Украинская таможня: рейтинг пунктов таможенного контроля

Казалось бы, для комфортного прохождения таможенной границы в Украине создано все: и карта пропускных пунктов, и даже онлайн-трансляция, когда каждый может проверить количество авто в очереди. Однако водители все равно стоят часами, ожидая проверки документов и багажа, чтобы услышать заветное “Счастливого пути!”. Где можно простоять дольше, где больше всего берут взяток и на какой таможне условия лучше?

“Хорошо стоим”, или где дольше всего ждать

Одна из крупнейших проблем украинской таможни — километровые очереди на пунктах пропуска. Кто-то отправляется на шопинг, кто-то — в путешествие, а кто-то — искать лучшей жизни на заработках. Последние особенно усложняют ситуацию: как те, кто едет за границу, так и те, кто оттуда возвращается, создают огромные пробки. К примеру, в сезон сбора яблок в Польше зароботчане стоят в таможенных очередях по 10-15 часов. А вот изобретательные и терпеливые даже продают свои места ближе к таможенным пунктам.

Польша

Традиционно самые большие очереди во время прохождения контроля сосредоточены на границе с Польшей. По статистике, наиболее проблемными пунктами часто становятся “Рава-Русская” и “Ягодин авто”в августе разрешения продолжить свой путь здесь ждали по 450 автомобилей в день! Не меньше автомобилей стоят в очереди и на границе с Румынией.

Если проанализировать сообщения Западного регионального управления Госпогранслужбы за сутки, мы увидим, что наибольшее количество авто — 150 — было зафиксирована на пункте пропуска в Польшу “Устилуг”.

1

 

И даже очереди со 150-ю автомобилями сегодня кажутся смешными по сравнению с тем, что происходило месяц назад, в сентябре. На таможне можно было не то, что переночевать, но и вообще разбить лагерь и в конце концов поселиться. По состоянию на 1 сентября на границе с Польшей стояло 930 автомобилей. Самое большое скопление было возле пункта “Ягодин”, где застряло 300 авто. Однако винить в этом транспортном коллапсе только украинцев было бы нечестно — такие очереди были вызваны, прежде всего, забастовкой польских таможенников. Сотрудники польской таможни вышли на работу, но проверяли каждое авто слишком медленно. Этим они протестовали против проведения реформы, что ликвидирует таможню и присоединяет ее к налоговикам.

Киевлянка Маргарита ездит за границу через польско-украинскую границу почти каждый месяц, поэтому хорошо знает, где придется долго постоять:

“Я взятки не давала принципиально, но большинство моих знакомых за 200 гривен проезжает вперед очереди. Не знаю, как там на других пунктах, но на украинско-польских — именно так. Что касается очередей, то могу сказать, что самая, в которой я когда-либо стояла, то это на “Угринов” — машин было на три километра! Но этот пункт пропуска комфортабельный, на других же даже туалета нормального нет, сплошной ужас.

Вообще угадать, на какой именно таможне, когда едешь на Запад, будут меньше очереди, невозможно. Можно только пользоваться онлайн-трансляцией, но опыт показывает, что если один пункт “стоит”, то “стоят” и все остальные, а пока доедешь до другого и прочекаєш там в очереди, то, скорее, уже остаться где есть”, — жалуется девушка.

По поводу тщательности обысков Маргарита замечает, что поляки гораздо внимательнее к этому относятся, украинцы непідозрілих лиц осматривают быстро, и неважно, что эта непідозріла лицо везет товара на несколько тысяч евро и не декларирует его.

Как видим, профессионализм украинских таможенников оставляет желать лучшего, но нельзя, конечно, всех равнять под одну ступень. А вот по поводу очередей ясно одно — они крупнейшие на границе с Польшей. На границах с другими странами аномальных очередей нет, как нет и такого количества желающих уехать.

Крым

Однако подождать придется тем, кто едет в Крыма. По сообщениям очевидцев, российские таможенники весьма тщательно и очень медленно проверяют каждую машину, которая движется к полуострову, чем вызываются километровые очереди.

По информации помощника начальника Херсонского пограничного отряда — начальника пресс-службы Ивана Шевцова, — таможенный контроль на “Колончаці” пришлось временно прекратить, так как российские таможенники заблокировали работу пропускного пункта.

На “Чаплинке” пройти контроль было можно, но медленно и только по направлению движения с материковой Украины в Крым.

“В среднем российские службы пропускают на своём пункте пропуска, который находится напротив КПВВ “Чаплинка”, 4 – 5 машин в час. Из-за этого здесь накопилось в очереди на въезд на полуостров около 70 автомобилей”, — рассказал господин Шевцов.

На пунктах пропуска в Крыму ситуация периодически осложняется и другими факторами. К примеру, 11 октября КПВВ “Чаплинка” и “Каланчак” отключили электроснабжение, что, конечно, затормозило процесс прохождения таможенного контроля.

Беларусь и Россия

По северной и восточной границ, то и там хватает проблем. К примеру, в апреле этого года очереди на пункте пропуска в России “Гоптовка” тоже были немалые — на разрешение проехать ожидали по 150 машин в сутки.

“по Состоянию на 17-30 (апреля — Ред.) — в очереди около 150 машин, около 100 человек, которые пересекают границу в пешем порядке и 18 автобусов. Автобусы мы уже оформили, они прошли погранично-таможенный контроль с украинской стороны, но пока не могут заехать на территорию РФ . Это связано с медленной работой российской стороны”, — сообщили в пресс-службе Харьковского пограничного отряда.

Для обмена информацией и удобства поиска даже создают специализированные форумы, на которых можно узнать, где удобнее всего пройти таможенный контроль на границе с РФ.

Относительно въезда в Беларусь, то и здесь иногда приходится постоять. В феврале 2016 на украинском пункте пропуска “Доманово” в очереди стояло 70 грузовиков. Госпогранслужба Украины объяснила этот затор тем, что правительства Польши и России не подписали соглашение о международных автоперевозках, поэтому водители грузовиков, направляющихся в Европу через Польшу, решили ехать через территорию Украины. В общем, желающих выехать в России или Беларуси в разы меньше, чем на Западе, поэтому длиннющие очереди здесь скорее исключения, чем правила.

Любой каприз за ваши деньги: о взятках

Таможня издавна считалась хлебным местом — способов подзаработать здесь хватает. Можно брать взятки за то, чтобы “не заметить” запрещенный товар или превышение нормы багажа, можно присвоить конфискат, а можно вообще делать так, чтобы люди массово платили деньги за ускорение течения очереди.

Польша

Некоторые таможенники даже организовывают целые преступные группировки, помогая нарушителям незаконно переправлять товар. К примеру, группа таможенников с пункта “Угринов” организовывали за взятки незаконный ввоз автомобилей из ЕС.

Вообще, изобретательность коррупционных схем на таможнях действительно впечатляет. На закарпатском пункте пропуска “Тиса” сотрудник таможни брал по 400 евро за пропуск микроавтобусов. Деньги же прятал в вольере служебной собаки.

Таможенники на пункте “Ягодин” пошли еще дальше: поймали начальника отдела таможенного поста. Конечно же, его арестовали, поэтому его обязанности выполнял заместитель. Однако, и заместитель на посту продержался недолго (один день!): 7 сентября его поймали на вымогательстве денег за выдачу разрешительных документов на оформление багажа.

Ради справедливости скажем, что случаи, когда таможенники отказывались от денег, тоже были. К примеру, на границе с Венгрией граждане РФ предлагали украинским таможенникам взятку, но последние отреагировали на это в соответствии с законодательством и передали правонарушителей в полицию.

Крым

Коррупционных схем хватает не только на западной границе. К примеру, на пункте пропуска “Чонгар”, где получают разрешение на въезд с временно оккупированного Крыма, таможенник брал процент с незадекларированных средств при ввозе. Валютой не брезговал — взятку брал в рублях.

“Мужчина перевозил 106 тысяч российских рублей, что превышает сумму, разрешенную украинским законодательством для ввоза с полуострова. Свое содействие в беспрепятственном перемещении денег инспектор “оценил” в 10% от суммы”, – прокомментировали в СБУ.

На “Чаплинке”, где также пропускают в Крым, на взятке задержали таможенника, который позволил незаконно провезти товар.

Россия

На пункте пропуска в России “Песочин”, что на Харьковщине, таможенники вообще организовали целую систему наживы. Таможенники систематически требовали деньги от предпринимателей за быстрое и удобное оформление товара. Да и сумма, на которой нарушителей задержали, впечатляет — 290 000 гривен.

Это, конечно, не единичный факт коррупции на границе с Россией. Недавно даже быуло задержан старшего смены на таможенном пункте Бачевск (Сумская область).

Беларусь

На границе с Беларусью однажды за взятку вообще задержали весь состав смены. На железнодорожном таможенном пункте Удрицк взяточники систематически требовали денег за провоз багажа. “Такса” за услуги составляла от 500 до 2 000 гривен.

Правда, по сравнению с другими таможенными пунктами, на белорусской границе сообщений о взяточничестве меньше. Поэтому или здесь действительно работают честные таможенники, или же все очень старательно скрывается.

 

В целом, за восемь месяцев 2016 года было открыто 378 коррупционных дел на сотрудников Государственной фискальной службы. Из них — 69 преступлений получение взятки и 162 — злоупотребление властью или служебным положением. Статистика свидетельствует, что взятки берут абсолютно везде. Чуть ли не на каждом пропускном пункте так или иначе были зафиксированы случаи преступлений. Оно и не удивительно, ведь нечестным таможенникам трудно удержаться, когда и деньги, и товары сами плывут им в руки.

Обидно, но пока искоренить коррупцию на таможнях не удалось и вряд ли удастся в ближайшее время. Несмотря на борьбу со взяточниками и громкие дела об аресте и суде над преступниками-таможенниками все равно находятся те, кто абсолютно беспрепятственно продолжает нарушать закон.

Конечно, на детекторе лжи каждого сотрудника Государственной фискальной службы не проверишь и за руку на горячем всех не поймаешь. Поэтому единственный действенный метод борьбы с тотальным взяточничеством — прекратить его со стороны самих граждан. Ведь когда взятку никто не предлагает, то его никто и не возьмет.

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *