Украинские авиалинии: когда летать станет удобно и дешево

#перевозки

По количеству авиаперевозок пассажиров 2016 год стал для Украины рекордным несмотря на экономический кризис и войну. Как же сегодня развивается отрасль авиаперевозок и способствует этому государство? Что предлагают авиакомпании украинцам? И когда летать в Украине станет удобно и дешево?

В прошлом году авиаперевозки пассажиров побили рекорд довоенного периода — авиакомпании перевезли 8,3 миллиона пассажиров. По сравнению с 2012 годом, периодом “разогрева” украинской экономики и общей обеспеченности населения, показатель был немного скромнее — 8,1 миллиона пассажиров.

Международные авиаперевозки оказались самыми прибыльными

Руководители авиакомпаний и транспортные эксперты утверждают, что конкретных причин стремительного роста количества пассажиров в 2016-м и в начале 2017-го года нет. Но у Госавиаслужбы свое мнение: положительная динамика связана, прежде всего, с развитием сектора международных воздушных перевозок.

В течение 2016 года на рынке пассажирских и грузовых авиаперевозок работало 29 отечественных компаний, из которых пассажирские перевозки осуществляли более трети из них.

95% объема пассажирских перевозок пришлось на ведущие авиакомпании страны — «Международные авиалинии Украины» (МАУ), «Азур Эйр Украина», «Роза ветров», «Янейр», «Браво» и «Атласджет Украина». Последние три компании относятся к так называемым чартерным.

У крупнейшей и самой популярной из них — МАУ — объемы пассажирских перевозок по сравнению с 2016 годом выросли на 24,9%. Неплохие результаты, несмотря на финансовые трудности этого перевозчика.

«Янейр», «Браво» и «Атласджет Украина» — относительно небольшие, а их доля в перевозках пассажиров и грузов незначительна на фоне общих объемов перевозки. Однако они показывают постоянный прирост.

Региональные программы и трансферные перевозки

Вице-президент МАУ Сергей Фоменко считает, что рост количества пассажиров и соответственно авиарейсов в 2016 году для их компании произошел по причине развития так называемых региональных программ, то есть оживления работы в областных центрах Украины и увеличения количества рейсов у них как на внутренних авиалиниях, так и на международных.

В 2016 году произошло такое важное событие для этого рынка, как разблокировка процедуры получения новых направлений. Как следствие – в течение 2016 года отечественные авиакомпании начали эксплуатировать на регулярной основе 18 авиалиний. На международных направлениях работу вели 8 неотечественных компаний.

Оживлению «помогло» и то, что Международный аэропорт «Борисполь» начал активнее развивать трансферные перевозки. Это такой вид авиаперевозок, когда из аэропорта отправления до аэропорта назначения пассажиров перевозят с короткой промежуточной пересадкой в аэропорту трансфера. При этом во время пересадки не надо повторно проходить все формальности с документами и багажом.

Аэропорт «Борисполь», начав практику трансферных перевозок, увеличил количество сотрудничающих компаний, которые выбирают его как транзитный аэродром.

Держать курс на количество пассажиров

Экс-заместитель министра транспорта Александр Кава считает, что в Украине выросли показатели пассажиропотока благодаря обновленной работе и тактике аэропорта «Борисполь»:

Да, именно этот показатель нас и порадовал. Однако количество граждан, которые летают, сократилось и этот показатель наоборот только растет.

По мнению эксперта по транспорту «Офиса эффективного регулирования» BRDO Сергея Хижняка, надо бороться именно за увеличение количества пассажиров.

Дело в том, что в чартерном сегменте этого рынка в течение 2016 года (и особенно летом) наблюдалось значительное снижение стоимости отдыха в таких странах, как Турция, Болгария, Черногория, Грузия и Объединенные Арабские Эмираты.

Именно такие чартерные компании, как «Роза ветров» и «Азур Эйр Украина» увеличили объемы своих перевозок благодаря тому, что значительно активизировались туристические операторы в направлении Турции. Отдыхающим стали предлагать недорогие по стоимости, однако относительно хорошие по качеству турецкие отели.

Эти авиакомпании, по информации транспортных экспертов, в этом году планируют значительно увеличить количество чартерных рейсов на традиционные для украинцев курорты, а также отрыть новые.

Лоу-костеры еще зайдут, причем массово

Особое место в авиаперевозках (и раньше, и сейчас) для небогатого и нетребовательного украинского туриста занимают лоу-костеры — компании, у которых можно купить недорогие билеты в обоих направлениях и которые так любит большинство путешествующих.

В 2016 году на нашей территории работал только один такой лоу-костер — венгерский WizzAir. Ведь немало компаний-лоу-костеров, которые уже работали или только собирались избрать для себя в этом деле Украину, не решаются рисковать в условиях нестабильной финансовой ситуации и войны на Донбассе.

Однако, недавно Министр инфраструктуры Украины Владимир Емельян заявил, что уже осенью 2017-го года из Львова в разные страны Европы начнет летать новый лоу-костер. В планах этой компании — открытие для себя и столицы Украины — города Киева.

Что мешает авиаотрасли развиваться?

В прошлом году авиаперевозчики жаловались на то, что в Украине до сих пор не решен очень важный вопрос — принятие единого закона о взыскании авиационного сбора.

Сейчас это регулируется Постановлением Кабмина, в которое постоянно вносятся новые и новые изменения и поправки, но которое само по себе совсем не решает проблему.

К тому же существует и ряд нерешенных технических и практических вопросов, в частности не определено, в какой валюте необходимо взимать такой сбор. Ведь Госавиаслужба предлагает считать в долларах по курсу на день выставления ею счета.

В случае, когда компания взимает такой сбор с пассажира, – это другая дата и другой курс. Учитывая курсовые колебания валюты в Украине, всегда будет стоять вопрос, кто будет компенсировать курсовую разницу. И есть вероятность, что платить со своего кошелька придется и пассажирам.

Куда идут деньги от авиасбора?

Непонятно и то, куда идут деньги за взимание авиасбора. Однако, по мнению экспертов и руководителей авиационных компаний, практически все деньги идут в государственный бюджет, «растворяясь» там.

Но основная их доля ведь должна была идти именно в специализированный фонд, из которого компании и аэропорты брали бы деньги на свое развитие?

Татьяна Журавель юрист

По словам юриста ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Татьяны Журавель, Воздушный кодекс Украины предусматривает, что в Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях справляются государственные сборы за:

  • сертификацию, регистрацию, перерегистрацию объектов и субъектов авиационной деятельности и сопровождение их деятельности;
  • предоставление прав на эксплуатацию воздушных линий;
  • каждого пассажира, который улетает из аэропорта Украины;
  • каждую тонну груза, которая отправляется или прибывает в аэропорт Украины;
  • совершение официальных действий, связанных с надзором в сфере гражданской авиации, в том числе во время выполнения полетов в других государствах по договорам фрахта/лизинга, которые рассчитываются в зависимости от количества и массы воздушных судов, сроков временного базирования за рубежом и регионов выполнения полетов;
  • по авиационной безопасности;
  • из других предусмотренных Законом поступлений.

В Положении о Фонде говорится, что Укравиатранс ежемесячно перечисляет 20% средств, поступивших на счет Фонда, в госбюджет

Действительно, только 20% направляется государство, а в вышеупомянутый Фонд — 80%.

Однако руководители авиакомпаний считают, что авиационный сбор и есть тот самый налог, который не определен в Налоговом кодексе.

В 2014 году даже возник ряд судебных споров, когда законность этого налога была поставлена под сомнение. И главное, что этот сбор никак не могут ввести «официально» отдельным законодательным актом, а не обычным Постановлением Кабмина. Правда на стороне авиакомпаний — средства от авиационного сбора, действительно, могут «растворяться», как это часто у нас бывает.

Несмотря на это, отрасль авиаперевозок в Украине развивается. Здоровая конкуренция и массовое внедрение новых лоу-костов в 2017-2018 годах должны привести к снижению цен на авиабилеты. украинцев ждет и увеличение количества рейсов и самих авиакомпаний. Итак, бесспорно, отрасль авиаперевозок начнет радовать рядовых украинцев, которые путешествуя Украиной и миром будут выбирать именно авиатранспорт, а не автомобильный или железнодорожный.

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *