Медицинское страхование в Украине: реформа или пустая болтовня?

В течение 25-ти лет независимости нашего государства украинские политики и разнокалиберные специалисты так и не смогли ни начать, ни, по крайней мере, разработать модель внедрения страховой медицины. На данный момент в Верховной Раде уже довольно долго лежат три законопроекта о страховой медицине, однако немало экспертов считают их слишком слабыми и уверены, что проекты просто сложат в долгий ящик.

Почему медицинское страхование не совсем выгодное правительству? Почему на пути к евростандартам чинуши забыли об медицинской сфере? Когда украинцев будут лечить качественно и честно?

Кабмин торжественно анонсировал…и не более

На днях Премьер-министр Украины Владимир Гройсман анонсировал: в стране все же будет дан старт страховой медицине. Однако чиновник удивил и другим. По его словам, это все нужно решить очень быстро, чтобы такая реформа заработала уже с 1 января 2017 года.

Может, Украина действительно готова к такому серьезноу шагу? Но наработан ли соответствующий законопроект, который можно принять за такой короткий срок?

Первое, что надо однозначно сказать, — по состоянию на сегодня законодательных предпосылок для начала введения в практику общеобязательной страховой медицины нет. И в этом уверены многие специалисты отрасли, юристы и другие эксперты.

Зато главным фактором сдерживания благих начинаний является ст. 49 Конституции Украины, в которой однозначно говорится:

«В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно».

Таким образом, чтобы дать первый толчок началу общеобязательной страховой медицине в нашей стране, надо вносить изменения в Конституцию…

Однако медицинское страхование уже много лет работает в Украине, но только на уровне частных клиник.

На днях вице-премьер-министр Павел Розенко также заявил, что Министерство здравоохранения Украины должно предоставить свое консолидированное видение страховой медицины. Наверное, правительству не нравятся все три варианта внедрения страховой медицины, изложенные в трех законопроектах.

А сегодня стало известно, что Кабмин принял ряд постановлений и распоряжений, касающихся изменений в системе здравоохранения. И среди них — ни слова о медицинском страховании.

Все за государственный счет

А что же может показать правительство? Какие наработки у него есть?

Позицию Кабмина по этому вопросу вылсказал заместитель министра здравоохраненияя Павел Ковтанюк. По его мнению, схема должна быть такой:

«Мы планируем, что деньги из бюджета будут использоваться на принципах работы страховой системы, то есть они будут идти на покрытие страховых случаев. Мы определим гарантированный объем медицинских услуг, которые сможем гарантировать людям, и перейдем с медицинскими учреждениями или частными врачами на контракты по оказанию медицинской помощи. И государство будет платить им за оказанные услуги».

Очевидно, государство хочет взять на себя финансирование такой серьезной акции. Как к этому относятся специалисты?

igor-kravchenkoПо словам юриста ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Игоря Кравченко, основным недостатком финансирования медицины в том виде, в котором оно существует сейчас, является отсутствие стимулов у медицинского персонала к эффективной работе и повышению качества обслуживания.

К тому же, по словам юриста, введение принципа, когда человек сам себе выбирает врача (то есть схема, которую предлагает правительство), приведет к повышению мотивации в работе, ведь от этого будет зависеть заработная плата последнего и финансовое состояние учреждения, где он работает. Вместе с тем стоит обратить внимание на тезис: «гарантированный объем медицинских услуг». Из этого можно сделать вывод, что такая страховка не будет покрывать предоставления всех медицинских услуг.

В общем, эксперт неплохо относится к такой форме введения страховой медицины, где роль государства в процессе будет значительной.

Относительно непокрытия такой страховкой всех видов медицинского обслуживания, то следует сказать, что это встречается во многих странах мира, в частности в США. Да, у них тема страховой медицины является одной из главных в преддверии любых президентских выборов: каждый кандидат обещает улучшить ситуацию. Кстати, это, в принципе, удалось сделать предпоследнему президенту.

В Штатах существуют различные виды медицинского страхования и разнообразные способы покрытия страховых медицинских случаев. А всё потому, что к этому страна шла не один год, постепенно нивелируя государственный контроль. Поэтому, и перед Украиной путь предстает длинный…

Схема «на троих»

Впрочем, на сегодня другие эксперты, в частности в области права, говорят, что схема правительства, которую предлагают специалисты Министерства здравоохранения, не совсем приемлема для Украины.

А начинать надо, как говорят, с самого простого: каждый работник должен ежемесячно отчислять часть своего дохода в специальный фонд. Такие отчисления из заработной платы или других поступлений должны осуществляться автоматически. Такой вклад может уплачивать и работодатель (в Украине это очень сложно реализовать повсеместно), что и практикуют некоторые украинские компании.

Собственно, сумма отчислений может быть вполне небольшой, скажем, от 20 до 40 гривен. Однако в масштабах всего государства это может дать 400-800 миллионов гривен в месяц.

Если подсчитать, сколько это будет в год, получаем изрядную сумму — более 12 миллиардов гривен.

Специалисты, которые отстаивают такую модель развития медицинского страхования утверждают, что для тех, кто по разным причинам не желает делать такие взносы, будет предоставляться минимальный объем бесплатных медицинских услуг.

А вот, к примеру, юрист Игорь Кравченко не верит, что такая схема заработает в Украине:

«По моему мнению, в наших реалиях сразу можно исключить систему страхования исключительно на гражданско-правовых началах, согласно которой государство фактически устраняется от медицинского обеспечения граждан, а в отношениях существует только три субъекта: страхователь (человек), страховщик (страховая компания) и медицинское учреждение.

Такая система для большинства граждан не по карману и требует глобальных изменений как в части деятельности медицинских учреждений, так и в основах охраны здоровья в целом».

Существуют и другие системы медицинского страхования, в частности государственного. Так в Европе существуют две основные модели. По первой страховые взносы взимаются из заработных плат работников. По мнению специалиста права, такая модель не может быть применена в Украине, поскольку у нас возникает проблема с неофициальным трудоустройством и зарплатами в конверте. Поэтому сегодня возложение на работодателей обязанности платить страховые взносы за своих работников усилит налоговое давление на предпринимателей и усугубит эту проблему.

Более уместной юрист называет модель, согласно которой государство страхует каждого гражданина.

Создадут ли государственного страхователя?

Вообще, с таким мнением трудно не согласиться — для нашей бедной страны, где подавляющее большинство работодателей просто не имеют никакого желания заботиться о своих рабочих, в частности об их страховании, а зарплата часто выдается в конвертах, схема, о которой мы говорили выше, совсем не подходит.

В том случае, когда государство всё же берет на себя весь основной груз этих проблем, оно и должна управлять этим «кораблем» страхования. Что же еще предлагает государство?

Так, недавно руководство Министерства здравоохранения Украины заявило, что оно планирует создать государственного страховщика – Национальное агентство медицинского страхования.

Чем же планирует заниматься новое ведомство? Оно будет неким «мостиком» между профильным министерством и больницами. В его функции будет входить заключение соглашений с медицинскими учреждениями, контроль качества выполнения услуг, сбор статистики по отрасли.

Но украинцев постоянно успокаивают: государственное страхование будет гарантировать пакет медицинских услуг, которые не нужно покупать, ведь их будет оплачивать именно государство из бюджета страны. Также в Министерстве здравоохранения говорят о том, что в 2017 году заработает первичное звено страхования — это будет профилактика и ранняя диагностика заболеваний. Лишь впоследствии, когда руководители профильного министерства получат определенную статистику, будет наработан четкий перечень услуг.

 

Действительно, без государственного вмешательства в таком сверхважном вопросе, как основание медицинского страхования, пока не обойтись. Схемы, которые «вырисовывают» этот вид услуг без участия государства, для современной Украины недопустимы.

И, как мы знаем, наши чиновники всё делают в последний момент. До начала этой реформы, о которой слишком громко рапортует наше правительство, остался лишь один месяц. А хорошего законопроекта как не было, так и нет. Его же надо не только разработать, но и принять и отдать на подпись президенту. Если последнему он не понравится и на документ будет наложено вето, придется все делать сначала… Может быть, первый этап этой реформы и не заработает с 1-го января 2017 года? Полагаем, что об этом не имеют предствления даже представители ветвей власти.

Игорь ГОНТА

Похожие темы:

Смертоносная медицина: как научить врачей лечить

Бизнес на здоровье: что делать, если вас обманули в медицинской лаборатории

Почему украинцы долго не живут: трансплантация органов в Украине

Как оформить пенсию по инвалидности: советы юриста

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *