Как Закон об образовании-2017 повлияет на украинский бизнес. Прогноз

Этой осенью нардепы проголосовали за новый закон об образовании. Как реформировать нашу образовательную систему и как это повлияет на украинский бизнес? Рассказываем об основном в реформе и о ее влиянии на бизнес и рынок труда

Новый закон во многом отличается от своего предшественника

Предыдущий закон об образовании 1991 года Критерии Новый закон
11 лет Продолжительность обучения для получения полного общего среднего образования 12 лет

Новые стандарты будут действовать:

  • для начального среднего образования – с 1 сентября 2018 года
  • для базового среднего образования – с 1 сентября 2022 года
  • для профильного среднего образования – с 1 сентября 2027 года
Украинский, но учитывалось желание родителей Язык обучения Только украинский с предоставлением языковых прав нацменшинам через создание отдельных классов для них
  • формальная (официальное повышение уровня образования)
  • неформальная (тренинги, кружки, курсы)
Формы образования
  • официальная
  • неформальная
  • информальная (самообразование) во время профессиональной, общественной или иной деятельности, семейное образование.

Результаты обучения каждой формы официально признает законодательство. Правда, механизм признания пока непонятен.

Экзамены в выпускных классах Оценка знаний ГНА после каждого уровня базового среднего образования (4, 9, 12 классы). Тестирование учащихся младшей школы будет происходить только с целью мониторинга
10% от ВВП Уровень ассигнований из государственного бюджета 7% от ВВП
3 200 грн Должностной оклад педагогов 9 600 грн
Органы местного самоуправления Контролирующие инстанции Местная власть создает соответствующие условия обучения, сбор/обнародование статистических данных и т.д.

Директора школ — административные и учебно-методические полномочия.

Учебные заведения будет проверять Агентство обеспечения качества образования путем планового институционального аудита раз в 10 лет

Норма отсутствует Свободы педагогов Разрешение на индивидуальную образовательную (научную, творческую, художественную и др.) деятельность за пределами учреждения образования.

Разработка авторских учебно-методических комплексов. Право взять творческий отпуск сроком на 1 год с зачислением стажа работы

Люди с особыми потребностями упоминаются только в части организации питания учащихся, либо по потери трудоспособности Инклюзивное обучение Вводится категория «инклюзивное образовательное пространство». Выдвигаются требования по обеспечению доступности учебных корпусов и классов.

Родители смогут принимать участие в разработке индивидуальных программ развития для детей с особыми потребностями

На реализацию реформы бюджет предусматривает три миллиарда гривен. Это одновременно и экономический вызов для Украины, и проверка, действительно ли образование —приоритет для украинского общества.

В учителях будут больше нуждаться, а уровень безработицы немного снизится

Идея увеличить продолжительность обучения не новая. Но родители жаловались, что дополнительный год в школе не дает никаких результатов. На этот раз Министерство решило не просто изменить сроки, но и предложить трехуровневый формат обучения. То есть 12-летний цикл разделили на:

  • начальное образование (1-4 классы)
  • базовое среднее образование (5-9 классы) в гимназии
  • профильное среднее образование (10-12 классы) — лицеи и т. п.

Имплементация Закона ощутимо отразится на украинском рынке труда. Из-за дополнительного учебного года образовательным учреждениям будет не хватать  специалистов. Но в то же время должен снизиться уровень безработицы в Украине.

Учителей будут сертифицировать, и без коррупции может не обойтись

Каждые пять лет учителей будут сертифицировать. Место и время повышения квалификации педагоги ежегодно будут выбирать сами. Даже если педагоги выберут платные курсы, это профинансируют из бюджета.

В планах Министерства — повысить должностной оклад учителей на 10% после получения ими следующей категории. Сертификация на понимание новых госстандартов будет добровольной. Но те, кто ее пройдет, получат 20%-ную надбавку к зарплате. Единственное существенное предостережение — потенциальные коррупционные риски при осуществлении сертификации.

Директора школ получат больше свободы и одновременно ответственности

Усложнится жизнь и руководителей учебных заведений. Они получат больше свободы в организации учебного процесса и решении кадровых вопросов. Но теперь их будет выбирать независимая комиссия. Введен конкурсный отбор, а срок пребывания на должности не превышает 12-ти лет.

Власть директоров также будет ограничена общественным самоуправлением и надзорными (попечительскими) советами, что может не понравится педагогам-консерваторам. Попечительский совет будет определять стратегию развития школы, контролировать финансирование, даже может инициировать подачу заявления о поощрении или отзыве директора.

Каждое учебное заведение должно будет обнародовать отчеты о поступлении и назначении всех средств на своих сайтах или на сайтах местных управлений образования. То есть родители и меценаты будут контролировать использование денег. А отдельная норма закона позволяет делать целенаправленные благотворительные взносы в пользу определенной школы.

Бизнес получит специалистов с уже сформированными навыками

Одна из ключевых инноваций — внедрение компетентностного подхода. Он направлен не на «зубрежку» фактологического материала, а на овладение актуальных для жизни навыков.

Это должно гармонизировать образование и социально-трудовые отношения. Поэтому украинские работодатели смогут брать к себе на практику студентов на льготных условиях. А будущие специалисты действительно будут учиться производственному процессу.

Бизнес получит потенциальных сотрудников со сформированными навыками и пониманием нюансов в деятельности компании. Впрочем, в Законе нет четкого механизма внедрения обозначенных компетентностей и критериев для мониторинга того, насколько успешно реализовывают программу, — Татьяна Журавель, юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права»

Языковой конфликт влияет на рынок труда и конкуренцию

Скандал спровоцировала 7-я статья Закона о государственном языке.

По мнению венгерских дипломатов, она делает невозможным получение венгерским меньшинством — а это почти 150 тысяч человек — образования на родном языке. Кроме Венгрии свое недовольство этим законом выразили правительства Румынии, Молдовы и России.

Зато политологи воспринимают Закон об образовании как эффективный инструмент защиты национальных интересов украинского государства. Ведь жители отдельных регионов страны вообще не владеют государственным языком. А это пагубно влияет и на документооборот на украинском языке.

В Украине учится почти полмиллиона детей языковых этнических групп в более чем 700 учебных заведениях. Обычно украинский язык рассматривают как отдельный предмет. Поэтому существует угрожающая тенденция ухудшения качества школьного образования у детей, принадлежащих к нацменьшинствам.

Результаты ЗНО прошлого года неутешительны: 60% абитуриентов румынского и венгерского меньшинств не сдали тестирование по украинскому языку. То есть эти дети неконкурентоспособны на украинском рынке труда именно из-за незнания государственного языка.

Реформа образования выгодна меньшинству — педагогам-новаторам. Они заинтересованы не только в росте уровня зарплаты, но и в повышении собственного авторитета. Сторонники традиционной образовательной системы станут аутсайдерами, если не выйдут из зоны комфорта.

На украинском экономическом секторе закон об образовании также должно сказаться положительно. Воспитание компетенций приведет к появлению более подготовленных специалистов. Они будут быстрее адаптироваться к рабочим условиям и не медлить с инвестированием усилий в собственное дело.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *