IV Всеукраинский съезд третейских судей: каким будет внутренний арбитраж в Украине

Какие преимущества третейского способа разрешения спора для бизнеса? Получит ли третейский суд такую же популярность в Украине, как во всем мире? На эти и другие вопросы ответили участники IV Всеукраинского съезда третейских судей, который состоялся 4 ноября в Киеве.

Традиционно мероприятие прошло в стенах Торгово-промышленной палаты Украины. Участие в нем приняли 39 судей из разных областей страны. Открывая съезд, первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины Михаил Непран отметил, что третейский суд должен занять достойное место среди других юрисдикционных механизмов защиты прав в Украине, а потому нужно объединить усилия для развития отечественного внутреннего арбитража как альтернативного способа разрешения споров.

«Надеемся, что суды смогут обеспечить должный качественный судебный контроль и эффективно способствовать формированию судебной практики, ориентированной на поддержку высоких мировых стандартов арбитража», – сказал Михаил Непран.

Он также добавил, что с помощью Третейской палаты Украины необходимо обеспечить наработки законодательных инициатив, которые смогут гарантировать качественные, профессиональные и беспристрастные арбитражные услуги.

В рамках съезда участники рассказали про функции и принципы деятельности внутреннего арбитража. Так, третейский суд выступает в роли независимого арбитра, анализирует спорные вопросы и предлагает собственный вариант разрешения спора. Третейские суды руководствуются: Конституцией Украины, Законом «О третейских судах», отдельными нормативными актами и международными договорами.

Главное отличие третейского суда от суда общей юрисдикции заключается в том, что такой суд рассматривает дело на основании письменного третейского соглашения между сторонами. Кроме этого, решение третейского суда постановляется не именем Украины, поэтому они не являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. Впрочем, это не касается сторон третейского разбирательства.

в настоящее время к преимуществам третейского суда относят следующие:

  • деятельность суда имеет договорную основу;
  • все заседания третейского суда проходят по его местонахождению, или место заседания выбирается сторонами или одной из них;
  • рассмотрение дела происходит в сравнительно быстрые сроки (обычно этот процесс занимает не более двух месяцев);
  • в соответствии с Регламентом третейского суда судью могут выбирать стороны, добровольно доверяя ему разрешения конкретного спора;
  • минимизация затрат на третейское разбирательство;
  • его решение является окончательным;
  • исполнение судебного решения происходит через государственные исполнительные службы.

«Главная задача третейского суда заключается в том, чтобы сохранить дружеские и взаимовыгодные отношения между обеими сторонами соглашения», – подчеркнул член Третейской палаты Украины Юрий Михальский.

Таким образом, альтернативные способы разрешения споров могут считаться наиболее приемлемыми для сторон. В то же время польза от третейских судов будет только в том случае, если украинское законодательство дополнят отдельными законами или нормативными актами, которые будут регламентировать деятельность этих судов. Так, участники съезда отметили совершенствование как законодательства о третейских судах, так и изменения процессуального законодательства Украины:

«Законодательная база должна быть усовершенствована согласно европейским стандартам и лучшим мировым практикам. Это должно происходить параллельно со внедрением мероприятий по судебной реформе», – сказал Юрий Михальский.

На вопрос «что сдерживает развитие внутреннего арбитража в Украине?» он ответил, что определенные государственные учреждения сегодня не осознают роль и задачи третейского судопроизводства, не воспринимают арбитраж как действительно один из эффективных методов решения конфликтов.

«Еще с советских времен сформировалось мнение, что все спорные вопросы между сторонами должен решать исключительно государственный суд. Сегодня во всем мире более 90% коммерческих дел рассматриваются исключительно арбитражными, а не государственными судами», – подчеркнул Юрий Михальский.

Его позицию разделили и другие представители третейского судопроизводства. Поэтому участники съезда приняли Резолюцию, в которой обратились к правительству, Президенту Украины и парламентариям с просьбой уделить должное внимание ко внедрению проарбитражного законодательства в Украине для развития в государстве качественных и профессиональных третейских институтов.

В частности, документом предлагается урегулировать следующие направления:

  • компетенция третейских судов должна охватывать сферу гражданских и хозяйственных споров (за исключением ограничения споров, которые обременены публичным элементом);
  • третейские суды должны быть независимыми и лишены любого постороннего вмешательства (это касается как государства, так и любых бизнес-образований или политических объединений).

Отдельное беспокойство у участников съезда вызвали инициативы относительно дальнейшего ограничения компетенции третейских судов и предложения охвата этими ограничениями сферы международного арбитража. Они убеждены, что это является недопустимым в условиях необходимости усиления арбитража как одного из ключевых судебных инструментов защиты бизнеса. Более того, международный арбитраж является неотъемлемой составляющей инвестиционной привлекательности любого государства. В частности, это касается проектов Хозяйственного и Гражданского процессуальных кодексов, которые были обнародованы на сайте Совета по судебной реформе при Президенте Украины и сейчас проходят общественное обсуждение.

Судьи отметили, что ввиду того, что процессуальные законы непосредственно касаются развития третейского судопроизводства и содержат положения, которые закрепляют функцию судебного контроля за арбитражем, их разработка должна происходить при участии арбитров и третейских судей.

Вместе с тем участники съезда отметили, что они приветствуют реформу высшей судебной инстанции Украины – Верховного суда — и призвали судей применять средства судебного контроля за третейским разбирательством с учетом законодательства, практики, а также рекомендаций Европейского Союза и руководствоваться верховенством права.

Отдельно третейское сообщество подчеркнуло, что соглашение между сторонами спора может быть заключено в виде третейского предупреждения в контракте или отдельной письменной сделки. Недопустимым является навязывание третейского соглашения одной стороной другой, ведь третейское разбирательство должно происходить исключительно на обоюдном согласии сторон решать споры, которые могут возникнуть из договорных отношений, в определенном постоянно действующем третейском институты.

«Мы видим необходимость в повышении качества третейских судов за счет увеличения требований к организациям, при которых они должны создаваться и функционировать. Это все должно быть изложено в новой редакции Закона «О третейских судах». С другой стороны, общественность пришла к согласию в том, что если качество третейских учреждений будет высоким, то появятся основания для возвращения той компетенции третейским судам, которую они имеют во всем мире. Это позволит украинским третейским судам занять то место, которое они занимают в правозащитных системах Европы», – заверил председатель Третейской палаты Украины Тарас Шепель.

Он также добавил, что в Европе арбитражные институты существуют уже столетиями, чего нельзя сказать об Украине, ведь здесь почти отсутствует частный сектор экономики. Поэтому фактически сейчас речь идет о рождении украинского арбитража. Поэтому в то время, когда происходит реформирование судебной системы, одновременно с европейскими моделями должно быть реформировано внутренний арбитраж.

«К сожалению, сегодня статистика обращений в третейский суд в Украине крайне низкая. Работает только один сегмент третейского разбирательства, даже не присущий европейским арбитражам, — это решения долговых споров по займам банков. Я считаю, что это не тот путь, которым должен развиваться третейский суд для бизнеса. Мы должны проникать на территорию тех споров, которые решают хозяйственные суды. В этом есть будущее, на это есть спрос у бизнеса», – подытожил Тарас Шепель.

В конце встречи участники отметили, что третейские суды совсем скоро смогут обрести популярность в обществе благодаря ответственному отношению и профессионализму арбитров, а также их независимости во время разрешения споров. Но развитие третейского судопроизводства невозможно без должного содействия со стороны всех ветвей государственной власти. Третейское сообщество убеждено, что законодатель должен быть заинтересован в популяризации и нормативном закреплении правил использования альтернативных способов разрешения споров, ведь они помогут разгрузить судебные инстанции, вследствие чего реформирование судебной системы будет осуществляться эффективнее и качественнее.

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *