Тендер от Укргаздобычи: почему за халатность монополистов заплатят граждане и бизнес

#прозорро

Недавно СБУ разоблачила искусственное завышение тарифов энергетическими компаниями. Оказалось, что в тариф поставщики закладывали расходы на реконструкцию и модернизацию энергоблоков ТЭС, чего так и не сделали. Годами о присвоении модернизационных денег, которые платят потребители, не было известно. Но теперь эта тема получила всеобщую огласку. Выясняем, почему система закупок в Украине неэффективна, как образуются тарифы и почему это никто не контролирует

За непроведений ремонт и модернизацию украинских ТЭС энергокомпании оштрафовали

Проверка Службой безопасности показала, что значительный объем запланированных ремонтных работ и работ по совершенствованию устаревших мощностей ТЭС большинство компаний так и не провели.

Вместо этого руководства предприятий присваивали выделенные средства, поэтому Национальная комиссия, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ), решила взыскать с недобросовестных компаний около 2,9 миллиарда гривен.

Это неплохой денежный результат в масштабах страны, но на кошельках энергомагнатов он вряд ли скажется. Особенно, когда речь идет о добыче и производстве энергоресурсов и оборотах энергетических компаний.

Тендер от Укргаздобычи на ProZorro может быть непрозрачным

Такая схема присвоения средств слишком очевидна и может попасть в поле зрения правоохранительных и контролирующих органов, ведь рано или поздно истощенное оборудование даст о себе знать – прорыв трубы в центре города, авария на производстве.

Завзятые руководители предприятий-монополистов действуют изощреннее. Они не скрывают миллиардные затраты на модернизацию, а наоборот, выставляют их на всеобщее обсуждение, используя при этом всеукраинскую платформу публичных торгов ProZorro.

Так, одна из закупок ПАО «Укргаздобыча» была направлена на модернизацию оборудования. В декабре 2016-го через систему ProZorro Укргаздобыча объявила тендер на техническое переоснащение агрегатной автоматики КЦ-2 УСП Тимофеевка — строительно-монтажные работы «под ключ». Ожидаемая стоимость закупки составляла 66 млн грн.

18 января этого года, по результатам аукциона, наиболее низкую цену предложило ООО-НПП «Укргазгеоавтоматика», готовое выполнить работы за 39 млн грн. Что значительно отличалось по цене от предложений других участников аукциона:

Однако тендерный комитет заказчика без каких-либо разъяснений отклонил выгодное для Укргаздобычи предложение, объяснив, что оно не соответствует техническим требованиям допороговой закупки.

Такая же судьба постигла и следующего участника с самой низкой ценой. Пока очередь не дошла до ПрАО «Вега Плюс» с предложением почти в 65 мн грн. И частное предприятие заключило соглашение о выполнении работ.

«Вега Плюс» — запорожское предприятие, которое разрабатывает и внедряет автоматические системы управления технологическими процессами и системы автоматизации. Среди его партнеров — отечественные и иностранные (из постсоветских стран) компании. По информации наших источников, «Вега Плюс» использует оборудование российского производства, завозя его на территорию Украины через Беларусь и Польшу.

Такой необоснованный выбор победителя торгов, по мнению бизнес-экспертов, кроется в том, что решающим критерием в таких закупках является отнюдь не ценовое предложение, а размер «отката» заказчику тендера.

И за все это платят не энергокомпании, а потребители услуг.

65 млн грн на ремонт и модернизацию ТЭС заплатят украинские потребители

За пользование электроэнергией, газом и водоснабжением жители квартир, домов и помещений оплачивают согласно утвержденных тарифов. Кроме запланированной прибыли, в состав тарифа входят затраты на оплату труда сотрудников, налоги и общеобязательные платежи, себестоимость энергоресурсов, административные расходы.

Отдельное место отводят затратам на содержание основных средств, которые предусматривают ремонт, замену, усовершенствование оборудования и коммуникаций предоставителя услуг.

То есть именно потребители услуг оплачивают работы по ремонту водопровода, газотранспортных систем и электростанций. А потому они имеют право контролировать, как расходуются эти средства

Укргаздобыча не несет ответственности за результаты торгов

Украинское законодательство создает такие условия, при которых ПАО «Укргаздобыча» и подобные компании не несут ответственности за результаты торгов.

Во время закупок по приобретению товаров, работ и услуг требования Закона «О публичных закупках» не распространяются на Укргаздобычу. Формально эта компания не подпадает под понятие заказчика. Даже несмотря на то, что единственным учредителем и единоличным акционером общества является государственное предприятие НАК «Нефтегаз Украина».

Суд каждый раз закрывает этот вопрос после многочисленных жалоб на действия Укргаздобычи в выборе победителей торгов. Такие судебные решения узаконивают право энергетических монополистов на свое усмотрение и по своим критериям определять победителей торгов, дисквалифицируя «лишних».

Это объясняет нерациональные траты средств потребителей услуг на модернизацию систем, заложенную в тарифах.

На результаты тендера не влияет даже Антимонопольный комитет

На очевидно искаженные результаты тендера не может повлиять ни Антимонопольный комитет, ни Государственная аудиторская служба и другие контролирующие органы, поскольку этот вопрос — вне их компетенции.

Систему закупок предприятиями-монополистами необходимо менять. Относительно ремонтных работ, приобретения оборудования и запчастей для модернизации: нужно на законодательном уровне приравнять поставщика коммунальных услуг к заказчику, определенному в Законе «О публичных закупках». Это установит госконтроль за использованием средств

Что происходит с тарифообразованием, кто будет контролировать использование государственных средств и как исправить наше несовершенное законодательство в области закупок? Checkpoint обратился с этими вопросами в НКРЕКУ, Комитет ВР по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, Комитет ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, к Министру внутренних дел, Генеральному прокурору, Директору НАБУ и в общественные организации.

Какой будет ответ чиновников и как они будут устранять пробелы в законодательстве и образовании тарифов — узнайте из наших следующих материалов.

Артем Бондаренко, юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права»

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *