Что и сколько мы экспортируем? Прогнозы на 2017 год

В этом году, несмотря на большие усилия наших экспортеров и Минэкономразвития, страна окажется перед не очень симпатичным фактом — по результатам 2016-го, мы продали на внешние рынки меньше, чем завезли в свою страну. Почему чиновники бездействовали и что ждет украинский экспорт в этом году? С какими трудностями наши экспортеры сталкиваются сегодня и какая опасность подстерегает их уже завтра? Станет ли 2017 год прорывным для экспорта наших товаров?

Пугают низкие показатели

По последним данным Государственной службы статистики (Госстата), разница между экспортом и импортом в Украине, или, как ее называют финансисты, сальдо внешнеторгового баланса, составляет отрицательное число — -2,1 миллиарда долларов.

 

 

Зато специалисты Госстата уверены, что на начало 2017 года этот показатель будет неутешительно отрицательным. Одна из причин — закупка газа для нужд предприятий и населения, что в ноябре-декабре 2016 года достигла больших масштабов, — с началом зимы и газа нужно закупать больше, чем в теплые поры года. На что, кстати, было потрачено немалую сумму в долларах…

Усилия Минэкономразвития оказались напрасными…

«Мы понимаем, что такая ситуация является недопустимой. Украинское правительство активно работает над системой решений для бизнеса, одним из которых является разработка экспортной экосистемы. Над этой задачей работает команда Натальи Микольськой (заместителя Министра экономического развития и торговли, которая занимается экспортом — Авт.).

Мы создали Офис по продвижению экспорта (еще полтора года назад — Авт.). Мы понимаем, что успех нашего бизнеса за рубежом – это вклад в продвижение бренда нашего государства, это путь к развитию экономики в целом. А поддержка экспортного бизнеса с помощью специальных институтов — это путь, который избрали многие развитые страны мира», — считает Первый вице-премьер министр Украины, Министр экономического развития и торговли Степан Кубив.

Что, по сути, сделало Минэкономразвития? Оно отчитывается, что организовало 6 бизнес-форумов в США, Германии, Нидерландах, Казахстане, Канаде, Франции с В2В-площадками (бизнес для бизнеса), которые посетило более 2600 представителей украинских и зарубежных компаний.

Были также организованы торговые миссии в Малайзию, Литву, Кению и Танзанию (мы начали активно продвигаться на Африканском континенте). Также руководители министерства добавляют, что создали базу экспортеров с 3500-мя контактами и провели 36 заседаний, из 1000 представителями украинского бизнеса.

«За полтора года Офис по продвижению экспорта эволюционировал из команды волонтеров в полноценный проектный офис со своими задачами и целями. Он стал элементом правительственной системы поддержки бизнеса. Мы видим заинтересованность и доверие украинского бизнеса, поддержку на уровне правительства, Президента, парламента, экспертной среды, поэтому мы верим в успех нашего общего дела», — отмечает Наталья Микольская.

Действительно, работа Минэкономразвития была немалой, однако, как видим, это мало чем помогло.

Как мы экспортируем и где слабые места?

Освоение новых рынков для любой страны — трудный этап ее жизнедеятельности. По словам госпожи Микольськой, борьба за продвижение украинских товаров очень непростая, поскольку Украина находится в конкурентной среде.

И, конечно, одно дело, как было в «дореволюционные» годы, — интенсивно торговать с Россией и странами СНГ (туда направлялось более половины нашего экспорта), а другое дело — сбывать продукцию на рынки ЕС и в далекие страны мира.

Однако и успехи в этом направлении никак нельзя отрицать: в 2016-м Украина начала активно экспортировать свои товары в страны ЕС и по квотам и вне их.

Теперь туда поставляется треть всего экспорта нашего государства. Немало предприятий легкой промышленности, машиностроения, производители продуктов питания нашли себе партнеров в странах европейского сообщества.

Однако пока что заполнить весь вакуум, возникший после безумного падения объемов экспорта в РФ и СНГ, они пока не в состоянии.

Другая причина неудач Украины с продвижением на зарубежные рынки товаров — ухудшение конъюнктуры на мировых рынках, вызванное падением цен на товары или услуги, и, прежде всего, на сырье. Именно товары этой группы и являются основой нашего экспорта.

Таким образом, даже весь растущий экспорт из Украины практически полностью «съедается» низкими ценами.

Наша страна, как известно, славится тем, что активно вывозит за границу сельхозсырье, руды или другие товары с очень низкими показателями добавленной стоимости.

Несмотря на то, что РФ стала намного меньше закупать украинских товаров за январь-октябрь прошлого года, мы экспортировали туда товаров на довольно приличную сумму — 2,9 миллиардов долларов. Правда, темпы падения экспорта в Россию будут ощущаться и в этом году.

Сколько и куда экспортирует Украина

Несмотря на трудности, отечественный бизнес улучшает показатели экспорта отдельных стран европейского сообщества.

Однако показатель за этот период упал относительно таких стран, как Великобритания, Италия, Франция, а также США и Япония.

Украина выходит и на новые рынки Индии и Африки, и показатели роста экспорта туда товаров действительно впечатляют:

А вот экспорт на азиатский рынок более чем на четверть уменьшился в прошлом году и будет удерживать эти показатели в начале 2017 года.

Почему быть сырьевой державой — это плохо

Эксперты считают, что АПК (агропромышленный комплекс) стал главной «экспортной» индустрией Украины (ведь металл уже постепенно вытесняется из передовиков экспорта из-за потери мощностей восточных регионов).

В прошлом году АПК дал фактически 43% валютных поступлений Украины. Да, мы можем гордиться этим фактом, учитывая, что нас стали называть «житницей» Европы, и даже, возможно, мира.

Однако этот факт еще больше приближает Украину к перечню сырьевых и аграрных государств. И, соответственно, еще больше отдаляет от развитых высокотехнологичных стран мира.

Как безопасно работать с иностранцами

Еще одной преградой для активизации экспорта в 2017 году могут быть опасности, с которыми сталкиваются наши экспортеры при подписании (и после них) международных коммерческих договоров со своими иностранными партнерами.

По словам юриста «Центра Конфликтологии и Права» Алены Садовец, таких опасных моментов очень много:

«Самый главный вопрос — какими нормами права будет регулироваться международный коммерческий договор? Если это так называемые коллегиальные нормы и прописано в контракте, то особых проблем не следует ожидать. Если этого не предусмотреть, могут возникать споры, которые затем рассматриваются в арбитражах. А последние являются затратными для клиентов.

Часто по причине непонимания украинскими бизнесменами предмету таких договоров, они сталкиваются с хлопотами и убытками. Перед подписанием договоров нашим экспортерам необходимо внимательно вчитываться во все пункты и сроки.

Надо особенно внимательно вычитывать англоязычную часть соглашения и вносить при необходимости уточнения и исправления».

Дополнительные преференции

Что же ждёт экспортеров в 2017-ом? Что им обещают чиновники?

«В этом году мы должны более серьезно подойти к вопросу функционирования системы государственной поддержки экспортеров. Мы должны вести не только диалог со странами и руководством ЕС, но и добиться получения от них дополнительных преференций для украинских предприятий-экспортеров.

Крайне важной в 2017 году для нас будет имплементация соглашения о свободной торговле между Украиной и Канадой. Отмечу, что экспорт украинских товаров и услуг этой страны и без такого соглашения в 2016 году значительно вырос, но у нас очень амбициозные планы относительно страны Кленовых листьев», — считает госпожа Микольская.

По ее словам, Минэкономразвития вело в 2016-м и будет в 2017-м большую работу по распространению полезной информации и проведению тренингов для украинских предпринимателей, которые собираются выходить на внешние рынки. После таких занятий и встреч немало украинских фирм завязывают серьезные деловые отношения с зарубежными компаниями и часто в очень короткие сроки подписывают выгодные контракты.

Хотелось бы, чтобы Минэкономразвития также больше уделяло внимания и юридическому аспекту дела: учили предпринимателей оформлению международных коммерческих соглашений со своими иностранными партнерами.

 

Один из главных вопросов для государства и предпринимателей — освоение производства и экспорта высокотехнологичных товаров с большой долей обычным гражданам жить лучше, чем в прошлом году.

Игорь ГОНТА

Похожие темы:

Мораторий на экспорт леса: разменная монета в получении кредита ЕС?

Секреты международных договоров: 6 полезных советов для бизнесменов

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *