Коррумпированная транспортная отрасль: реальное лицо пассажирских перевозок

На сегодня численность лиц, занятых в пассажирских перевозках в Украине, составляет около 200 тысяч. Примерно такую же цифру составляют транспортные средства, используемые во время таких перевозок. А денежный оборот этого рынка в масштабах страны составляет более 20 миллиардов гривен в год.

В этой статье мы расскажем, в чем заключаются причины «теневого» развития рынка перевозок, кто получает деньги, которые проходят мимо, государственного и местных бюджетов, какие законодательные акты должна принять Верховная Рада Украины, чтобы навсегда покончить с этим крайне негативным явлением, и вообще, можно ли решить эту проблему?

Десятки миллиардов вне бюджета

Заметим, что более 85% участников рынка пассажирских перевозок в Украине осуществляют свою деятельность вне правового поля. Особенно это касается так называемых пригородных пассажирских перевозок.

«В результате сложившейся ситуации бюджеты разных уровней недополучают (или вообще не получают) надлежащих налоговых платежей, значительное количество работников официально безработные, нарушаются требования безопасности перевозок, пассажир не получает услуг надлежащего качества и другое. Речь идет о 5-7 миллиардах гривен в год, потерянных украинской экономикой», — отмечает председатель общественной организации «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков.

Отметим для рядовых граждан, куда именно идут неучтенные фискальными службами средства по автоперевозке пассажиров. Так, они идут в карманы недобросовестных руководителей предприятий по перевозкам, которые уклоняются от уплаты налогов.

Причинами теневой деятельности перевозчиков является отсутствие четких законодательных требований к участникам пассажирских перевозок, надлежащего контроля со стороны государственных органов и адекватного наказания за нарушения в этой сфере.

Так, следует сказать, что размер штрафов за невыполнение законодательства Украины достаточно невысок и практически никогда не имеет желаемого эффекта.

Турникет как спаситель

«Это глобальная проблема экономики Украины, а поэтому удивляться таким цифрам в отдельной сфере хозяйственной деятельности не приходится. В нашем государстве существует орган, осуществляющий контроль за соблюдением налогового законодательства – Государственная фискальная служба (ГФС).

В структуре ГФС есть налоговая милиция, на которую возложена задача по предупреждению, выявлению и расследованию налоговых правонарушений. Поэтому изменить ситуацию в сфере уклонения от уплаты налогов сможет только систематическая, адекватная (соизмеримая, пропорциональная совершенному правонарушению) реакция на такие действия сотрудников уполномоченных органов», — считает юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Игорь Кравченко.

Однако что именно можно сделать на практике, особенно в области пригородных пассажирских перевозок, где наблюдается наибольшее количество противоправных действий? Ведь практически на 95% маршрутов пассажирам не выдаются билеты

Некоторые эксперты и сам автор статьи убеждены, что эту проблему может решить установка турникета или точки оплаты с применением современных технологий как для наличного, так и безналичного расчета при входе в автобус или маршрутку.

К тому же это устранит опасные моменты во время передвижения: водители собственноручно продают билеты, отсчитывают сдачу и тому подобное, каждый раз отвлекаясь от вождения. Результатом чего становятся аварии, и довольно серьезные, примеры которых время от времени сотрясают общественность.

Но установка турникетов имеет один значительный минус — они затратные, и не всегда это можно сделать в маленьких городках и поселках. Но если местная власть действительно хочет, чтобы немалые средства в виде налогов от работы пригородного пассажирского транспорта шли в государственную казну, то она это сделает. Тем более, что все затраты на установку подобных турникетов очень быстро себя окупят.

Но решение этого, на первый взгляд, важного вопроса, не решит проблему целиком.

Прописать лицензионные требования

Что нужно сделать для улучшения контроля таких компаний?

Прежде всего, стоит конкретнее прописать лицензионные требования и ответственность перевозчиков за их нарушения, и таким образом будет проще штрафовать руководителей таких предприятий.

Однако сейчас ситуация никоим образом не меняется, хотя даже в Министерстве инфраструктуры отмечают: проблему надо срочно решать:

«Лицензирование автоперевозчиков на сегодня является чисто формальной процедурой, которая, с одной стороны, создает лишние бюрократические преграды на рынке, а с другой – не обеспечивает реальной оценки возможностей перевозчика по выполнению своих обязательств.

Предлагается введение процедуры допуска к рынку пассажирских и грузовых автомобильных перевозок, которая будет предусматривать необходимость соответствия пассажирского перевозчика и его руководящего персонала определенным требованиям: хорошая деловая репутация, удовлетворительное финансовое состояние, наличие транспортных средств, необходимая профессиональная компетентность персонала».

Действительно, такая процедура сделает невозможным допуск недобросовестных перевозчиков, которые неспособны нести материальную ответственность по своим обязательствам и в силу финансовой несостоятельности не могут обеспечить надлежащее качество и безопасность перевозок, соответствие требованиям европейских стран.

Существование такой процедуры позволит отказаться в будущем от проведения конкурсов на пассажирские автоперевозки и перейти к рынку со свободной конкуренцией вроде стран Евросоюза.

Реформировать ГФС и провести тотальные проверки перевозчиков

Но, кажется, это невозможно сделать без реформирования ГФС, поскольку деятельность именно этой службы вызывает больше всего вопросов. Или, как альтернативное решение, — создать государственный орган, который осуществлял бы контроль за деятельностью перевозчиков, следил бы за исправной уплатой ими налогов и прочее.

Некоторые эксперты уверены в том, что нужно провести проверки всех перевозчиков, а потом все без исключения маршруты выносить на конкурс:

«Хорошо, если перевозчик, которому знакома специфика района, получит право и дальше обслуживать свой маршрут. Но на новых условиях: новые и комфортные автобусы, курсирующие по графику, должны быть подключены к современной системе оплаты проезда пассажиров наземного общественного транспорта, которая способна вести четкий учет и контроль льготного обеспечения проездом отдельных категорий пассажиров», — отмечает господин Гвоздиков.

Какова может быть технология проверок перевозчиков? Во-первых, следует расторгнуть договоры с перевозчиками по маршрутам, которые оказались объектами судебных разбирательств.

Потом надо организовать проверки с привлечением такого органа, как Укртрансбезопасность. Кстати, многие специалисты отмечают, что эта организация стоит на правильном пути в вопросах контроля за перевозчиками.

После этого надо зафиксировать нарушение и направить претензию перевозчику. Через 30 календарных дней провести повторную проверку и расторгнуть договор. Для работы на маршруте назначить до проведения конкурса перевозчика один раз на срок не более трех месяцев. Вынести маршрут на конкурс, по результатам которого заключить соглашение с победителем.

Но все равно маршруты надо постоянно проверять, а нарушения фиксировать. Со злостными нарушителями —разрывать соглашения немедленно.

Нежелание что-то менять сверху

Известно, что в этом году звучала инициатива навести порядок с перевозчиками в Киеве и области, однако все предложения разбились о нежелание это делать сверху.

Интересным является то, что для обеспечения прав пассажиров и защиты цивилизованных перевозчиков не нужно инициировать принятие соответствующих законопроектов. Так, в Мининфраструктуры сформирован детальный план, согласно которому будут разработаны, согласованы и приняты все необходимые нормативно-правовые акты с учетом так называемого переходного периода.

Но при этом, как отмечают юристы, нужно внести изменения в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта.

Следовательно, сделать все можно очень быстро, однако мощному лобби, контролирующее рынок пассажирских перевозок и его коррумпированный сегмент — пригородные перевозки — это делать невыгодно.

Здесь нужна воля на самых высоких ступенях власти, или воля местной власти и общественных формирований. Последние и должны провести кардинальную реформу этой отрасли.

Игорь ГОНТА

Похожие темы:

Шанс на спасение: спасет нас госбюджет-2017?

Цена неосмотрительности пешехода: ответственность и последствия

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *