Как правильно составить бизнес-план: 6 важных советов
Профессионально составленный бизнес-план не только поможет привлечь инвестиции, но и послужит основой для стабильного развития предприятия. Мы собрали шесть важных советов о том, как грамотно составить бизнес-план и не упустить самого важного
#1. Структурируйте свои мысли
Как банально это бы не звучало, но все начинается со структуры.
Независимо от деятельности предприятия, существует ряд ключевых разделов, которые обязательно должен включать бизнес-план. Это:
- резюме (описывает ключевые цели и задачи бизнес-плана, привлекательность бизнеса, его место на рынке)
- описание (подробная информация о компании, ее структуре, предоставляемых товарах или услугах, основных финансовых средствах)
- руководство (информация о владельцах и учредителях)
- маркетинговый план (информация об уникальности продукта, определение целевой аудитории и будущих рекламных кампаний, анализ рынка)
- производственный план (информация обо всех этапах производства – от закупки сырья до технологии упаковки)
- организационный план (детализация структуры компании, информация о системе развития персонала, кадровом резерве, необходимых производственных ресурсах)
- финансовый план (информация о себестоимости, расходах и доходах, необходимых финансовых вложениях, дополнительных денежных тратах на амортизацию оборудования, налогах и т.д.)
- анализ рисков (рассмотрение форс-мажорных обстоятельств, способов их предотвращения)
- приложения (наглядные материалы, таблицы, графики)
Составляя документ, не расплывайтесь в длинных формулировках и лишних гипотезах. Вся информация должна быть изложена кратко и понятно.
У того, кто будет читать ваш бизнес-план, должно быть четкое понимание, что вы предлагаете, и какую проблему решает ваш бизнес:
Когда я впервые просматриваю бизнес-план, то не читаю его от первой до последней страницы. Я перескакиваю с раздела на раздел, уделяя особое внимание резюме. После резюме я рассматриваю аспекты, которые показались мне наиболее слабыми. Если я не могу найти решение проблемы, зачем мне читать все остальное? – рассказывает венчурный инвестор Юджин Кляйнер
#2. Используйте терминологию бизнеса
Очень важно использовать в бизнес-плане основные деловые термины. Для этого перед его написанием стоит изучить ключевые понятия в вашей отрасли.
Но во всем важна мера. Не переборщите с техническим жаргоном. Иначе за горой сложных и не всегда понятных формулировок вашу главную идею просто не разглядят.
#3. Будьте реалистичными
Читатели скептически относятся к чрезмерной саморекламе и сомнительным обещаниям.
Поэтому, чтобы быть честными перед собой и другими, четко разделите факты и свои ожидания.
И каждое свое утверждение или прогноз подтверждайте расчетами:
Как у предпринимателя, у вас должно быть больше скептицизма, чем у меня. Вы обязаны ставить под сомнение все и всяческие цифры. Кто-нибудь обязательно перепроверит их. И, если вы не сделаете этого сами, то окажитесь в глупом положении, – говорит венчурный инвестор Эндрю Анкер
#4. Уделите внимание дизайну
Графики, диаграммы и иллюстрации притягивают взгляд и помогают убедительно объяснить о значимости и привлекательности проекта.
Кроме этого, имеет значение оформления текста. Читать ваш бизнес-план должно быть легко и интересно:
Стиль свидетельствует об основательности. Оставляйте больше свободного места, чтобы можно было делать пометки на полях. Используйте текстовые блоки, а не абзацы с отступом. Если вы не знаете, как придать документу надлежащий вид, лучше не рискуйте и обратитесь за помощью, – советует венчурный инвестор Энн Уинблад
Кроме этого, специалисты советуют не забывать про титульный лист документа. И обязательно указать на нем главные реквизиты компании: название, логотип, юридический адрес.
#5. Переведите документ на иностранные языки
Конечно, в первую очередь, бизнес-план необходим самому руководителю бизнеса. Чтобы просчитать все риски и иметь четкое представление о развитии своего дела.
Но, как показывает практика, рано или поздно у любой компании возникает потребность в дополнительном финансировании. И лучше, если до начала активной гонки за инвестициями вы грамотно, и, что самое главное, без спешки, переведете документ и все его дополнения на несколько иностранных языков.
#6. Не используйте чужих бизнес-планов и готовых шаблонов
Каждая идея – особенная, каждый бизнес – по-своему уникальный. И те методы, которые сработали у других, не обязательно сработают у вас.
Вы можете анализировать другие бизнес-планы, изучать доступные шаблоны и делать выводы. Но только самостоятельно придуманная стратегия принесет вам пользу и сделает ваш проект действительно успешным.
Добавить комментарий