Экспортная пятилетка 1. Как и чем мы будем торговать с Европой

В конце марта была обнародована «Экспортная стратегия Украины» от Минэкономразвития. Документ определяет развитие торговли Украины с миром на следующие пять лет. Узнайте, как и чем мы будем торговать с Европой, почему это сложно, но возможно и какие виды бизнеса станут приоритетными до 2021 года

Это уже не первый документ от экспертов Минэкономразвития за последние три года. В прошлый раз экспортную стратегию презентовали в 2015 году накануне начала действия соглашения об ассоциации с ЕС относительно углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ).

С экспортом в ЕС не все в порядке. Почему?

По словам заместителя министра Минэкономразвития, торгового представителя Украины Натальи Мыкольськой, в этом документе специалисты пытались найти сильные места пересечения и взаимодействия между образованием и потребностями бизнеса, инновациями и производством, инфраструктурой и торговыми потоками, работой таможни и логистики.

Судя по документу, рынок ЕС остается основным рынком сбыта украинских товаров и услуг. Но можем ли мы конкурировать по качеству и цене на товары и услуги на рынках стран Евросоюза?

О том, что не все в порядке с экспортом в страны ЕС, свидетельствуют его объемы за 2016 и 2017 годы:

Если в январе 2016 года Украина экспортировала в Европу товаров на 951 миллион долларов, что составило 46,5% от общего объема экспорта нашей страны, то за январь 2017 года — на 1,2 миллиарда долларов, или 39,5% от общего объема.

Следовательно, по незначительному увеличению экспорта в денежном измерении (что зависит от «шаткого» курса гривны), Украина на рынке еврозоны потеряла аж 7% доли экспорта. Это — очень большая относительная цифра и реальная причина, чтобы начать волноваться.

Почему объемы экспорта падают и как это исправить

Основная причина падения объемов экспорта украинских товаров и услуг в страны ЕС за последний год — небольшие размеры ежегодных квот, которые нам предоставляет европейское сообщество.

Об этом неоднократно упоминала Наталья Микольская, убеждая украинский бизнес в том, что министерство и другие правительственные структуры будут работать настойчивее над существенным увеличением экспортных квот для Украины.

Однако в 2016-ом — вначале 2017-го ситуация сложилась не в пользу нашего государства. Многие из квот на различные товары (на 2017 год) исчерпались в течение нескольких месяцев или даже недель.

К примеру, на подсолнечное масло и мед. Квоты на этот сладкий продукт был исчерпан нашими экспортерами уже 12-го января. А это свидетельствует о недостаточных размерах квот на этот год. Вот именно их количество и нужно увеличивать.

К тому же возникает вопрос: можем ли мы конкурировать по качеству и цене на товары и услуги на рынках стран Евросоюза?

По словам юриста ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Татьяны Журавель, регулирование квот происходит так:

Размеры тарифных квот устанавливает Еврокомиссия. Однако такое решение должно быть поддержано Европарламентом и странами-членами ЕС, а их 28. Поэтому Украина не может решить этот вопрос в одностороннем порядке. Нужны переговоры с европейской стороной

Чтобы товар пошел на экспорт, он должен пройти обязательную сертификацию или получить другие разрешения и допуски. Именно поэтому нужно повышать качество и конкурентоспособность наших товаров в целом. А отсюда — пересмотреть требования, собственно, к качеству продукции.

Относительно срока действия квот, то он зависит от группы товаров. Например, для сельскохозяйственной продукции квоты будут действовать три года. Конечно, со временем срок также требует пересмотра

Относительно предметов экспорта, то они остаются преимущественно сырьевыми — зерно, металлы, масло. Понемногу «заходят» на рынки стран ЕС наши машиностроительные предприятия, сбывая там станки, оборудования. Но это — небольшие объемы.

В 2016-ом Европа даже стала более «закрытой» для Украины, чем это было в 2015-ом. Довольно странный вывод, но, с другой стороны, Европа сама страдает от разнообразных кризисов, а тут еще и украинский экспорт…

Европейцы отказываются от украинского молока

По словам заместителя министра агрополитики и продовольствия Ольги Трофимцевой, некоторые группы квот требуют от украинских производителей прохождения особых процедур сертификации и получения соответствующих разрешений.

Например, получение разрешения на доступ молока и молочных продуктов на рынки ЕС длилось 7 лет. По данным статистики, в 2016 году было впервые частично использованы квоты на сливочное масло (46%) и сухое молоко (30%)

Западная Европа всегда считала цельное молоко и молочные продукты из Украины очень загрязненными, поэтому они не выдерживали европейских норм качества.

Хотя каждый год ситуация меняется к лучшему и такие товары в конечном итоге могут попасть на рынки ЕС, из-за их загрязненности микроорганизмами и антибиотиками производители не решаются даже предлагать их европейцам — потому что не пройдут.

Когда этот вопрос решат — неизвестно. Но уже на протяжении трех десятков лет самые высокие ступени власти и крупнейшие производители не торопятся что-либо делать, а уже давно пора радовать Европу и мир нашей «молочкой».

Почему начать продавать в ЕС нужно немедленно

Некоторые эксперты объясняют сложность продвижения украинских товаров на рынки ЕС в этом и прошлом году стагнацией рынка продовольственного ритейла Центральной Европы.

Именно продовольственная панель (и сырьевая) — это основа нашего экспорта в Европу.

К 2021 году (хотя еще этот процесс продлится четыре года), стагнация остановится полностью и объемы рынка будут на уровне 145 миллиардов евро. Это — огромные потенциальные «продовольственные» экспортно-импортные средства, и Украина может возыметь огромную долю от них.

Скорее всего, безумный рост произойдет с рынками Болгарии и Румынии, беднейшими государствами Евросоюза. На сегодня же доля продовольственного ритейла в Болгарии составляет лишь 40% — то есть его надо будет заполнять немалыми объемами импорта продовольствия.

Не до конца заполнена завезенными продуктами и продовольственным сырьем также Чехия (на 70%). Но вторым крупнейшим рынком для заполнения его продуктами и сельхозпродукцией является Польша — этот рынок не снабжен товарами такого происхождения на 49%.

Такие показатели — очевидный сигнал и по направлениям, и по товарам для наших правительственных кругов и отдельных бизнес-структур.

Сейчас нужно немедленно закрепляться на этих рынках. Чтобы ни в коем случае мы не упустили момент, как это некогда случилось с Ираном: Украина едва ли не последней из европейских стран отменила запрет на экспорт туда товаров и услуг, когда большинство государств стремительно заполняли экспортный вакуум и зарабатывали деньги.

На наших улитках зарабатывает вся Европа

То, что мы не всегда вовремя реагируем на вызовы современности, становится едва ли не самой главной украинской чертой.

За последние три года Украина значительно увеличила экспорт улиток. Если в 2013-м наши производители сбыли 3 тонны этих моллюсков, в 2014 — 58 тонн, в 2015 — 260 тонн, то в прошлом — 400 тонн.

Сногсшибательный рост. Но вот покупают наших улиток только два государства — Литва (75%) и Румыния (25%). И покупают их как обычное дешевое сырье — 1 доллар за килограмм. Затем моллюсков обрабатывают, фасуют и продают уже не как сырье, а как товар с большой долей добавленной стоимости — 5,5-6,5 долларов за килограмм — в Польшу, Венгрию, Германию, Францию.

Если бы мы были сообразительнее, а банкиры и государство предоставляли нормальные кредиты для развития малого и среднего бизнеса, то перерабатывать сырье на товар можно было бы и у нас, продавая в 5-6 раз дороже.

Рынок стран ЕС сложно покорять нашим экспортерам. Прежде всего потому, что они еще во многом не научились работать на перспективу, переориентировать свои направления, чувствуя конъюнктуру европейского рынка. Но и Евросоюз не торопится увеличивать квоты для наших производителей. Внеквотный вывоз товаров и услуг в страны ЕС часто бывает просто экономически нерентабельным.

Но покорять рынок Европы нужно и можно. Необходимо хотя бы быстро реагировать на современные вызовы. А Минэкономразвития следует решительнее отстаивать интересы наших экспортеров, выбивая для них больших объемов квот.

Игорь Гонта

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *