Уже в июле: реформа таможни, которая должна спасти бизнес

коррупция на таможне

Украинская таможня на сегодня — один из самых коррумпированных органов. Но именно эта госструктура могла бы давать вдвое-втрое больше поступлений в бюджет страны. Выясняем, что предлагает государство и чего хотят экспортеры и импортеры. Наша власть то ли собственноручно, то ли под напором бизнеса дошла реформы таможенной службы. Поговаривают, что до конца июля, документ будет принят

Что значит введение таможенного аудита и уполномоченных экономических операторов

Прежде всего предприниматели предлагают ввести институты таможенного аудита и уполномоченных экономических операторов. Говорят, что введение этого института решит проблемы таможенной стоимости и других контрольных процедур на границе. Пост-аудит также должен стать базой для работы института экономического оператора.

Пост-аудит может избавиться от барьеров в торговле, а это увеличит ВВП. Вроде бы власть и не против этого. Но есть ли риски?

Институт таможенного пост-аудита разработали и закрепили в законах Украины и на международном уровне. Но до сих пор пост-аудит не заработал.

Таможенный кодекс предусматривает значительные штрафы. Однако не наличие, а именно неотвратимость наступления ответственности сможет дисциплинировать декларантов и научит их самоконтролю, — Марина Суткович, юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права»

Статус УЭО для предприятий: как получить и что он дает

Сегодня же уполномоченный экономический оператор (УЭО) — это обычное предприятие, созданное согласно украинскому законодательству, и которое вправе пользоваться специальными упрощениями.

Реформа предусматривает, что предприятия смогут получать спецстатус УЭО как доказательство того, что предприятие прозрачное и надежное. То есть статус УЭО смогут получить те компании, которые подтвердят свою благонадежность.

Получение статуса УЭО дает право предприятию получить разрешение на осуществление крупной доли таможенных формальностей самостоятельно. Это экономия времени и средств предпринимателя, большой плюс к репутации надежного контрагента, — Марина Суткович

Для Украины система УЭО — один из шагов к евроинтеграции. Мы можем стать частью глобальной цепи непрерывного товарооборота, поскольку только в ЕС насчитывается около 13,6 тысяч компаний с таким статусом, в США — почти 11 тысяч.

Сертификаты уполномоченного экономического оператора бывают таких видов: 1) на упрощение таможенных процедур; 2) относительно надежности и безопасности; 3) на упрощение таможенных процедур и относительно надежности и безопасности.

Реальное внедрение института УЭО должно разгрузить таможню, устранить бюрократическую волокиту.

Под категорию УЭО подпадают производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, консолидаторы, торговые посредники, операторы портов, аэропортов и терминалов, интегрированные операторы, склады и дистрибьюторы.

Компаниям с таким статусом таможенные органы предоставлять ряд льгот. И главное здесь — коммуникация с бизнесом.

Институт УЭО предполагает, что таможню будут привлекать дистанционно по принципу декларативного согласия, а проверку документов будут осуществлять после выпуска товаров, то есть пост-таможенный контроль, что значительно сокращает потребности наращивать штат таможни при условии роста товаропотоков.

Другие интересные инструменты для экспортеров и импортеров

Сейчас таможня проверяет, осуществлен ли контроль товаров ветеринарами, санитарами и другими инспекциями как на ввозе, так и при вывозе. Это нерелевантно, с точки зрения международной практики.

При вывозе товаров следует отменить повторную ревизию. Поскольку страна-импортер, в соответствии с принятыми ею стандартами, сама заботится о безопасности товаров, прибывших на ее территорию.

Поэтому сотрудничество таможни с УЭО позволит делегировать самому УЭО проведение необходимых видов контроля.

Подача перевозчиком ввозной краткой декларации — ENS — до момента ввоза товаров в Украину, дает возможность сравнить данные декларанта и перевозчика. Это инструмент оценки рисков до прибытия товаров и существенного ускорения процедуры оформления грузов.

УЭО может использовать разрешение на применение общей гарантии, чтобы отпускать товары на складе и только потом осуществлять таможенные платежи. УЭО не ограничен в применении упрощений к операциям с товарами, по которым осуществляется нетарифное регулирование.

Реформирование таможни, будет проходить по 19-ти направлениям, которые Кабмин должен утвердить до конца июля

Обучение персонала и то, что наши таможенники должны более открыто коммуницировать с гражданами, давно пересекло дедлайн.

Больше всего предпринимателей интересуют изменения в процедурах определения таможенной стоимости и пропуска товаров. Поэтому реформаторы предлагают ввести стандартные алгоритмы.

Например, сначала проверять документы на наличие расхождений в данных, подтверждающие стоимость товара. И в зависимости от результата, переходить к выполнению следующего пункта. Так, если различия обнаружены, следует требовать документов от импортера.

По словам Александра Лазарева сопредседателя Таможенного комитета Европейской Бизнес Ассоциации, чиновники нашли общий язык с бизнесом:

Когда впервые зашла речь о концепции такой реформы, то бизнес к этому отнесся очень скептически. Но как только мы начали работу в группах Министерства финансов, скепсис прошел

Бизнес нашел общий язык с властями относительно гарантий уплаты таможенных платежей

Сейчас предприятие, не согласное с таможенниками относительно завышенной стоимости таможенной оценки груза, может оплатить бюджетным органам или предоставить на сумму разницы свои финансовые гарантии. Деньги идут таможне. Срок действия таких гарантий небольшой — 90 дней. За такой срок предприятия-импортеры не могут обжаловать решение в суде и должны все оплатить.

Бизнес надеется, что таможенная реформа станет устойчивой к коррупционным проявлениям и контрабанде. Это все вроде бы услышали в Государственной фискальной службе. Так, в. о. главы ГФС Мирослав Продан на днях заявил, что в планах — создание Департамента третинга и управления рисками. Специалисты смогут вести удаленное наблюдение за пунктами пропуска и зон таможенного контроля и координировать свои действия со всеми заинтересованными сторонами.

Игорь Гонта

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *