Тренируем логическое мышление. Лайфхаки от эксперта

#логическое мышление

Хаотичность потока информации, которую мы получаем из интернета, лишает нас способности глубокого логического анализа и концентрации. Поэтому вопрос развития логического мышления следует держать под постоянным контролем, а обращать на это внимание лучше уже с детского возраста.

Преподаватель логики в школе КМДШ Сергей Николаенко делится способами развития логического мышления у школьников и взрослых:

1. Тренируем внимание и наблюдательность

– Играя с детьми на улице или просто путешествуя, обращаем их внимание на различные детали вокруг. Это позволит успешно анализировать и классифицировать свойства/признаки окружающего мира.

– Выполняя любую совместную деятельность с детьми, концентрируем их внимание на конкретном деле и углубляемся в предмет обсуждения.

– Используем игры на отгадывание слов и цифр (примеры ниже).

2. Решаем логические задачи и упражнения

– Разгадываем анаграммы, метаграммы, шифрограммы;

– Решаем логические задачи из любимых книг или находим в тематических интернет-ресурсах;

– Разгадываем и составляем ребусы, кроссворды, головоломки;

– Составляем ассоциативные ряды для развития памяти и внимания;

– Разгадываем загадки логического направления.

3. Изучаем иностранные языки

Изучение новых языков дает человеку огромное количество возможностей, в частности, стабильное развитие логики.

Это совершенно новая информация, которая активизирует деятельность головного мозга. Сюда подключается и логическое мышление, так как мозг обязательно проводит ассоциации между родным языком и иностранным.

4. Играем в настольные игры

Существует много игр для развития логического мышления. Несколько идей, которые подходят как детям, так и взрослым:

Шахматы. Все просто: или вы научитесь логически мыслить и просчитывать свои действия, или будете постоянно проигрывать.

Монополия. Настоящий дух соперничества и разработка бизнес-стратегии.

«Пятнашки». Составляем последовательно цифры, которые размещены хаотично. Передвигать цифры можно только вверх-вниз/вправо-влево. Усовершенствовав технику можно выполнять это задание на скорость.

Скрэббл (Scrabble). Игра работает по принципу кроссворда, только слова составляем на игровом поле, а количество букв, которые можно добавить на табло должно быть ограничено.

Доббл (Dobble). Игра состоит из карточек, на каждой из которых изображено по 8 различных рисунков отличающихся по цвету и форме. Каждые две карточки содержат один одинаковый рисунок, который отличается только по размеру и местоположению на карте. Когда начинаешь играть, кажется, что одинаковых рисунков нет. Но стоит искать внимательнее.

“Memory». Различные игры с карточками способствуют развитию памяти, улучшают зрительное восприятие, внимание и скорость реакции.

5. Простые способы, которые мы используем в повседневной жизни:

• Чтение книг. Для развития логического мышления обращаем внимание на художественную, научную и детективную литературу.

Упражнение: откройте книгу, прочитайте начало произведения, попробуйте придумать конец, а потом посмотрите, что же случилось на самом деле. В 90% случаев человек с легкостью может предсказать концовку, если тренирует логическое мышление.

Для детей есть различные книги виммельбухи, содержащие минимум текста и наполненные цветными деталями. Каждая книга имеет героев, с которыми в течение дня, месяца, года происходят интересные и забавные события. Такая структура книги дает ребенку возможность фантазировать, каждый раз по-новому «читать» картинки и создавать новые истории. Основное назначение виммельбухов – ознакомление с окружающим миром, развитие речи и воображения.

• Мобильные игры с логической нагрузкой – можно играть в свое удовольствие и одновременно развивать логические навыки (ссылки на ресурсы с полезными играми ниже).

• Выполнение действий левой рукой, если вы правша и правой – если левша. Активизируется работа обоих полушарий головного мозга.

• Постоянная смена видов деятельности: в одном действии – не более часа. Это поможет держать мозг в тонусе и развивать логическое мышление.

Что может человек, который умеет мыслить логически:

найти наиболее простой и безопасный выход из проблемной ситуации;

уменьшить количество как профессиональных, так и жизненных ошибок;

на основании имеющейся информации сделать правильный вывод или поставить нужные вопросы для выяснения сути дела;

предусмотреть и найти быстрый путь к правильному решению;

четко выражать свои мысли, чтобы их понимали окружающие.

Примеры ИГР:

“Я ЗНАЮ”

Эта словесная игра дает возможность развивать способность конкретизировать понятия.

Ведущий каждому ребенку задает общее название/понятие, к которому следует озвучить слова более конкретные. Например, попросите ребенка назвать 5 названий растений. «Я знаю пять названий растений: ромашка – раз, одуванчик – два, роза – три, гвоздика – четыре, тюльпан – пять.» Количество слов можно не ограничивать, и тогда ребенок может назвать их как можно больше.

Для игры можно использовать такие общие понятия: фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы. Когда ребенок научится быстро и легко конкретизировать эти понятия, можно перейти к более абстрактным.

«Дятел – Ворона»

Первый игрок загадывает трехзначное число с разными цифрами. Второй должен отгадать это число за наименьшее количество попыток. Отгадывают следующим образом: называют произвольное двузначное число. Если какую-то цифру отгадали, и она стоит на правильном месте, то это «дятел», а если отгаданная цифра стоит не на своем месте, то это – «ворона». После каждого хода игрок, который загадал число, называет количество «дятлов» и «ворон».

«Есть контакт»

В игре должно быть не менее трех участников. Ведущий загадывает слово и говорит вслух первую букву. Цель других игроков – отгадать слово полностью. Например, ведущий загадал слово «ананас», поэтому называет букву «а». Тогда игроки придумывают слова, которые начинаются на эту букву. Допустим, один из игроков загадал слово «Антарктида». Он начинает объяснять это слово другому игроку: «самый южный континент Земле». Если второй игрок догадался, о чем идет речь, он говорит «Есть контакт!».После чего игроки хором отсчитывают «раз-два-три», а затем выкрикивают слово «Антарктида».

Если ведущий догадался, что за слово собираются озвучить игроки, он должен сказать: «нет, это не Антарктида». Но обязательно это нужно сказать в период отсчета времени. Если ведущий не понял, что загадал игрок, или не успел сказать нужную фразу за время отсчета, он называет две первые буквы СВОЕГО загаданного слова, то есть «ан» (ананас).

Теперь игроки должны придумывать слова, которые начинаются на буквы «ан», например, «ансамбль» и так по кругу. Повторять упомянутые слова нельзя.

Рано или поздно игроки догадаются, какое слово загадал ведущий. Тот, кто первым его назовет становится новым ведущим.

Читайте также: Как найти своё предназначение: 6 действенных советов

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *