Со строительными аферами покончено: правда или только обещания?

Ужасное положение строительной отрасли, несоблюдение норм, возведение незаконных сооружений, стройматериалы низкого качества и халатные работники. Не игра слов, а факт: так строят будущее нашей страны. Доведенные до отчаяния строители и архитекторы в ожидании встречи с Президентом Украины Петром Порошенко в начале декабря, чтобы обсудить, решит ли на самом деле новый проект закона эти проблемы и искоренит он аферы в этой области.

Суровая реальность строительства

Напомним, что в июле этого года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №4733-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности», разработанный группой народных избранников совместно с Госархстройинспекцией.

Разработка этого проекта была инициирована для устранения негативных тенденций в строительной отрасли в результате не до конца продуманной либерализации градостроительного законодательства в 2011 году. Искусственное распределение объектов строительства по трем классам последствий на пять категорий сложности и установление для них разного порядка оформления разрешительных документов дало недобросовестным застройщикам неограниченное поле для манипулирования во время разработки проектов строительства и приобретения права на выполнение строительных работ.

Как следствие — увеличение количества проблемных застроек, появление целого перечня незаконных строек в столице, несоблюдение строительных норм и потрясающий рост количества обманутых инвесторов.

Как продвигается работа над этим документом до вынесения этого на второе чтение? Можно ли качественно изменить строительную отрасль и контроль над ней?

По словам известного архитектора, Лауреата государственной премии, члена Союза архитекторов Украины Георгия Духовичного, который, кстати, входит в состав рабочей группы по подготовке этого важнейшего документа, специалисты вносят в него бесконечные поправки и отстаивают их:

«Однако тексты профессионалов в Верховной Раде затем изменяют до неузнаваемости, и мы, таким образом, получили документ, который можно условно, в шутку и сравнительно назвать так: «упрощение электрических схем методом удаления середины и соединения начала и конца». Мы ратуем за простой закон и просим избранников перестать выдумывать украинский «велосипед» — нужно просто принять подобный закон в одной из европейских стран и перевести его на украинский язык. Таким образом, мы бы получили нормально функционирующий документ, а не такой, под который потом надо принимать еще много подзаконных актов, или вообще других законов», — считает он.

И конечно, архитектор прав — сегодня мы почему-то перенимаем в сфере строительства какой-то неудачный микс своего и чужого. Так, если упрощаем законы (по примеру цивилизованных стран), то обязательно к строительству «присоединяются» непрофессионалы или люди, которые вообще этим делом заниматься не могут, — нечестными действиями и подкупами переводят разрешения на строительство с более низкого класса на более высокий. И тогда у нас возводятся дома на Краснозвездном проспекте, которые потом падают, или целые микрорайоны незаконно возведенных новостроек, куда даже местная власть не проводит тепло и газ.

«Строительство в зависимости от категории сложности по декларативному принципу или на основании разрешения на выполнение строительных работ (которые и являются той «не до конца продуманной либерализацией градостроительной деятельности» — Авт.) действительно было учреждено в 2011 году с принятием Закона «О регулировании градостроительной деятельности». Хотелось бы подчеркнуть, что это было сделано для упрощения разрешительных процедур в градостроительной деятельности. Но со временем проявились недостатки этой новации.

Сейчас есть потребность во внесении изменений в эту «либерализацию». Так, было предложено согласовать наше законодательство с европейским, в частности используя не «категорию сложности» для классификации объектов строительства, а «классы последствий объектов строительства».

Поэтому действующее законодательство, учитывая его упрощение, безусловно нужно совершенствовать и детализировать во избежание двусмысленных формулировок», — считает юрист ЮК «Центр Конфликтологии Права» Татьяна Журавель.

Долой старые категории сложности!

Кстати, коллег-архитекторов поддерживает и Конфедерация застройщиков Украины (КЗУ). Строители считают, что сейчас сложилась ситуация, провоцирующая злоупотребление в отношении определения категорий сложности строительных объектов. В частности, не редко заказчики под разными предлогами требуют от проектировщиков разработать проект, чтобы он формально соответствовал третьей категории сложности, а впоследствии самыми разнообразными схемами вносят корректировки и изменения в него, чтобы фактически изменить его категорию: на бумаге — одно, в жизни — совсем другое.

Может показаться странным, однако строители и девелоперы считают (практически как и архитекторы), что изменения, представленные в законопроекте, являются лишь временными прививками, а не полноценной реформой строительного законодательства в отношении контроля и надзора за строительством, которых требуют и строители, и общественность. Таким образом, передовая часть строительного сообщества стремится к прозрачному и хорошо контролируемому рынку.

И это вполне оправданно, ведь мы имеем замечательный пример деятельности «горе-застройщика» Анатолия Войцеховского. В июне 2016 года ему было вручено уведомление о подозрении во многочисленных самовольных захватах земельных участков в разных частях Киева и возведении там (понятно, что незаконно) домов. Сперва он держался за решеткой в СИЗО, затем его отпустили и он убежал за границу. Теперь, как недавно сообщили городские руководители Киева, в домах, которые были возведены компанией Войцеховского, нет и не будет газа и отопления. То есть люди живут (кто-то даже уже два года) незаконно и без всяких коммунальных удобств! И когда этот вопрос решится в их пользу, неизвестно…

Правда и кривда законопроекта

Приветствуют ли специалисты нововведения, регламентированные в первом чтении законопроекта относительно того, чтобы строительство объектов среднего и значительного классов осуществлять только по разрешительной системе?

На этот вопрос специалисты КБУ отвечают довольно размыто… Так, они отмечают, что их конфедерация рассматривает эти изменения лишь сквозь призму повышения качества возведения домов:

«Безопасность и качество строительства должны быть бескомпромиссными константами как для застройщиков, так и для контролирующих органов в строительстве», — так отвечают на этот вопрос представители строительной общины.

В таком ответе усматривается, с одной стороны, нежелание качественного контроля за строительством. Юристы же уверены, что указанное нововведение будет положительным и необходимо унифицировать подходы к строительству.

А вот в вопросе того, что предлагаемые нормы предусматривают максимальное упрощение разрешительной системы для так называемых строек незначительного класса последствий, которые сегодня составляют 80% от общего объема застроек, КБУ приветствуют, и даже очень.

Однако, к примеру, юрист Татьяна Журавель отмечает, что классы последствий, предложенные в проекте закона, должны быть четко прописаны:

«А уже после этого и стоит смотреть, что именно подпадает под такое упрощение. Однако нельзя допустить такого уровня упрощения разрешительной системы, при которой будет номинальным или вообще отсутствующим контроль и надзор за строительством объектов с незначительными последствиями. Таким образом, в настоящее время нельзя однозначно сказать, насколько положительной является указанная норма».

И это вполне правильно, ведь, если тщательно не изучать каждый отдельный случай, то нас опять ждёт «дежа вю» строительной вседозволенности.

Создать строительную полицию и ввести сертификаты

Что еще надо добавить в законопроект? К примеру, архитекторы уверены, что нужно четко расписать разновидности сертификатов, которые предоставляются специалистам: реставраторы, ландшафтные архитекторы, эксперты в области архитектуры.

Некоторые из них идут даже очень радикальным путем. Так, архитекторы не понимают нынешние функции ГАСИ (Госархстройинспекции). Они считают, что, во-первых, к архитектуре эта структура не имеет никакого отношения, ведь там не работает ни одного архитектора как минимум. А, во-вторых, специалисты предлагают вместо ГАСИ или в ее дополнение ввести такой орган, как Строительная полиция, которая и осуществляла бы жесткий контроль за строителями и наказывала за нарушение законодательства. Кстати, подобные институты работают во многих цивилизованных странах.

Господин Духовичный говорит, что в ее ряды могут войти бывшие воины АТО. Архитектурное сообщество недавно даже отправило соответствующее письмо с подобной просьбой и предложениями к Министру внутренних дел Арсену Авакову.

Итак, в области контроля за строительными компаниями, их руководителями и соблюдением украинского законодательства, сделать предстоит немало. Этот законопроект требует еще большей доработки и внесения корректив, в первую очередь, для нашей же безопасности — рядовых граждан-инвесторов строительства. Надеемся, что ко всем важным выкладкам прислушается и Президент Украины.

Игорь ГОНТА

Похожие темы:

ФФС: очередная ловушка для покупателей жилья?

Как получить разрешение на строительство дома?

Шаг за шагом: как узаконить самострой?

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *