Национальная полиция: ожидание и реальность

Редакция ЦКП Информ проанализировала заголовки новостей национальных СМИ о Нацполиции за последние два года. Кто же прав: оптимисты, которые верили в обновление украинских правоохранителей, или скептики, желающих наблюдать за крахом всенародных надежд?

Коррупция, скандалы, тяжкие преступления, игнорирование потребностей граждан, пренебрежительное отношение ко всем и каждому, кто не имел мундира, — вот как в памяти запечатлелась постсоветская правоохранительная система в Украине. После победы Революции Достоинства и смены власти потребность коренной реформы правоохранителей встала как никогда остро. И наконец дождались: старых “инспекторов Петренко”, берущих взятки вместо штрафов, и которые и пальцем не пошевелят, чтобы раскрыть какое-нибудь преступление, заменили молодыми парнями и девушками, которые прошли независимый отбор в ряды Национальной полиции.

Отклик общественности не заставил себя ждать: эту новость активно обсуждали, кроме как в реальной повседневной жизни, еще и в соцсетях, на форумах, страницах ведомств и сайтах новостей. Одни пользователи верили в реальные изменения к лучшему, а другие относились к нововведениям откровенно скептически, считая, что одна только смена названия ведомства и сомнительный набор не в состоянии искоренить коррупцию, договорняки и кумовство среди правоохранителей.

С чего все начиналось

18 сентября 2014 года Министр внутренних дел Арсен Аваков, находясь более полугода на своей должности, заявил о коренном изменении правоохранительной системы:

1

 

“Избегая карательних функций” новые полицейские должны были обеспечивать порядок на улицах сначала Киева, а затем и других крупных (и не очень) городов Украины. 2 июля 2015 свет увидел Закон “О национальной полиции”, а уже через два дня, 4 июля, первый набор новых патрульных Киева присягнул на верность украинскому народу.

Медиа пестрели новостями: всех интересовало, во что оденутся, чем займутся и на какие деньги будут питаться будут новые украинские правоохранители. Но очевидно было одно — эта тема очень интересует граждан и СМИ.

3

 

Больше всего общественность заинтересовалась, конечно же, зарплатами копов. За месяц до запуска Новой полиции Аваков рассказал, что полицейским планируют выплачивать от 8 до 25 тысяч гривен. Меньше всего (то есть 8 000) должны получать патрульные, а больше всего — следователи МВД, месячный доход которых должен был составить 25 000 гривен.

В комментариях украинцы активно обсуждали такие цифры. Мнение общества разделилось надвое: кто-то возмущался, что полицейские будут получать немалые деньги в сравнении с рядовыми гражданами, а кто-то радовался, что только такая зарплата оттолкнет их от взяток:

4

5

 

Некоторые СМИ обращали внимание на то, что в ряды полиции набрали людей совершенно разных профессий, не имевших никакого отношения к правоохранительной системе. Учителя, уборщики и даже ди-джеи изучили базовое законодательство, надели форму и получили пистолеты, чтобы патрулировать улицы родных городов.

“Чаще всего люди спрашивают о зарплате и задают различные организационные вопросы, — рассказывает член комиссии по приему анкет Яна Остапенко для газеты “Сегодня”. — Приходят представители совершенно разных профессий: предприниматели, учителя, уборщики, менеджеры, действующие сотрудники милиции. В основном, конечно, харьковчане, но также обращались люди с Сумской, Запорожской, а также Донецкой и Луганской областей. Статистических разрезов координаторы пока не делали, но, по нашим подсчетам, среди тех людей, которые приходили в ДК Милиции вчера, по меньшей мере 80% — люди до 30 лет, среди которых немало женщин”.

Мнения общества по поводу такого профессионального “винегрета” среди правоохранителей и здесь разделились на два лагеря: одни считали, что нет ничего плохого в том, когда люди меняют род деятельности ради высокой зарплаты, другие возмущались тем, что властными полномочиями наделят тех, кого готовили всего лишь в течение 6 месяцев.

Стоит, однако, отметить, что вовсе не бывшая профессия помогала соискателям получить желаемую работу, а жесткий конкурсный отбор.

Как отмечалось, подать заявление на прохождение тестирования мог любой, а уже по результатам экзаменов постепенно отбирались лучшие.

“Будет три теста, по результатам которых отберут людей с быстрой реакцией, хорошей физподготовкой и развитой логикой», – пояснила консультант от МВД Татьяна Попова изданию “Кореспондент”.

Первые победы

То, что полиция обязана защищать и оберегать граждан, всем и без того понятно. Но обратим внимание на те поступки, которые хоть и не всегда можно назвать героическими, но добрыми — точно.

К примеру, полицейские помогали людям в тех ситуациях, когда это не подпадало под их прямые обязанности. Если в “поисковик” вписать фразу “полицейские помогли”, то можно найти немало интересненького.

К примеру, такой заголовок: “В Киеве полицейские помогли огорчённой женщине похоронить собаку”. Женщина написала в своем facebook пост благодарности полицейским, которые обратили внимание на ее плохое настроение и предложили свою помощь.

Были даже случаи, когда копы реально спасали жизнь. К примеру, они обратили внимание на парня, потерявшего сознание. Как оказалось, у него остановилось сердце, и правоохранители оказали ему первую медицинскую помощь.

СМИ писали также и о том, как полиция помогала вытащить застрявшее авто, и о том, как разыскала бабушку, потерявшую память, и даже о том, как копы нашли хозяина для собачки, которая потерялась.

А совсем недавно, 5 октября, патрульный, рискуя собой, вытащил из пожара семью из трех человек с 6-летним ребенком. Да и вообще, случаев, когда преданные правоохранители сумели быстро организоваться и спасти кого-то от беды и даже от смерти, хватает.

screenshot_2
Словом, назвать всех полицейских равнодушными к обществу никак нельзя.

“Паршивая овца” украинского реформирования

Полиция, выполняющая свои прямые обязанности и помогающая людям, — это прекрасно, но, как говорит народная мудрость, в семье не без урода. В нашем случае — без милиционера-правонарушителя.

К сожалению, количество сообщений о преступниках-копах впечатляющее. За последний год не было и месяца (если не недели), чтобы в СМИ не рассказали про очередного взяточника в погонах. Спустя несколько недель от момента присяги полицейских на верность народу в Киеве уже стало известно о первых “паршивых овцах” в рядах правоохранителей.

screenshot_1

 

22 июля 2015 издание “Gordon.ua” опубликовало материал о первых увольнениях патрульных.

В августе того же года журналисты канала “Украина” решили провести проверку на честность новой полиции и, работая “под прикрытием”, предложили им взятку. Эксперимент завершился тем, что патрульные отказались от взятки и предупредили, что это уголовное дело.

%d1%85%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d1%80-2

 

Однако далеко не все полицейские оказались такими честными. Уже в октябре, то есть через три месяца после появления патрульных, возник первый коррупционный скандал. Тогдашний глава патрульной полиции Александр Фацевич в интервью для “Нового времени” рассказал о взяточничестве среди своих подчиненных:

“Конечно, есть случаи (взяток — Ред.). Например, в Одессе, где полицейского уволили за то, что взял «благодарность». Или случай, когда полицейский пытался продать шлем, который он забрал с места ДТП. Мы сейчас разбираемся с этим. Но это единицы из 5 тыс. человек по всей Украине. И самое интересное, что в обоих случаях нарушителей привели сами патрульные, их коллеги. Это нормально. Коллектив отторгает тех, кто ему не нужен”, — рассказал глава патрульной полиции.

Еще через месяц тоже в Одессе двух полицейских задержали на взятке в 50 000 гривен. А спустя ещё месяц — “понеслось”…

Однако выполнение своих прямых обязанностей одними полицейскими отнюдь не оправдывает преступность других.

2016 — год изменений в законодательстве и рекордов преступности

Начало 2016 года запомнилось украинцам скандальным видео, на котором женщина-нарушительница ПДД буквально учинила погром в отделении полиции. Надо отдать должное полицейским — держались они достойно.

Среди прочего — все как обычно: одни полицейские задерживают преступников, другие — берут взятки.

screenshot_6

 

Самым громким событием, связанным с полицией, стала ситуация с застреленным правоохранителями парнем. Во время преследования автомобиля, который двигался по Киеву со скоростью около 200 километров в час, полицейский произвел выстрел и попал в несовершеннолетнего водителя. Позже суд арестовал копа, который совершил выстрел.

В марте ситуация выглядела спокойнее: сообщений об успехах полицейских было гораздо больше, чем об их преступлениях.screenshot_7

 

А вот то, что происходило дальше, больше похоже на ужас. В апреле погибла женщина, которую сбила машина патрульной полиции. Полиция признала, что трагедия произошла по их вине, но “патрульные получили срочный вызов, поэтому и сделали резкий маневр и не успели включить красные проблесковые маячки, как того требуют правила”.

В том же месяце бывшему руководителю винницкой полиции Антону Шевцову объявили подозрение в государственной измене. Оказалось, что Шевцов принимал участие в параде на 9 мая в оккупированном Севастополе.

Лето началось довольно контрастно: кто-то спасал щенков, а кто-то — избивал граждан.

screenshot_8

 

Также летом в перерывах между дежурствами копы продавали наркотики  и принимали взятки вместо штрафов.

Кстати, Глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе, комментируя факт распространенной коррупции среди своих подчиненных, заявила такое:

«К сожалению, должна сказать, что нам не удалось пока искоренить все коррупционные составляющие, потому что первое – мотивация, которой нет у полицейских. Второе – техническое оборудование, когда каждый полицейский не чувствует себя достойно, нет формы и машины… Третье – когда нет целостности в правоохранительной системе для того, чтобы хотя бы понимать, что каждый человек, начиная с рядового сотрудника, пережил такую ментальную трансформацию, что, да, мы сейчас работаем по-новому, а работаем по-новому – значит, не только полиция должна работать по-новому, но и вся правоохранительная система».

Такое оправдание звучит, честно говоря, не убедительно. Возникает несколько вопросов: зачем брать на работу людей, у которых “нет мотивации”, а во-вторых, то, что “полицейский не чувствует себя достойно, нет формы и машины” не дает ему никакого права брать взятки.

Заметим, были также и случаи, когда, очевидно, немотивированные копы без формы и машины создавали целые банды и работали на криминальных авторитетов.

screenshot_9

 

После трагической гибели двух полицейских во время исполнения служебных обязанностей Деканоидзе и Аваков заявили об изменениях в украинском законодательстве и презумпции правоты полицейского. Отныне правоохранители будут иметь больше прав и полномочий во время общения с подозреваемыми.

Говорить о том, что реформа правоохранительной системы прошла успешно, к сожалению, нельзя. Все случаи коррупции, халатности и других преступлений являются этому доказательством. Конечно, есть среди новых полицейских и преданные своему делу люди, готовые на все, чтобы сохранить спокойствие граждан и охранять их, но это не тот случай, когда побед должно быть больше, чем поражений. Поражений здесь не должно быть вообще.

 

Можно долго говорить о низких зарплатах копов (но у большинства граждан они еще ниже) и об их усталости (но разве они не знали, на что шли?), однако этим нельзя оправдать невероятное количество их преступлений. Особенно больно от того, что эта реформа, как и остальные, состоялась благодаря победе Революции Достоинства, благодаря людям, которые жертвовали собой ради страны. Сейчас именно тот подходящий момент, когда ошибки можно исправить, а поступки полиции, порочащие всю реформу, заменить не на раскаяние и оправдания, а на тяжелый труд над собой.

Однако уровень доверия к полиции в обществе остается высоким, и только сами правоохранители могут оправдать веру населения в них и в силу современного украинского права.

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *