Заключенным разрешили пользоваться мобильными телефонами и Интернетом. Работает ли тюремная связь?

Верховная Рада Украины уже во второй раз обещает гражданам, пребывающим в местах лишения свободы, предоставить возможность законно пользоваться мобильными телефонами. В первый раз это произошло 5 сентября минувшего года, когда был принят один из евроинтеграционных законов — № 1131 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный Кодекс Украины относительно порядка и условий отбывания наказания»

Данный документ позволил заключенным носить с собой мобильные телефоны и деньги; открыл возможность телефонных контактов для осужденных, отбывающих наказание в дисциплинарных изоляторах, карцерах или переведенных в помещение камерного типа. Но — отнюдь не в порядке вещей, а только в качестве воспитательных мер, а также в случае возникновения исключительных личных обстоятельств — смерти или тяжелой болезни близкого родственника, угрожающей жизни больного, стихийного бедствия, повлекшего значительный материальный ущерб осужденному или его семье.

Однако тогда депутаты отказались проголосовать поправку о том, что телефоны можно не только носить, но и использовать их по прямому назначению, заряжать. Не захотели добавить и пункт об ограничении номеров, на которые сможет звонить заключенный — чтобы он не смог угрожать своим жертвам.

Но вряд ли это были главные причины, побудившие законотворцев фактически оставить зоны за колючей проволокой без связи с внешним миром. Скорее спасовали они перед осознанием того, что свободный доступ к мобильной связи и Интернету может вскрыть все то, что так тщательно оберегает от посторонних глаз структура департамента исполнения наказаний: и рабский неоплачиваемый труд осужденных, и нечеловеческие условия их содержания, и пытки, и отсутствие медицинской помощи, и издевательства представителей администраций ИВС, СИЗО, колоний.

Ни для кого не секрет, что предоставление заключенным возможности пользоваться мобильными телефонами — одна из нелегальных статей доходов сотрудников администраций мест лишения свободы. Но главное — это полная изоляция от внезапных проверок беспредела, творящегося за колючей проволокой, со стороны журналистов и общественности. Постоянная, свободная связь с миром легко может положить конец безнаказанному глумлению над осужденными, перекрыть поток из сотен миллионов гривен, невыплачиваемых зэкам за их ежедневный труд.

Эти деньги — главный источник доходов департамента. Об этом знают и в ВР, и в Администрации Президента, и Минюсте, и в МВД, и в Генпрокуратуре, и в СБУ. Но поскольку знают и молчат, напрашивается риторический вопрос: перекроет ли власть себе бездонный финансовый источник, разрешив сидельцам мобилки и Интернет?

237 из 246 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале, проголосовали за право приговоренных к ограничению свободы носить гражданскую одежду, иметь при себе портативные персональные компьютеры и аксессуары к ним, деньги, мобильные телефоны и аксессуары к ним, ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничений; отправлять письма, получать посылки (передачи) и бандероли, получать краткосрочные свидания без ограничений, а длительные свидания — до трех суток один раз в месяц; пользоваться средствами мобильной связи; получать правовую помощь, предусмотренную данным законом, для лиц, приговоренных к лишению свободы.

Кроме того, согласно закону, осужденные имеют право: на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях выполнения и отбывания назначенного судом наказания; на социальное обеспечение; на гуманное отношение к ним и на уважение их человеческого достоинства; осужденные не должны подвергаться жестокому, нечеловеческому или унижающему их достоинство обращению.

Журналисты Checkpoint связались по своим каналам с тремя осужденными и четырьмя содержащимися под стражей из разных регионов Украины. Ни один из них не слышал о подобных нововведениях. Ни один из них не верит в то, что подобное в принципе когда-нибудь осуществится. За пользование мобилками по-прежнему исправно платят персоналу. А об Интернете даже не мечтают. Не говоря уже об остальных нереальных “привилегиях”, прописанных в законе № 4525.

Наталья Сидорова

Автор:

Поділіться корисною інформацією з друзями:


Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *