Почему обжаловать закупку почти невозможно и кто в этом виноват? О АМКУ и НБУ

Большинство участников публичных закупок в системе РгоZогго, которые проиграли государственные тендеры, подают жалобы в Антимонопольный комитет. При этом 77% обращений не удовлетворяют или вообще отклоняют. Выясняем, почему участники терпят поражения (хоть и платят за рассмотрение жалоб), при чем тут НБУ и как быть уверенным в победе в закупке

Рассмотрение жалоб Антимонопольным комитетом на проведенные закупки может быть поверхностным

Антимонопольный комитет Украины как орган обжалования с целью беспристрастной и эффективной защиты прав и законных интересов лиц, связанных с участием в процедурах закупки, образует постоянную административную коллегию (коллегии) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок. Именно эта Коллегия наделена всеми полномочиями по рассмотрению жалоб и принятию по ним решений, обязательных для исполнения заказчиками, — статья 8 Закона «О государственных закупках»

Чтобы обжаловать решение или условия закупки, участник аукциона должен подготовить текст жалобы. А еще обязательно оплатить ее подачу — 5 тысяч гривен в случае закупки товаров или услуг и 15 тысяч гривен при закупке работ.

Только после оплаты этих «тарифов» Коллегия Антимонопольного комитета Украины принимает жалобу к рассмотрению, блокируя любые дальнейшие действия и решения заказчика по тендеру, и назначает дату заседания.

На одном из таких заседаний 27 июня рассматривалась жалоба компании «Коларес». Ее представители выявили нарушения со стороны НБУ в порядке проведения закупки юридических услуг: в тендерной документации содержались откровенно дискриминационные условия.


Жалобу компании «Коларес» рассматривали госуполномоченные АМКУ Валерий Полюхович и Анна Артеменко под председательством заместителя председателя АМКУ Нины Сидоренко. Суть заседания свелась к формальному выяснению содержания претензий жалобщика и заслушивания возражений представителей НБУ.

И это не удивительно, ведь когда ответчик Нацбанк, споры могут рассматривать поверхностно и ускоренно. На этот раз заседание длилось 20 минут, после чего заместитель председателя провозгласила абстрактное решение о внесении изменений в тендерную документацию торгов. Однако о каких именно изменениях идет речь, представитель АМКУ не уточнила. Полный текст решения был обнародован через неделю после заседания.

Плата за обращение является предохранителем от противников реформирования и она посильна для бизнеса, — авторы реформы

Представитель компании «Коларес» не выражает надежд относительно перспективы участия в тендере НБУ:

Если АМКУ своим решением оставит в силе ту тендерную документацию, которая есть, мы не будем отвечать этим требованиям

Выяснилось, что кардинальных изменений в документацию торгов не внесли, а круг потенциальных участников тендера не расширился. Вряд ли такое решение АМКУ удовлетворит жалобщика, в частности после нескольких недель ожидания рассмотрения и оплаты за подачу жалобы.

Еще есть возможность обжаловать неудовлетворительное решение АМКУ в суде, но, оценивая реальные сроки рассмотрения дел отечественными судебными инстанциями, у участника может не хватить терпения.

По мнению реформаторов системы публичных закупок, установленная плата за обращение в Антимонопольный комитет посильна для отечественных предпринимателей и является своеобразным предохранителем от противников реформы, которые могли бы многочисленными жалобами заблокировать процесс госзакупок.

В реальности же 5 или 15 тысяч гривен за поверхностное рассмотрение обращений участников торгов отпугивают львиную часть желающих отстоять свою правоту. И даже несмотря на это, желающих все равно хватает.

Только 23% жалоб удовлетворяют. Остальные либо отклоняют, либо не удовлетворяют

По данным bi.prozorro, эффективность рассмотрения жалоб на заказчиков публичных закупок тяготеет к неудовлетворительной.

Так, за последний год в АМКУ было направлено более 11 тысяч жалоб, из которых почти тысяча обращений касалась процедуры закупки работ.

То есть за год Комитет только на жалобщиках зарабатывает около 65 млн грн, или $2,5 млн. Эти результаты реформы безусловно по вкусу чиновникам АМКУ.

А вот меньше удовольствия от этого получают те, кто жалуется: только 23% жалоб удовлетворяют. Большинство из них не удовлетворяют или вообще отклоняют. При этом 10% жалобщиков, обратившись в АМКУ, до принятия решения по существу спора отзывают свои претензии к заказчику.

После принятия невыгодного для решение НБУ финучреждение отменяет закупку вообще

За год НБУ фигурировал в 10-ти жалобах, и для участников статистика удовлетворения их требований неутешительная: кроме указанной, только по одной жалобе решение Коллегии было в пользу жалобщика – участник тоже высказал претензии о нарушении порядка проведения закупки.

После принятия невыгодного для себя решения Нацбанк воспользовался своим правом, как заказчика, отменить закупку якобы из-за «отсутствия дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ и услуг».

После внесения незначительных изменений в документацию тендера от НБУ по закупке юридических услуг, срок подачи участниками предложений продлили до 13 июля. Поскольку до этого момента заказчик не отменил закупку, 14 июля, аукцион стартовал. По его результатам станет известен круг участников и их ценовые предложения.

Дальше НБУ будет оценивать соответствие участников квалификационным критериям и определит победителя торгов. Уже сейчас есть намеки и прогнозы, какую именно компанию выберет Нацбанк.

Халатность участников торгов часто становится причиной отказов по жалобам

У неутешительной статистики удовлетворения жалоб есть причины, источником которых являются сами участники. По словам представителей Коллегии, наиболее распространенными основаниями для отклонения требований участников тендера является допущение существенных ошибок при составлении жалобы, недостаточная обоснованность обжалуемых фактов и неподготовленность самого жалобщика отстаивать свои интересы в ходе заседания.

Предприниматели рассчитывают, что, уплатив взнос за рассмотрение своего вопроса, Коллегия автоматически встанет на их сторону. Но это заблуждение.

Лишь тот факт, что участник считает решение заказчика торгов несправедливым, не является аргументом для Коллегии. Так, один из членов Коллегии, Агия Загребельская, посвящает отдельные посты на своей странице в facebook ошибкам жалобщиков и курьезам во время рассмотрения жалоб на публичные закупки.

Член Коллегии, Агия Загребельская, посвящает отдельные посты на своей странице в facebook ошибкам жалобщиков
Таких курьезов во время рассмотрения жалоб на публичные закупки можно избежать, предварительно обратившись к юристу

Поэтому оценкой тендерной документации заказчика, подготовкой предложения, участием в аукционе, обжалованием решений и результатов должен заниматься специалист по публичным закупкам. Если участник серьезно настроен стать победителем торгов, без помощи юриста его шансы автоматически уменьшаются.

Артем Бондаренко, юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права»

Комментарии

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *