Децентрализация в Украине: то, о чем все молчат

Децентрализация в Украине изрядно удивляет общество последние два года. Конечно, не в каждой области и регионе она происходит одинаково. Однако положительных моментов, когда новообъединённые общины могут значительно существеннее распоряжаться своими средствами, немало. Зато наша пресса как-то вскользь или совсем мало, пишет так называемую «голую» правду о децентрализации. Какие недостатки этой реформы могут предстать перед нами? Чего стоит остерегаться и в чем опасность ее основных принципов? Может, Украина слишком поспешила с этим процессом?

Смиритесь: коррупцию не преодолели

Как считает экономический эксперт Владимир Стрелецкий, по сути, основной целью децентрализации, о которой также, кстати, заявила сама же власть, является преодоление коррупционных схем в Украине:

«Фактически, в основном, процессы децентрализации завершаются, но мы можем, по крайней мере, говорить о политической и фискальной децентрализации. Еще Украина будет проводить следующий этап — административный. То есть общины, которые возникли на просторах нашей страны, объединившись, дальше формировать более крупные институты. Но чтобы коррупцию не то, что было преодолено за это время, а даже о существенном уменьшении ее активности, говорить нельзя. Все, как было, так и осталось. Коррупционные схемы остались, более того, уже сейчас кое-кто на местах почувствовал себя таким большим князьком и теперь сам разбазаривает «дары» децентрализации», — считает он.

Вообще, стоит более развернуто объяснить, что такое децентрализация, какие её этапы существуют и с чем её «едят».

Прежде всего, коснемся децентрализации ответственности.

«Это процесс, благодаря которому центральное правительство любой страны распределяет ответственность за так называемые услуги региональных филиалов без передачи каких-либо полномочий. Многие специалисты вообще не считают это настоящей децентрализацией, а называют просто — созданием на местах подразделений центральной власти. Далее идет делегирование. Это процесс передачи ответственности за принятие определенных решений и выполнение государственных функций местным органам власти. В этом случае органы местного самоуправления не в полной мере контролируются центральными органами власти, однако являются подотчетными им», — отмечает кандидат наук государственного управления Олег Болотный.

По его мнению, децентрализацию, как и его коллега «по цеху» говорил выше, можно разделить на три типа: политическую, административную и финансовую.

Политическая децентрализация – это когда политические институты отслеживают и учитывают интересы граждан и решают их. Административная децентрализация касается того, каким образом эти политические институты вырабатывают политические решения относительно работы налоговых и регулирующих органов.

«Ну, и наконец, фискальная децентрализация, которая касается непосредственно работы по сбору налогов этими местными органами власти и исправления дисбаланса экономики территорий.

Обычно очень сложно измерить уровень автономии и возможности местной власти, трудно сравнивать политический, административный и финансовый статусы, потому что децентрализация редко существует в чистом виде. К примеру, местному самоуправлению могут быть переданы административные полномочия без финансовых ресурсов, что приводит к несоответствию его полномочий и возможностей. Кроме того, различные местные органы (к примеру, те, что обеспечивают развитие и контроль за учреждениями здравоохранения, электро – и водоснабжения и тому подобное), могут быть децентрализованы в разной степени», — считает господин Болотный.

Можно привести и пример проекта государственного бюджета на 2017 год, поданный правительством парламенту (мы об этом расскажем в нашей следующей статье более подробно — Авт.). Это уже другая сторона экономической децентрализации — когда центральные органы исполнительной власти фактически сняли с себя ответственность за все.

По мнению народного депутата Андрея Павловского, основная идея этого главного финансового документа — “перекинуть” бремя ответственности за решение социальных проблем на местные органы самоуправления.

Лакмусовая бумажка поражения: что делать с ПТУ?

«Одним из путей «сбалансирования» бюджета было предложено передать на финансовое обеспечение оплаты коммунальных услуг медицинских и общеобразовательных учреждений, а также содержание административно-технического персонала школ — более 16,5 миллиардов гривен. Специализированные медицинские учреждения вообще остаются без соответствующего финансирования. Повторяется ситуация с ПТУ (здесь — учреждений профессионально-технического образования — Ред.), которая возникла в 2016 году (их также оставили без финансирования — Авт.)», — отмечает народный избранник.

С одной стороны, вроде бы власть и некоторые поступления от налогов теперь остаются на местах. С другой — центральная власть вовсю спешит «спихнуть» с себя всю ответственность, что явно не вовремя для его хилой региональной «коллеги». А где, вообще, уверенность в том, что регионы не будут придерживаться законной для них «центральной помощи»?!

С господином Павловским солидарна и юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Татьяна Журавель:

«Изменения в налоговой системе, связанные с децентрализацией, предусматривают увеличение поступлений в местные бюджеты и, соответственно, увеличение расходов из этих бюджетов. Однако регионы Украины, к сожалению, имеют неодинаковый уровень развития и, как следствие, не всегда могут справиться со своими новыми обязанностями финансового обеспечения. Так, например, возмущает перевод на финансирование местными бюджетами учреждений профессионально-технического образования.

Также, как всегда, у нас все происходит в спешке, а уже потом, в процессе, вносятся изменения, которые не всегда соответствуют первостепенной цели. Попытка взять все лучшее, что есть в нескольких развитых странах, не всегда согласуется между собой, и поэтому нет никаких гарантий эффективности и приемлемости изменений для наших реалий».

Все это очень похоже на «знаменитые» попытки центральной власти загнать украинцев в ОСМД – объединение совладельцев многоквартирных домов (кстати, такое тоже можно в определенном смысле считать децентрализацией, но бытовой).

Борьба за место под солнцем

С приведенным словам экспертов трудно не согласиться. Однако, как все выглядит в жизни?

Этап формирования новых территориально-административных единиц (общин, уездов, регионов) путем укрупнения (сел, районов, областей) на сегодня находится в активной фазе. По мнению экономиста господина Стрелецкого, процесс децентрализации сейчас уже демонстрирует: в Украине началась серьезная борьба за контроль над экономически привлекательными населенными пунктами:

«Наиболее ярко это проявляется в Киевской области. Здесь земельные, лесные и водные ресурсы имеют немалую ценность, поэтому мэры городов пытаются всячески «завладеть сердцами» общин, присоединиться именно к ним. Даже судя по процессу такой агитации, мы можем сказать, что здесь есть проявление коррупции. Да что и говорить, иногда проводятся референдумы о таком присоединении, которые также не имеют никакого законодательного основания», — говорит он.

Эксперт приводит в пример попытки столичной власти уже долгое время присоединить к Киеву поселок городского типа Коцюбинское. Он убежден в том, что столичная власть не решит никаких насущных вопросов этого села, зато будет иметь лакомый кусок «коцюбинской» земли, за которую уже неоднократно боролись многие.

Сепаратизм может вырасти?

Как заметил экономист Андрей Новак, это уже наводит на мысль, что процесс децентрализации ограничивается исключительно изменением границ районов и областей.

«На уровне местных бюджетов это позволит руководителям административных единиц еще больше, с еще большим размахом возобновить старые коррупционные схемы. Таким образом, председатель объединенных общин за счет решения земельных вопросов, особенно в привлекательных для купли-продажи земли в районах, может стать таким себе местным князьком», — говорит он.

И еще: какие названия получат эти единицы? Уезд, регион? По словам политолога Андрея Кожана, последствия могут быть катастрофическими:

«Однако, конечно, это далеко не все. Самым ужасным является то, что, согласно изменениям к Конституции Украины, все поселения от мала до велика будут иметь большие права. К примеру, создавать свои органы, скажем, органы правопорядка. То есть, представьте, такие структуры, да еще и вооруженные, в нашей и без того многострадальной Украине создаст регион, который будет включать в себя две бывшие области. Для того, чтобы отменить такое решение региона, Президенту Украины и Конституционному суду понадобится много времени.
Таким образом, возрастет и без того большой уровень сепаратизма в стране. Это слишком опасные прецеденты. Я считаю, что вообще заниматься децентрализацией — любой, будь то политической, экономической или административной — в настоящее время в нашей стране, где идет настоящая война, нельзя. Нам нужна сильная центральная власть и точка», — считает он.

По словам юриста Татьяны Журавель, всегда есть определенные опасения перед изменениями:

«Опасения возможности образования на определенных территориях вооруженных формирований не безосновательны, учитывая, что сейчас существуют способы найти огнестрельное оружие, или никого не удивляют рейдерские захваты, прямыми участниками которых являются общественные организации, созданные якобы для предоставления охраны своим членам. Не исключено, что вооруженные формирования могут создаваться влиятельными людьми для защиты своих интересов. Но, зная все эти особенности, необходимо любые вопросы решать исключительно в правовом поле», — констатирует она.

Вспомним в этом смысле так называемую большую «янтарную» войну, до сих пор продолжающуюся в отдельных районах Житомирской, Ровенской и Волынской областей. Пока центральная власть, которая имеет большое желание покончить с нелегальными копателями, ещё сильна и всё понимает. Когда же, к примеру, эти три области объединятся в единый регион, то и, действительно, там будет править местный «князь», который все эти дела «подомнёт» под себя. А такие общегосударственные вопросы, как восстановление экологии территории после добычи янтаря, тем более нелегальными копателями, которые осквернили землю Полесья, тоже станут более сложными в смысле их решения.

Там, где неспокойно, децентрализация только навредит

Возможно, с такими мнениями уважаемых экспертов согласятся многие наши читатели.

«Вообще, мировые эксперты отмечают в своих многочисленных трудах и выступлениях о том, что заниматься процессами децентрализации в развивающихся странах или государствах, которые имеют переходные экономики, нельзя. Наша же страна имеет признаки и того, и другого. Специалисты отмечают, что в таких странах нет условий, нет контроля за выполнением решений, нет надзора и обратной связи на всех ступенях власти. К тому же я сам изучал опыт и труды, где доказывается, что сама по себе децентрализация мало что дает в очень важном для Украины вопросе — борьбе с бедностью», — добавляет Андрей Кожан.

А, кстати, немало наших экспертов и чиновников едва ли не главным позитивным итогом проведения децентрализации считают именно преодоление бедности.

Возможно, правительство Украины поспешило с проведением децентрализации? Андрей Кожан уверяет, что не понимает наших чиновников в этом аспекте, ведь страна, где идет война, как никогда нуждается в «твердой руке» Президента и центральной власти. Действительно, начинать децентрализацию, наверное, было бы логичным в другое время.

 

Однако и сейчас существует немало положительных примеров, когда общины стали жить намного лучше, чем во время управления «центром». Но все эти выводы весьма относительны. Поэтому нужно тщательно проводить экспертные оценки. Прежде всего, это касается административно-территориальной «части» децентрализации, которая начнется совсем скоро.

Надо сделать все возможное, чтобы «нарезая» так называемые единицы — регионы, — мы не создали «замечательных» поводов для роста напряжения и сепаратизма. В противном случае, все достижения политической и экономической децентрализации окажутся напрасными.

Игорь ГОНТА

Больше интересного:

Цена траншей от МВФ: что получит, а что потеряет Украина

Кооперативные банки: зачем Украине прогресс

Украинская налоговая реформа: когда наступит светлое будущее?

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *