Украинский экспорт: чем мы будем кормить Европу через 10 лет?

#экспорт

Подписанное Соглашение с Евросоюзом о создании зоны свободной торговли позволило украинскому бизнесу нарастить свое присутствие на европейских рынках. О каких топовых товарах идет речь и стоит ли Украине рассчитывать на колоссальные прибыли в будущем?

Украина оттолкнулась от экономического дна и вышла на уверенный рост

В то время как металлургия и машиностроение находятся в застое, аграрная и пищевая промышленности до сих пор приносят больше всего иностранной валюты. Еще в 2014 году экспорт сельхозпродукции вышел на первое место в рейтинге. А в этом году его доля в общем объеме внешней торговли поднялась до 80%.

Почему именно эти отрасли стремительно процветают? Все дело в торговых преференциях и квотах от ЕС, реформах от Минаграрполитики и продовольственном эмбарго с Россией с декабря 2015-го года.

А еще из-за эмбарго с РФ сократилось число украинских предпринимателей на российском рынке. Да и транзитные проблемы вынудили нас переориентироваться на другие направления.

В прошлом году наши аграрии использовали преференции для экспорта сахара, муки, меда, солода, томатов, яблочного и виноградного сока, зерновых культур и мяса птицы.

Торговый представитель Украины Наталья Микольская отметила, что в этом году украинские предприниматели предложили странам Европы свыше 800 новых товарных позиций. А это увеличило количество компаний-поставщиков на четверть по сравнению с 2016 годом.

Множество украинских товаров в магазинах Европы распространяются не под собственными брендами, а под private label. То есть под маркой соответствующей торговой точки, хотя сама продукция происходит из Украины.

Такой подход прибылен и эффективен для продвижения товаров. Особенно с учетом новизны многих украинских марок для европейского потребителя. Риск оправдан, потому что Европу часто рассматривают как посредника для выхода на другие рынки.

Бизнес делает ставку на подсолнух и кукурузу

Топ товаров на экспорт в 2017 году традиционно возглавили подсолнечное масло и кукуруза. Спросом пользуются ячмень, сахар, бобовые, соя, мясо, шоколад, овощи, субпродукты из домашней птицы, мороженое. Экспорт украинского меда в этом году вообще вырос на 57% и принес прибыль в $35 млн.

Поставки овощей тоже выросли — на 63%, или $144 млн. — благодаря открытию европейских рынков. Экспорт масла увеличился на 23% (до $3,5 млрд.) из-за высокого уровня спроса и выгодной ценовой конъюнктуры, сравнявшись с аналогичными показателями в 2014-ом.

В этом году мы продали за границу в 33 раза больше сахара, чем в прошлом

Это рекорд, и он связан с десятипроцентным повышением цен на сахар из-за неурожая в Бразилии и Индии, девальвации гривны, положительно сказавшейся на стоимости украинского продукта в долларовом эквиваленте, а также ростом производства.

Впервые украинский сахарный песок попал на рынки Мьянмы, Шри-Ланки, Сомали, ЮАР, Эфиопии, Судана, Македонии и Китая.

По оценкам ISO, за последние десять лет потребление сахара ежегодно увеличивалось на 3%. Если эта тенденция сохранится до 2025 года, мировое сообщество будет поглощать до 32 млн. тонн сахарного песка ежегодно.

К влиятельным факторам «сахарного» ценообразования принадлежит его возрастающее потребление пищевой промышленностью и увеличение доходов африканских государств.

По данным Минаграрполитики, в этом году улучшение качества сырья позволило украинским предпринимателям произвести на 40% больше сахара, чем в прошлом. В планах — увеличение площадей посевов сахарной свеклы, которые за последние 25 лет сократились в пять раз.

Вот только с обычными гражданами достижения в экспорте сахарной индустрии могут сыграть злую шутку. Риск в том, что внутренние цены могут сравняться с мировыми показателями, как это произошло с зерном и масличными культурами.

«Кондитерка» из Украины еле удержалась от провала

Украинский кондитерский рынок трясло в течение 2014-2016 годов. И только в первом полугодии 2017 года показатель экспортных поставок вырос на 11%.

Во-первых, в прошлом году украинские кондитеры впервые порадовали европейские рынки изделиями с орехами. Во-вторых, вступила в силу отмена пошлин. То есть Украина получила право ежегодно отравлять в Европу до 10 тысяч тонн сладостей с арахисом.

Вряд ли украинские производители составят серьезную конкуренцию мировым гигантам индустрии. Но нашим кондитерам полезно обратить внимание на незанятые ниши внутреннего рынка (органический шоколад). И на более выгодные географические направления: страны СНГ (Казахстан, Беларусь, Молдова, Туркменистан, Азербайджан, Грузия), ближайшие европейские соседи (Польша, Молдова) и страны Азии (Китай, Вьетнам, Южную Корею, Таиланд).

Продавать нишевые продукты оптом не получится

По словам Сергея Феофилова, директора агентства «УкрАгроКонсалт», со стороны потребителей растет спрос на нишевые культуры — нут и горох. Но продавать их оптовыми партиями по 40-50 тыс. тонн вряд ли получится.

Маркетологи говорят о смещении акцентов в отношениях «клиент-продавец», когда внимание первого фокусируется не только на качестве продукции, но и на его упаковке. Поэтому лучше представлять товар в оригинальной упаковке, порционно, или даже как полуфабрикат.

Правительство планирует превратить Украину в аграрно-пищевое государство. Чем это опасно?

Кабинет Министров продолжает выискивать стимулы развития агрорынка, поэтому размер господдержки в следующем году прилично увеличили. Деньги пойдут на компенсацию стоимости сельхозтехники и продуктивного молодняка, поддержку фермеров и кредиты на строительство животноводческих комплексов.

По данным Государственной фискальной службы, украинский агросектор пополнил бюджет страны на 13 млрд грн налогов. В этом году наши аграрии собрали около 66 млн тонн зерна, из которых на экспорт ушло 7 млн.

Поэтому правительство всерьез планирует сделать аграрно-пищевую промышленность приоритетным направлением нашей экономики. А это грозит серьезными последствиями.

Если Украина достигнет показателей в 100 млн тонн зерновых в год, минимум 60-70 млн тонн нужно будет вывозить из страны. Для внутреннего рынка такое количество зерна нерентабельно. Значит, конкуренция на мировом рынке обострится.

Конъюнктура цен на зерно тоже имеет значение. В 2009-2013 годах урожай зерновых культур в мире и соответственно рост экспорта привели к обвалу цен на пшеницу и кукурузу на четверть. То есть увеличение объемов производства не всегда приносит прибыль.

Украинские аграрии уже прочувствовали опасность ситуации в 2013-2014 годах, когда поступления от экспорта зерновых культур оказались менее чем скромными. Поэтому в ближайшем будущем агробизнес не получит большой выручки. А стабильность цен на зерно и ежегодное увеличение его запасов законсервировали показатели котировки фактически на одном уровне. Даже неурожай в каком-либо из регионов вряд ли стимулирует прыжок стоимости.

Глобальные проблемы отрасли остаются нерешенными

Нерешенной остается проблема логистики. Качественный ремонт дорог, обновление дорожного полотна, загрузка рек как альтернатива традиционным транспортным узлам.

Да и урожайность наших полей сейчас повышают за счет увеличения посевных площадей, а  не инвестирования в иностранные технологии и новые гибриды семян.

А если чиновники решатся отменить мораторий на продажу сельхозземель, аграрную отрасль ждут большие перемены.

Но мировой опыт доказывает, что ни одна страна не обогатилась исключительно за счет агросектора. Его приоритетное развитие может окончательно законсервировать отсталость страны, ведь производители сельхозпродукции всецело зависят от спроса и возможностей переработчиков. Критическое положение последних превращает аграриев в заложников низких цен и соответственно доходов.

Стабильность развития агросектора нужно обеспечивать форсированным ростом других отраслей экономики. Как это и делают в странах Европы, где АПК не рассматривают как приоритетное направление, а созданы комфортные условия для становления фермерских хозяйств.

Несмотря на то, что Украина экспортирует в Евросоюз вдвое больше продукции, чем несколько лет назад, основные поставки — это сырье. Мы избежали судьбы сырьевого придатка России в 2014 году, но теперь, для полноценной реализации экспортного потенциала, мы должны отказаться от сырьевой модели и перейти на производство высокодоходной продукции и услуг.

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *