«Дочки» росбанков в Украине: польза или убытки для экономики

На днях председатель правления Нацбанка Валерия Гонтарева заявила, что российские банки, которые работают в Украине, выполняют все требования перед украинскими вкладчиками, имеют право докапитализировать свои дочерние фирмы или, как их нередко называют, «дочки».

По сути, этот вопрос госпожа Гонтарева согласовала со своей коллегой — председателем Центробанка России Эльвирой Набиуллиной. А последняя практически сразу заверила, что российским банкам с государственным российским капиталом, которые работают в Украине, такие средства будут предоставлены.

Вспомним рефинансирование ПИБа на 200 миллионов гривен

Примечательно, что подобные разрешения от главы украинского регулятора получили даже те российские банки, которые попали в так называемый санкционный перечень.

Почему же так поступила госпожа Гонтарева? Почему она пошла на уступки российским банкам, в то время когда с рынка активно выводились финучреждения со значительной долей украинского капитала или даже «чистые» свои? Скептики говорят, что Украина в очередной раз становится на грабли, позволяя российскому капиталу свободно существовать в нашем государстве.

Частично на эти вопросы ответила и сама Валерия Гонтарева. Она убеждена, что именно так удастся предотвратить вывод украинских банков с рынка (интересно звучит — правда, надо добавить, что они имеют большую долю российских денег),который приводит к дополнительным нагрузкам на Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) и бюджет Украины.

Напомним об изюминке прошлого года: тогда Нацбанк принял решение о предоставлении «дочке» российского Внешэкономбанка — Проминвестбанка (ПИБ) — 200 миллионов гривен стабилизационного кредита. Как известно, 99% акций ПИБ принадлежат крупнейшему государственному внешнеэкономическому банку РФ. А одним из первых и важнейших акционеров этого банка тогда числился (и это была свободная информация, размещенная на официальном сайте финучреждения) премьер-министр России Дмитрий Медведев.

То есть 80 закрытых последними двумя годами банков, следуя такой логике, не нагружали ФГВФЛ?!

Де-юре агрессии России против Украины нет

Большим открытием оказалось толкование украинского закона относительно факта агрессии России:

«Украинская судебная и исполнительная власть де-юре не признают факта российской агрессии, о чем свидетельствуют судебные дела 761/9437/15-ц и № 800/130/15. Поэтому формально оснований для дискриминации банков с российским капиталом в нашей стране нет. То есть в этом вопросе официально предъявить финучреждениям от РФ в Украине ничего.

Другое дело, если бы в нашей стране было объявлено военное положение или РФ на уровне закона была признана страной-агрессором. Однако, как мы знаем, этого сделано не было», — разъясняет юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Алена Садовец.

Действительно, интересное замечание, расставляющее всё на свои места.

Но больше интересует то, какое мнение по этому поводу имеют другие эксперты, особенно те, кто имеет непосредственное отношение к банковской системе.

Недавно автор статьи имел любопытную беседу с председателем Ассоциации украинских банков Александром Сугоняко. По его словам, допуск иностранного капитала на наш рынок нужно ограничивать, контролировать, регулировать в интересах нашей экономики:

«Прежде всего, это касается российского капитала, потому что он представлен в основном государственными банками. В России государственная экономика, государственные банки никогда не проводили исключительно экономические операции. Они всегда руководствуются политическими или еще какими-то мотивами. Если мы хотим, чтобы в Украине была самостоятельная экономика, самостоятельная денежная и банковская системы, должно быть именно ограничение, регулирование и контроль иностранного капитала».

Звучат предположения, что росбанки скупают наши облигации внутреннего займа, и Украина, таким образом, попадает в зависимость от банков, которые являются государственными учреждениями РФ.

Следует напомнить, что в свое время госпожа Гонтарева (вроде бы отвечая на стремление радикальных экспертов) заявляла, что Нацбанк может национализировать банки с российским капиталом по решению Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), если оно будет.

Год назад автор официально обращался за комментарием по этому вопросу в СНБО. Тогда там ответили, что на самом деле организация может рассмотреть такие важные вопросы на своих заседаниях, однако только после официального запроса от руководящих органов Нацбанка, где будет разъяснено, за что и как надо национализировать тот или иной банк. То есть один кивает на другого, а тот на первого.

Давайте разберемся, в чем польза…

Некоторые эксперты и сейчас твердят о том, что мы практически ничего в этом направлении не сделали, и даже в российских банках и банках со значительной долей российского капитала открыты счета государственных чиновников и государственных юридических лиц.

Однако не все эксперты разделяют мнение «долой росбанки из Украины». Дело в том, что установление каких-либо ограничений для деятельности российских банков или банков с долей роскапиталпа должно быть взвешенным и объективным, чтобы не нанести ущерб участникам украинского финансового рынка и вкладчикам банков. Квотирование, например, импорта/экспорта продукции для защиты интересов отечественного производителя логично. Но принудительное ограничение участия иностранного инвестора в украинском финучреждении может негативно повлиять на его финансовые показатели, ведь нет гарантии, что на смену российскому инвестору найдутся европейские или, собственно, отечественные, которые вложат средства в развитие банка.

Еще одна важная деталь — в каждом из банков, имеющем российские деньги, есть специальный куратор по надзору из Нацбанка Украины, который тщательно отслеживает все операции финучреждения. К тому же эти лица часто меняются.

То, что российские банки или банки со значительной долей роскапитала являются крупными плательщиками налогов в Украине — факт. Так, к примеру, по состоянию на 1 апреля 2016 года, количество клиентов Сбербанка превысило 1 миллион. Это финансовое учреждение обслуживает более 28 тысяч клиентов малого и среднего бизнеса и свыше пяти тысяч корпоративных клиентов. В общем, по многим рейтингам, Сбербанк занимает заметное место на финансовом рынке Украины.

Для российских платежных систем есть наказание

И все же странно как-то у нас получается… Так, на днях г-жа Гонтарева заявила, что Нацбанк разослал телеграммы банкам, в которых было указано, что правила использования электронных денег в Украине не согласованы. Это значит, что украинцам запрещено пользоваться электронными деньгами Webmoney, Яндекс.Деньги и QIWI Wallet (а все они — российские проекты), а нарушителей ожидает блокирование счетов.

Следовательно, в этом вопросе Нацбанк-таки изрядно контролирует «дочек» российских банков.

Как считает юрист Алена Садовец, вообще, юридической силы такая телеграмма иметь не может, поскольку она направлена на ограничения права граждан Украины на владение собственностью, а НБУ не имеет полномочий ограничивать конституционные права. Кроме того, согласно ст. 56 ЗУ «О национальном банке» НБУ выдает нормативно-правовые и распорядительные акты. Телеграмма ни к одному из них отношения не имеет.

Юристы уверены: единственное, что может сделать Нацбанк, — это выпустить рекомендации, согласно которым банкам придется блокировать операции с использованием этих систем, а также блокировать счета пользователей. Финучреждения также могут передавать данные о таких пользователях МВД и СБУ под предлогом того, что эти операции являются подозрительными. Однако максимум, на что они пойдут, – это блокирование счетов.

Нацбезопасность превыше всего

В таком болезненном вопросе, как взаимоотношения российских банков с нашим государством, выводы, наверное, должны делать только специалисты, ведь здесь есть примеси и международной политики, и экономики.

Но поскольку отношения с РФ окутаны неопределенностью и чрезмерной напряженностью, банковский надзор за банками с российским капиталом должен быть, как говорится, на высоте.

Также нужно выдержать паритет интересов: национальная безопасность, развитие экономики, рабочие места, увеличение объемов поступлений в госбюджет и тому подобное. Однако если что-то угрожает национальной безопасности, то никакие экономические аргументы не должны перевесить на этих весах.

Игорь ГОНТА

Похожие темы:

Кредитование малого и среднего бизнеса в Украине: быть или не быть?

Как Нацбанк шел по головам, или два года банковской реформы

Кооперативные банки: зачем Украине прогресс

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *