Мораторий на экспорт леса: разменная монета в получении кредита ЕС?

В последнее время СМИ муссируют тему о том, что ЕС якобы любой ценой стремится удовлетворить собственные эгоистические интересы, настаивая на отмене в Украине моратория на экспорт леса-кругляка европейскому сообществу. Так это или нет? Должно ли наше государство в обязательном порядке вывозить такой товар в ЕС? Кому невыгодна отмена моратория? Обо всем этом — в нашем материале.

Позиция государства

Напомним, что с ноября 2015 года в течение последующих десяти лет Украина не вывозит и не будет вывозить кругляк, или, как этот товар еще именуют, необработанные бревна деревьев (кроме сосны), никуда, в том числе и в Европу. Это требование Закона «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов». А экспортировать сосну запрещено с 1 января 2017 года.

Позицию нашего государства вполне можно понять. Так, в стране много лет подряд безжалостно вырубаются леса, особенно Карпатского региона. На этом рынке орудуют мафиозные структуры, избегая уплаты любых налогов в государственную казну. А те, кто ведет этот бизнес более-менее честно, платят фактически копейки.

Вывоз же леса-кругляка за границу — это экспорт дешевого сырья, что никоим образом не делает его товаром с высокой добавленной стоимостью. И в таком бизнесе, конечно, работает гораздо меньше людей, чем в компаниях-переработчиках леса — мебельных фирмах, производителях различных изделий из древесины и тому подобное.

Позиция экспертов и ЕС

Как отмечает юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Игорь Кравченко, наша страна просто обязана отменить мораторий:

«Украина взяла на себя международные обязательства в сфере свободной торговли и, разумеется, мораторий в отношении экспорта леса-кругляка противоречит этим соглашениям. Несмотря на экологическую значимость леса, если он заготавливается для продажи, он является товаром. Он имеет потребительную стоимость для покупателя, цену на рынке и экономическую выгоду для заготовителя, продавца. Если в Украине лес является товаром и идет его вырубка для продажи на национальном рынке, то, конечно, любые ограничения его экспорта — это ограничение свободной торговли».

На днях была обнародована и позиция Евросоюза. Так, ЕС разделяет желание граждан Украины защитить леса, однако отмечает, что запрет на экспорт леса-кругляку не предотвращает незаконной лесозаготовки и контрабанде древесины:

«Представительство ЕС хотело бы заверить украинцев, что мы разделяем ваше желание защитить природную среду Украины. Политика ЕС и европейская интеграция никоим образом не приводят к вырубке лесов, наоборот они помогают ей противодействовать. Если Украина возимеет желание интенсивнее защищать свои леса, в том числе уникальную биосферу Карпатских гор, то ЕС поддержит в этом», — сказано в заявлении европейского сообщества.

Мнение европейских чиновников разделяет и украинский юрист господин Кравченко. По его словам, с существованием запрета на экспорт леса спрос на него будто-то бы уменьшается, а значит, соответственно, должна уменьшиться его вырубка:

«Вместе с тем, из сообщений СМИ известно, что контрабанда леса до сих пор имеет место быть. К тому же отечественные предприниматели, работающие в деревообрабатывающей промышленности, могут увеличить объемы вырубки леса, и это приведет к значительному ухудшению экологической ситуации. Так имеет и запрет на экспорт леса положительный эффект? Вряд ли.

Дело в том, что при детальном рассмотрении этой ситуации очевидно наличие двух разных юридических фактов: «вырубка леса» и «запрет на экспорт леса». Для достижения эффекта в сохранении лесов Украине нужны именно ограничения, а в некоторых регионах — полный запрет на лесозаготовку. Такие запреты и ограничения должны быть одинаковыми для всех: как для отечественных, так и для европейских предприятий. Такой запрет и надлежащий контроль за ее выполнением обеспечит и сохранение украинского леса, и соблюдение Украиной взятых на себя международных обязательств», — резюмирует юрист.

Также европейские чиновники заявили, что они готовы поддержать повышение штрафов за любые нарушения в этой отрасли. Однако ЕС однозначно утверждает: действующий запрет на экспорт леса-кругляка — это ограничение свободной торговли и противоречит международным обязательствам Украины в рамках Всемирной организации торговли и Соглашении об ассоциации между нашей страной и европейским сообществом.

Информация весьма неоднозначная

К примеру, по словам национального координатора программы FLEG Всемирного банка Юрия Марчука, назрела необходимость ввести изменения на рынке древесины параллельно с отменой моратория на экспорт леса-кругляка:

«Во-первых, надо создать свободный доступ к рынку древесины. Во-вторых, надо решить вопрос оборота древесины, отрезав от этого «цепи» нелегально зрублені дерева. В-третьих, надо обеспечить доступ перерабатывающих предприятий к кредитным ресурсам. Надо дать возможность бизнесу работать и заводить серьезные инвестиции в производство. С такими мерами отрасль получит ресурс для своего развития и ни один закон о моратории не нужен».

Информация «чисто отечественных» институций в этом вопросе противоречит одна другой. По данным Государственного агентства лесных ресурсов, запрет экспорта лесного сырья не поспособствовал решению проблемы незаконных лесозаготовок.

Как считают в этой организации, зато наблюдается тенденция к сокращению доходов лесоперерабатывающих предприятий. А после 1 января 2017 года, если мораторий и дальше будет действовать, то по причине запрета экспорта сосны, государственные лесные предприятия могут недополучить около 1 миллиарда чистой прибыли.

А вот по информации руководителя офиса по финансовому и экономическому анализу в Верховной Раде Украины Виктора Мазярчука, за последние 9 месяцев (то есть за время действия моратория) объемы производства в деревообрабатывающей промышленности возросли на 16%, в мебельной — на 15%, а в бумажной — на 5%.

Эти цифры просто поражают! Специалисты этих отраслей просто убеждены: это произошло по причине того, что предприятия получили доступ к сырью, которой им часто не хватало, когда мораторий не действовал.

Кстати, следует сказать, что в Верховной Раде Украине немало народных избранников оперируют такими фактами и цифрами и являются ярыми поборниками действия моратория на экспорт лесного сырья из Украины в ЕС и других государств.

Наконец, какой же выход?

Где же искать истину? Пока Украина не преодолеет коррупцию на этом очень выгодном для экономики рынке, ничего не изменится к лучшему.

В соответствии с «Положением об организации и проведении аукционов по продаже необработанной древесины», почти вся (кроме дров и древесины для обеспечения потребностей производственных деревообрабатывающих подразделений постоянных лесопользователей) заготовленная лесхозами древесина должна выставляться на аукционы.

Однако, по свидетельству специалистов рынка, на торги поступает лишь 30-40% леса. Основная часть сырья обходит такие аукционы, что является откровенным нарушением и коррупционным проявлением. К тому же в аукционах часто участвуют перекупщики, которые потом просто перепродают лес. Они могут отнимать до 30% всей древесины, реализованной на таких торгах. Но госорганы всячески игнорируют спекулянтов. И складывается впечатление, что всех это устраивает.

В Украине необходимо создать прозрачную некоррумпированную систему учета древесины — и все вопросы будут сняты.

Конечно, мораторий — не панацея от всех бед, что нам пытаются доказать некоторые функционеры и профсоюзные организации лесных хозяйств. Однако мы можем уверенно сказать, что его отмена выгодна нашей власти еще по причине того, что ЕС может в этом случае предоставить транш в размере 600 миллионов евро. В наших реалиях, когда МВФ не спешит с очередными траншами, такие деньги от ЕС — это неплохой «куш».

Никто не отрицает тот факт (и в этом можно согласиться с чиновниками ЕС), что ни один мораторий не спасает страну от незаконной вырубки лесов, от нарушения экологического состояния отдельных регионов и неуплаты налогов в госказну. Кстати, европейские специалисты предлагают нам помощь в решении этих наболевших вопросов. К тому же нам нужно ввести ограничения на вырубку лесов в определенных районах. Просто не позволять это делать, а всех нарушителей — наказывать.

Отменят ли мораторий до конца 2016 года? Подавляющее большинство экспертов убеждены, что так и будет. Однако это не будет означать, что Украине не следует тщательно бороться с коррупцией на этом рынке. Здесь есть потребность в воле самого Президента и Верховной Рады.

Игорь ГОНТА

Похожие темы:

Продажа украинской земли: кто, сколько и зачем

Приватизация энергетики: путь к монополии и шокирующих цен

Коррумпированная транспортная отрасль: реальное лицо пассажирских перевозок

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *