности рынка позволяют ценам расти, а комфорту – нет

Подходящие условия для роста экономики украинского курортного бизнеса на черноморском и азовском побережьях спровоцировали рост цен, но инвестиции в качество услуг незначительны.

По мнению экспертов, это продиктовано тем, что у жителей Украины нет альтернативы, и понимая это, предприниматели не всегда заботятся о новом уровне комфорта отдыхающих. Эта причина позволяет зачастую завышать расценки на услуги и предоставляемое жилье.

Цены растут из-за отсутствия конкуренции и желания получить утерянную выгоду. Это коснулось простых и средних уровней классности, поскольку выросшие затраты не позволяют предпринимателям сохранять прежний уровень доходов.

Рынок услуг Кирилловки, например, вырос в классе «люкс» приблизительно на 1000 гривен с 2015 года в двухместном номере, а в классе «стандарт» на 200-250 гривен. Средний рост цен составил около 25%. Сегмент эконом-класса подвержен влиянию конъюнктурного предложения – наличия или отсутствия отдыхающих. От этого, а не от затрат на содержание курортной инфраструктуры, зависит цена.

Классность не соответствует уровню

Особенность отдыха в украинском сегменте курортного бизнеса — классность отелей и других мест проживания не всегда соответствует общепринятому туристическому уровню комфортности.

Это часть недобросовестной конкуренции, поскольку заказывая место проживания во время отдыха, приходится перепроверять заявленную информацию или доверять работе специальных сервисов, туристических агентств, которые могут гарантировать заявленный уровень комфорта и выплат компенсаций за невыполнение условий.

Рост расценок на проживание и услуги украинских курортов связан еще и с желанием получить возврат за вложенные ранее средства в строительство и реконструкцию. Впрочем, эти инвестиционные составляющие пока приносят в основном прибыль бизнесу, но в ближайшее время придется увеличивать расходы на модернизацию.

Проблема старых курортных маршрутов в том, что активно «подрастают» новые курортные рекреации на берегу моря, а небольшие поселки и села превращаются в новые очаги сезонного отдыха. Здесь предлагают низкие цены и новые курортные здания с привлекательной, хотя и минимальной инфраструктурой.

Украинский курортный бизнес выходит на новый уровень развития. Но остается открытым вопрос: какой из старых и новых курортов сможет эффективно воспользоваться окнами возможностей, а также благоприятной экономической ситуацией для модернизации.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *