Мошенничество с вашей картой: как уберечь деньги на банковском счете

«Здравствуйте! Вам звонят из банка», − именно этими словами вас приветствует приятным голосом преступник, который изо всех сил желает завладеть вашими деньгами. И хотя в последнее время наши граждане стали более осведомленными в таких преступных схемах, мошенники становятся изобретательнее. Юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Игорь Кравченко рассказывает о самых популярных схемах кибермошенничества и о том, как их предотвратить.

Мошенничество по телефону (вишинг)

Кем представляются мошенники:

  • представителями банка;
  • сотрудниками Национального банка Украины (НБУ);
  • Службой безопасности Украины (СБУ);
  • Пенсионным фондом и другими госструктурами.

Дополнительного стимула телефонным мошенникам дала ситуация с ПриватБанком. Преступники активизировались, охотно принимаясь обманывать взволнованных и растерянных граждан.

Они звонят людям и под различными предлогами просят сообщить им пин-код карты, ее номер или CVV.

Обычно мошенник, выдающий себя сотрудником финучреждения, убеждает, будто бы в банк только что поступило сообщение о том, что карту клиента кто-то пытается «взломать», поэтому вам надо поскорее сообщить все банковские данные, чтобы псевдо менеджер заблокировал хакерскую атаку.

Что говорят мошенники:

  • на вашу карточку совершают нападение;
  • банк улучшает меры безопасности;
  • если звонят «из СБУ» — могут ничего не объяснять, просто требовать данные;
  • говорят, что ваша карта «заблокирована по техническим причинам».

Некоторые преступники не звонят, а просто присылают смс-сообщение. Мол, вас беспокоит ваш банк, вашу карту заблокировали, предоставьте все данные для восстановления доступа к ней.

Провоцируя стрессовую ситуацию, особенно если на карточке хранится немалая сумма средств, мошенники сбивают человека с толку, и он забывает про те заветные слова, которые повторяют в каждом банке: «Никому не сообщайте персональные данные вашей карты. Работники банка не имеют права спрашивать ваш пин-код».

Что происходит дальше? Киберпреступники опустошают банковский счет и исчезают. Часто они используют скрытые номера, поэтому жертва не может позвонить им или же сообщить их номер полиции.

Что делать:

  • не сообщайте никакую информацию о вашей карте;
  • не перезванивайте на номера мошенников, если вам пришло сообщение якобы из банка с просьбой предоставить свои данные (как минимум номера могут оказаться платными);
  • если вам позвонили со скрытого номера и спрашивают ваши данные, сообщите, что вы в курсе их мошеннической схемы и номер у вас высветился, поэтому вы передадите его полиции (на самом деле преступник не может знать, не дала ли сбой услуга, которая скрывает номера, поэтому скорее всего его это отпугнет).
  • если есть такая возможность, подключите к вашей карте защиту 3D Secure – бесплатную услугу, которая требует ввода одноразового пароля из смс от банка для подтверждения операции.

Кроме того, вы всегда можете позвонить в любое отделение своего банка и проверить, является ли информация о том, что на вашу карту осуществляется атака или она заблокирована по техническим причинам, достоверной. Если мошенник не позаботился о том, чтобы скрыть свой номер, вы можете проверить его в базе мошенников на сайте Киберполиции Украины или же попросить внести этот номер в базу.

Онлайн-мошенничество (фишинг)

Узнать, что сайт фишинговый, то есть такой, целью которого является выманивание у пользователей сети персональных данных клиентов, на самом деле нетрудно. Во-первых, как сообщают в украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем «ЕМА», такие веб-сайты имеют характерные особенности:

  • адрес страницы начинается не с https, а http (они не имеют высокой степени безопасности для пользователей);
  • регистрация сайта, который предоставляет услуги перевода денег с карты на карту, пополнение мобильного или онлайн-кредитования, не на национальном домене верхнего уровня .ua, а на дешевом доменном имени типа .top, .co, .info и др;
  • предложение на сайте имеет почти нулевые комиссионные и другие невероятные псевдо преимущества;
  • наличие банальных ошибок в текстах, названиях услуг и т. п;
  • в адресной строке отображается одинаковый адрес для всех страниц;
  • легитимные сайты маскируют ввод реквизитов (например, звездочки в пароле), поддельные – нет.

К тому же на сайте «ЕМА» есть постоянно обновляемый перечень мошеннических сайтов. Подобный список есть и на сайте Киберполиции, поэтому, если у вас есть сомнения по поводу надежности сайта, проверьте его.

Что делать, если вы стали жертвой фишинга:

  • вам необходимо сообщить об этом в полицию, предоставив справки с транзакциями из банка, адрес сайта и обстоятельства этого инцидента;
  • сообщить до «ЕМА», чтобы уберечь других граждан от мошенников.

Помните, что простого игнорирования подобных схем выманивания средств мало. Преступники совершенствуют свои навыки и постоянно изобретают новые схемы. Именно поэтому, натолкнувшись на фишинговый сайт или получив звонок от подозрительного сотрудника банка, стоит обратиться в полицию. Мошенники, прибегающие к таким схемам, будут нести ответственность по 190 статье Уголовного Кодекса Украины.

Похожие темы:

В Украине обнаружили сайты, похищающих банковские данные

Будьте осторожны: 4 самые распространенные методы мошенничества с банковскими картами

Киберпреступность жива и набирает обороты

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *