Что будет с рынком электроэнергии: новый закон, тарифы и услуги

На днях Верховная Рада приняла закон о рынке электрической энергии. После подписания Президентом этот документ должен заменить предыдущий, который в течение трех лет де-юре работал в Украине, но который де-факто никто не выполнял. Что даст новый закон предпринимателям и обычным потребителям? Изменится ли что-то в сфере энергообеспечения? И возможно ли, чтобы качественные услуги предоставлялись по мотивированным ценам?

Будут ли услуги качественными, а цены оправданными?

Проект Закона «О рынке электрической энергии» — это часть реформы в области энергетики Украины. Подписав соглашение о членстве в Энергетическом Сообществе, Украина одновременно согласилась воплотить правила Третьего энергетического пакета ЕС.

Помимо прочих требований пакета, реформирование отрасли должно пройти таким образом, чтобы в результате этого были созданы независимые структуры для передачи и распределения электроэнергии (разграничение видов экономической деятельности).

Это значимая деталь для бизнеса и рядовых потребителей, поскольку передача и распределение электроэнергии сегодня на счету монополистов. А на них общественность имеет мизерное влияние.

«Старый» закон, действующий с 2014 года, специалисты оценивали в целом неплохо. Просто его нужно было выполнять. Согласно новому документу, бизнесмены будут свободно выбирать, кто будет передавать и распределять электроэнергию их предприятий, только с 2019 года. А рядовые потребители — с 2020 года.

Не рановато ли был принят новый закон? Юристы и эксперты по энергетике уверяют: определенный промежуток времени установлен для того, чтобы подготовить законодательную базу для вводимых изменений.

Однако мы имеем негативный пример действия подобного закона о рынке газа, который ничего рядовым потребителям не дал — лишь втрое-вчетверо выросли тарифы. Власть должна проводить широкомасштабные реформы в отрасли. А если этого нет, то ничего хорошего и не получится. Для рядовых потребителей надо устанавливать переходный период, чтобы они адаптировались, — утверждает независимый энергетический эксперт Валентин Землянский

Насчет подзаконных актов, то их нужно принять, по меньшей мере, 70, чем преимущественно будет заниматься Кабмин. Сделать это будет крайне трудно, ведь каждый такой документ затронет интересы определенной узкой категории «хозяев» рынка.

Спецсчета как слепые котята

Самым главным недостатком нового закона является то, что Национальная комиссия регулирования рынка электроэнергетики и коммунального хозяйства (НКРЕКП) введет так называемый институт специальных счетов для предприятий. То есть предприятия и компании не смогут управлять спецсчетами, что является основным правилом любого бизнеса. Это очень удобный механизм для злоупотреблений со стороны чиновников.

Ничего хорошего не выйдет и в том случае, если не взаимомоспишутся или не взаимовыплатятся долги. К примеру, сегодня долг потребителей перед облэнерго составляет 27 миллиардов гривен. А долги облэнерго перед энергорынком — 28 миллиардов гривен.

Тормозит работу рынка электроэнергетики и то, что у нас не могут создать единый мощный документ – Энергетический баланс.

Почему без ТЭС не будет баланса в энергетике

Чтобы баланс энергосистемы был более устойчивым, используется тепловая генерация — ТЭС. Это электростанции, которые вырабатывают энергию, сжигая определенные виды топлива.

Производство тепловой электроэнергии стоит вдвое дороже атомной, однако без первой невозможно сбалансировать энергетическую систему страны.

Тепловая генерация может выдавать мощности по графику, как АЭС, или маневрировать мощностями – разгружать и загружать энергоблоки по требованию диспетчеров. Традиционно украинские ТЭС работают на угле. Это для них оптимальное топливо, хотя они работают и на природном газе, и на мазуте.

Но в этом случае выработка электроэнергии будет дороже. Когда АЭС переходят на плановый ремонт (а это происходит часто), а ГЭС не могут работать по причине недостаточного уровня воды в реках, то именно ТЭС спасают энергетику.

Чем грозят проблемы с углем

С топливом для АЭС в Украине не все в порядке, особенно с углем – еще неизвестно, откуда будут завозить определенные его виды. Также доподлинно неизвестно, перейдут ли ТЭС на мазут или использование газа вместо угля.

Поэтому если Украина не создаст Энергетический баланс, жизнедеятельность государства, бизнеса и граждан будет неполноценной, а услуги, которые будут предоставлять облэнерго, – слишком дорогими.

Серьезная проблема — подорожание в шесть раз тарифов на нестандартное и стандартное подключение к электросетям. Средняя стоимость такой услуги составляет 6 тысяч гривен за киловатт. Есть цены для отдельных регионов — 9 тысяч гривен за киловатт.

Решит ли эту проблему новый закон? Пока чиновники ограничиваются только разговорами.

Придется отказаться от субсидий

С другой стороны, годами не решается проблема ликвидации так называемого перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Оно заключается в том, что путем повышенных тарифов на электричество для промышленных предприятий НКРЕКП устанавливала более низкие тарифы для населения и соцсферы.

По мнению бывшего члена НКРЕКП Андрея Геруса, в 2016 году комиссия подняла на 27% цены на электричество для малого, среднего, крупного бизнеса и для бюджетных учреждений и организаций. Как считает эксперт, расходы на перекрестное субсидирование в прошлом году напротив выросли с 30-40 до 50-ти миллиардов гривен. Это позволило нашему населению немножко «выдохнуть» — немного замедлился рост тарифов на электричество.

Пока нет прозрачности, не будет и порядка

Решить насущные вопросы рынка энергетики невозможно без установления прозрачности. До сих пор не только население и промышленные потребители не знают, как формируются их тарифы на электричество, об этом не догадываются даже эксперты.

Ясное дело, что такого не должно быть. И не все здесь зависит от монополизма на рынке. Во Франции рынок электроэнергетики более монопольный, чем в Украине. Однако все французские потребители знают, как формируются тарифы. Когда монополисты незаконно повышают (по мнению общественности) стоимость тарифов, люди выходят на улицы протестовать. И это действует, тем более, что в суде у них также есть шанс доказать неправомерность монополистов.

Шансы того, что Президент подпишет новый закон, высокие. Несмотря на то, что документ является хорошей инициативой, риски его невыполнения остаются очень высокими. Также возможно, что будут приняты подзаконные акты в пользу монополий, а не бизнеса и граждан. Зато сейчас у предпринимателей и общественности еще есть время повлиять на ситуацию.

Игорь Гонта

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *