Дискуссия относительно перспектив институционализации лоббирования в Украине

Какие перспективы институализации лоббирования в Украине? Какие изменения ожидают украинцев с принятием Закона Украины «О лоббизме» и Закона «О лоббировании»? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола в Торгово-промышленной палате Украины 14 ноября.

В мероприятии приняли участие: президент Торгово-промышленной палаты Украины Геннадий Чижиков, исполнительный директор Международного фонда «Возрождение» Евгений Быстрицкий, народный депутат Украины и сопредседатель рабочей группы по подготовке проекта Закона Украины «О лоббировании» Мустафа Найем, глава Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Леонид Козаченко, председатель правления «Института профессионального лоббирования и адвокаси» Базилевич и представители отечественного бизнеса.

Участники встречи подчеркнули, что такое явление как лоббизм воспринимается в нашей стране негативно, ведь чаще всего ассоциируется со взяточничеством и коррупцией. Зато в ведущих странах мира институализация лоббирования уже принесла свои плоды и способствовала консолидации органов власти, бизнеса и граждан. Эксперты убеждают, что причиной недоверия и неоднозначного отношения к лоббизму является отсутствие надлежащего правового регулирования лоббистской деятельности в Украине.

Зачем Украине узаконивать лоббирование?

«Лоббирование – это неотъемлемая составляющая процесса принятия законодательных решений в парламентах демократических, правовых государств. Это фундаментальная основа взаимодействия органов публичной власти и общества. Полмиллиарда долларов – такова сумма ежегодного бюджета Американской торгово-промышленной палаты на компонент лоббирования. Это показательные цифры, которые указывают на важность этого направления для палат. Поэтому я подчеркиваю, что Торгово-промышленная палата Украины поддерживает эту законодательную инициативу», – сказал президент ТПП Украины Геннадий Чижиков.

Народный депутат Украины и сопредседатель рабочей группы по подготовке проекта Закона Украины «О лоббировании» Мустафа Найем убежден, что вступление в силу закона даст обществу ряд преимуществ. Во-первых, будут приниматься более качественные законопроекты, во-вторых, будет снижен уровень коррупции, в-третьих, работа законодательной ветви власти станет прозрачной. Кроме этого, будет обеспечен демократический и качественный механизм контроля за деятельностью Верховной Рады Украины.

«Урегулирование правовых основ взаимодействия общественности и органов государственной власти относительно осуществления лоббистской деятельности позволит оптимизировать диалог между бизнесом и государством. Будет обеспечены равные права институтов гражданского общества и бизнеса в отношении влияния на органы власти, их должностных лиц при формировании государственной политики», – подчеркнул Мустафа Найем.

Что представляет собой этот механизм?

По его словам, лоббирование должно осуществляться по принципам законности, прозрачности и открытости, добропорядочности, добровольности и равенства. Так, субъектам лоббирования должны предоставлять лишь правдивые сведения о деятельности той или иной организации. Одновременно субъект лоббирования не может представлять одновременно нескольких заказчиков, которые между собой конкурируют.

«Механизм лоббирования бизнеса позволяет заказать услуги по защите своих прав и интересов. И он это делает прозрачно. Бизнес в таком случае не является заложником политиков. Ведь сейчас политики, которые представляют интересы бизнеса, начинают его шантажировать, получая контроль над ним. Узаконивание лоббирования изменит эту ситуацию и освободит бизнес от зависимости и давления со стороны власть имущих. Да, возможно это не будет работать сразу идеально. Мы сейчас экспериментируем, страна экспериментирует. Но другого выхода у нас нет», – сказал Мустафа Найем.

Он подчеркнул, что лоббирование, которое осуществляется при участии всех субъектов лоббистской деятельности путем целенаправленного воздействия на нормотворческую деятельность органов власти, является неотъемлемой частью современного политико-правового процесса в демократическом обществе. Более того, лоббирование является особым механизмом обратной связи, что позволяет оценить результаты реализации государственной политики.

«Если мы не введем этот инструмент, то мы сознательно после введения е-декларирования, после введения процесса государственного финансирования политических партий толкаем политиков к тому, чтобы они в дальнейшем скрыто и открыто брали взятки от бизнеса», – добавил Мустафа Найем.

Некоторые положения Закона Украины «О Лоббировании»

Закон «О лоббировании» определяет, что лоббист – это любое физическое или юридическое лицо, а также лицо, которое осуществляет лоббирование от имени субъекта лоббирования, зарегистрированного в установленном законодательством порядке. Таким образом, лицо может приобрести статус лоббиста после внесения сведений о нем в Электронный реестр субъектов лоббирования.

В Реестр вносятся такие сведения:

  • организационно-правовая форма субъекта лоббирования;
  • имя физического или юридического лица-субъекта лоббирования;
  • фактическое место жительства такого лица;
  • контактный номер телефона субъекта лоббирования;
  • веб-сайт субъекта лоббирования (если он есть);
  • руководитель юридического лица-субъекта лоббирования;
  • сфера деятельности такого лица;
  • сведения об учредителях и участниках юридического лица-субъекта лоббирования;
  • сведения о конечных бенефициарах юридического лица-субъекта лоббирования;
  • сфера интересов субъекта лоббирования;
  • персональные данные физических лиц, которые осуществляют лоббирование от имени субъекта лоббирования, их персональные данные – имя, адрес фактического места проживания и контактный номер.

В то же время не может быть лоббистом лицо, которое:

  • имеет непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за совершение умышленного тяжкого преступления, или преступления средней тяжести, за которое назначено наказание в виде лишения свободы;
  • лицо привлекалось на основании обвинительного приговора, вступившего в законную силу, к уголовной ответственности за совершение коррупционного преступления;
  • лицо признано судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Закон также определяет, что субъект лоббирования имеет право защищать права и представлять законные интересы своего заказчика, встречаться и обсуждать с депутатами вопросы, которые являются предметом лоббирования, принимать участие в разработке проектов нормативных актов. Кроме этого, такие лица будут иметь свободный доступ в помещения Верховной Рады в установленном порядке и доступ, по предварительной аккредитацией, на заседания комитетов Верховной Рады.

Относительно прекращения права на лоббирование, то оно наступает в случае:

  • предоставления субъектом лоббирования соответствующего заявления;
  • вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении субъекта лоббирования за совершение им тяжкого преступления;
  • вступления физического лица-субъекта лоббирования на государственную службу;
  • прекращение юридического лица-субъекта лоббирования тому подобное.

В таком случае Аппарат Верховной Рады Украины должен внести запись о прекращении права на лоббирование в течение пяти дней с момента получения соответствующих сведений.

О чем говорит опыт ведущих стран?

Разработчики законопроектов подчеркнули, что на сегодня законы относительно осуществления лоббистской деятельности действуют в таких странах, как Ирландия, Литва, Польша, Словения, Великобритания и многих других. Например, в Германии и Франции этот вопрос урегулирован с помощью соответствующих положений в регламентах. В Италии же регулирование осуществляется на региональном уровне.

Инициаторы принятия законов относительно институализации лоббирования в Украине также рассказали, будет ли дано разрешение на предоставление услуг по лоббированию нерезидентам на территории страны.

Они отметили, что, например, Акт о лоббировании в Ирландии не устанавливает ограничений в регистрации нерезидентов и получении статуса лоббиста нерезидентом. В то же время вопросы осуществления любой деятельности на территории этой страны может быть предметом регулирования специального законодательства Ирландии. Так же Закон о лоббировании Польши не устанавливает подобных ограничений.

А согласно параграфу восьмого Акта о предупреждении коррупции в Словении лоббистом может быть любое совершеннолетнее лицо, которое не работает в публичных учреждениях, имеет право вступать в договорные правоотношения и не привлекалось к уголовной ответственности в Словении на срок более 6-ти месяцев. Поэтому ограничения, касающиеся резидентства субъекта лоббистской деятельности в Акте не урегулированы.

Учитывая опыт других стран Закон Украины «О лоббировании» также не ограничивает лоббирование нерезидентами на территории Украины. Исключение составляют только представители Российской Федерации до момента официального окончания антитеррористической операции.

Участники встречи подчеркнули, что для обеспечения соблюдения законодательства, а также предупреждения его нарушений в сфере лоббирования в Украине должен быть создан надзорный орган. Он должен иметь независимый бюджет и систему назначений, по которой на должности будут назначаться лица, исходя из их профессиональной компетентности.

Например, в Ирландии функционирует специальная Ирландская комиссия, председатель которой назначается по представлению кабинета министров после соответствующей парламентской резолюции. Другой пример – Литовская комиссия, которая является отдельным органом, который был создан литовским Сеймом и подотчетен ему. Основной задачей этой комиссии является надзор за лицами, находящимися на государственной службе, и над лицами, которые осуществляют лоббистскую деятельность. Кроме этого, этот орган осуществляет предупреждения коррупционных действий этих лиц.

В Украине же реестром, надзором и контролем за субъектами лоббирования будет заниматься Аппарат Верховной Рады Украины. Однако большинство экспертов сходятся на том, что эта функция должна быть возложена на Министерство юстиции Украины или на какой-то отдельно созданный орган.

Поэтому эксперты утверждают, что институализация лоббирования в Украине позволит:

  • оптимизировать диалог между обществом и властью и сделать лоббирования прозрачным;
  • усилить прозрачность и эффективность органов государственной власти;
  • минимизировать количество правонарушений, имеющих признаки коррупции, коррупционных деяний и преступлений в сфере служебной деятельности.

Поэтому можно прогнозировать, что принятие Закона «О лоббировании» или Закона «О лоббизме» станет эффективным правовым механизмом регулирования взаимоотношений представительных групп с публичной властью. В частности, закрепит правовые основы лоббистской деятельности в Украине, определит права и обязанности лоббистов, уменьшит теневой влияние олигархов на решения власти; увеличит уровень влияния отдельных граждан и групп на систему государственного управления.

Добавим, что положительные последствия от законодательной легализации лоббизма в демократических странах сформировали положительное отношение общества к механизмам влияния на государственные институты. Так, в Литве за последние десять лет наблюдается понимание того, что предотвращение проявлений теневого лоббирования способствует снижению уровня взяточничества.

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *