Что происходит с возмещением НДС и почему оно работает не всегда

Чиновники надеялись, что электронная система возмещения НДС сделает исчисление и уплату налога прозрачными, а плательщики, наконец, получат гарантии возврата средств. Выясняем, кому государство может автоматически возместить налог на добавленную стоимость, а кому нет, как это работает в Украине и почему наши законы все усложняют

Оксана Воловик, юрист

В позапрошлом году украинский бизнес перешел на систему электронного администрирования НДС. Чиновники надеялись, что это сделает исчисление и уплату налога на добавленную стоимость прозрачными. Главное — это должно было стать гарантией права добросовестных плательщиков на возмещение косвенного налога.

Возмещение НДС зависит от остатка на счете

На возмещение НДС из бюджета влияет остаток денежных средств на счете плательщика в системе электронного администрирования:

Когда плательщик подает налоговую отчетность и на его счете в системе электронного администрирования НДС сумма средств превышает ту, что подлежит перечислению в бюджет, он может подать в контролирующий орган заявление на перечисление денежных средств. Заявление должно быть подано вместе с налоговой отчетностью и содержать реквизиты плательщика.


Если все в порядке, средства перечисляют на текущий счет налогоплательщика в сумме остатка, превышающего сумму налогового долга по налогу и сумму согласованных налоговых обязательств.

Перечислить средства на текущий счет могут тогда, когда такое уменьшение общей суммы пополнения электронного счета не приведет к формированию отрицательного значения суммы налога.

Заявление плательщика о возврате суммы бюджетного возмещения налогов вносят в Реестр.

Сумма возмещения согласовывается не сразу и не всегда

Сумма бюджетного возмещения согласовывается в Реестре заявлений не сразу. Только с определенных дат наступает момент, когда плательщик может быть уверен в возмещении от государства:

Если контролирующий орган вносит сведения в Реестр о том, что во время проверки не было выявлено нарушений, на следующий же день после окончания предельного срока проведения проверки сумма возмещения считается согласованной.

Информация о возврате суммы бюджетного возмещения контролирующим органом появляется на следующий рабочий день после возникновения такого случая.

Согласованной сумма возмещения становится и на следующий день после окончания предельного срока проведения, но теперь уже камеральной или документальной проверки. Но это — если контролирующий орган не сообщил о датах начала и окончания проведения проверки данных, указанных в налоговой декларации или уточняющем расчете. А информация об автоматическом возврате суммы возмещения отражается в Реестре на следующий рабочий день.

В таком случае обязательно должна быть отметка о виде проверки: камеральная или документальная. Информация об автоматическом возвращении средств тоже появляется в Реестре на следующий рабочий день.

На следующий день после окончания срока составления акта проверки, если контролирующий орган не внес в Реестр сведения о дате составления этого акта, сумма возмещения также считается согласованной. Информация о возврате суммы бюджетного возмещения контролирующим органом появляется на следующий рабочий день после возникновения такого случая.
Это же касается и срока направления (вручения) налогового уведомления-решения, признания его противоправным или отмены. Сумма возмещения становится согласованной, если контролирующий орган не сообщил дату и номер уведомления-решения.

В течение пяти (операционных) дней налогоплательщик получает возмещение на свой текущий счет в банке. Ему также могут перечислить сумму возмещения на бюджетные счета как уплату денежных обязательств или погашение налогового долга.

Кому государство не возмещает НДС

По результатам камеральной или документальной проверки контролирующий орган может обнаружить, что сумма бюджетного возмещения не соответствует сумме, заявленной в налоговой декларации. Тогда контролирующий орган направляет налогоплательщику уведомление, в котором указаны сумма такого превышения и основания для ее вычета.

Если же становится известно, что налогоплательщик не имеет права на получение бюджетного возмещения, котролюючий орган отказывает ему в возмещении НДС.

Как насчет тех, кто не успел задекларировать остаток налогового кредита?

Ситуация с налоговыми периодами, предшествовавшими внедрению системы электронного администрирования, до сих пор сложная. Плательщики, которые не задекларировали остаток налогового кредита НДС в переходной декларации за июнь 2015 года, утратили техническую возможность возместить этот налог в системе электронного администрирования.

Соответствующие суммы таких плательщиков не были автоматически зачислены на их электронные счета. А корректировка налоговой отчетности была осуществлено позднее — в течение года со дня составления накладных.

Возникла правовая коллизия, когда базовое право на возмещение налога на добавленную стоимость гарантировано нормами Налогового кодекса (в пределах 3-летнего срока давности). Но специальные нормы относительно внедрения системы электронного администрирования НДС делают невозможным воспользоваться ею, если на счете плательщика эти суммы не учитываются.

И чиновники не предусмотрели других вариантов того, как налоговый кредит может попасть на электронный счет.

Здесь возникает угроза злоупотребления дискреционным полномочием со стороны налогового органа и отстранение от проведения документальной проверки, ссылаясь лишь на результаты камеральной. Такой отказ в возмещении налогоплательщику реально уплаченного НДС противоречит ряду нормативных положений и принципа надлежащего управления.

А улучшение и упрощение администрирования налогов не может происходить за счет нарушения/ухудшения прав налогоплательщиков, и государство не должно на этом зарабатывать (отказом в возмещении НДС по причине изменений в администрировании).

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *