II Международная конференция по вопросам развития туризма

Международные эксперты, ученые, представители власти и туристического бизнеса проанализировали современное состояние отрасли и мировой опыт в вопросах регулирования экскурсионной деятельности.

Начальник управления туризма и курортов департамента экономики и инвестиций КГГА Антон Тараненко отметил, что уровень подготовки экскурсоводов сегодня оставляет желать лучшего. А учитывая то, что количество туристов, которые приезжают в столицу и другие города Украины ежегодно увеличивается, решению этого вопроса следует уделить особое внимание.

«В прошлом году Киев посетило более миллиона иностранных и свыше семисот тысяч внутренних туристов. Очевидно, что в этом году мы получим на двадцать процентов больше человек, и это будет примерно миллион двести тысяч иностранных туристов. Поэтому необходимо, чтобы мы получили не только в классификаторе, но и в документах специализации «гид», «экскурсовод» и других специалистов туристической отрасли, и, соответственно, обеспечили их подготовку в образовательных учреждениях. На сегодня стоит хотя бы через систему курсов «подтянуть» нынешних экскурсоводов, чтобы они могли на должном уровне представлять нашу страну. В наших планах — создать единый аккредитационный центр экскурсоводов в Киеве», – сказал он.

Антон Тараненко рассказал, что за последние два года больше всего гостей, в частности Киева, было из Израиля, Германии, Америки, Турции, Грузии, Великобритании и Беларуси. В 2015 году Киев получил 13 млн грн от туристического сбора и свыше 2,3 млрд грн – от размещения туристов. Большинство иностранцев отдают свое предпочтение столичным музеям, историческим достопримечательностям и театрам.

Однако, по его мнению, то, что сфера экскурсионной деятельности в Украине никоим образом не регулируется, это существенно тормозит туристическую отрасль в целом. Поскольку нормативная база, касающаяся сферы туризма, определяет лишь основные направления экскурсионных услуг. Фактически в законе определены лишь участники отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности, и ответственность за нарушение законодательства в отрасли туризма.

«К сожалению, в Украине нет определенного стандарта качества предоставления экскурсионных услуг. Еще три года назад была возможность получить аккредитационный лист в КГГА напрямую. Сейчас мы хотим разработать с рынком некую общую модель, которая не то, что будет напрямую регулировать рынок (ведь мы не хотим вмешиваться в деятельность экскурсоводов), а скорее улучшит качество предоставления этих услуг. Поэтому мы считаем, что модель, когда был бы создан Аккредитационный центр, в котором лицо, которое стремится связать свою жизнь с профессией гида или экскурсовода, могла бы пройти аккредитацию у специалистов, – является самой оптимальной», – подчеркнул Антон Тараненко.

В свою очередь, представители туристической отрасли ведущих европейских стран презентовали перед участниками форума концепции регулирования экскурсионной деятельности своих государств.

Руководитель проектов «Конвеншн-Бюро» Вилма Даубариене рассказала, что в Литве профессия гида регулируется определенными нормативными актами, потому что в государстве очень большое внимание уделяется именно качества предоставления экскурсионных услуг.

«Когда эта деятельность регулируется законом, удается создать эффективный и привлекательный рынок. Закон о туризме Латвии определяет, что гид, который не имеет лицензии на экскурсионную деятельность, не может осуществлять эту работу. Мы стремимся, чтобы во всех городах работали только те гиды, которые прошли обучение и получили лицензию. К процессу обучения таких лиц мы подходим очень серьезно и взвешенно: для них разработан специальный курс, который включает в себя учебные программы по истории городов, архитектуры. Кроме этого, они учатся методике и правилам проведения экскурсий», – заметила Вилма Даубариене.

Она рассказала, что литовский экскурсовод обязан знать культуру, географию региона, основные экскурсионные объекты, правила обслуживания на пешеходных и транспортных маршрутах, а также инструкцию о правилах поведения туристов в транспортных средствах. Кроме этого, экскурсоводы и гиды Литвы хорошо владеют схемой действий на случай чрезвычайной ситуации, не говоря об умении оказать первую медицинскую помощь в случае необходимости.

По словам Вилмы Даубариене, в Вильнюсе действуют четыре организации, занимающиеся подготовкой гидов и экскурсоводов. Сам процесс лицензирования достаточно прост. Чтобы получить квалификацию гида, лицо должно иметь высшее образование и знать как минимум один иностранный язык. Она проходит курсы продолжительностью в полгода, сдает экзамен и получает бессрочную лицензию гида.

В свою очередь, представитель информационного бюро «Венгрия-туризм» Светлана Кабыш поделилась опытом Венгрии по этому вопросу. Так, эксперт отметила, как и в Литве, без надлежащего обучения и профессиональной подготовки лицо не допускается к деятельности в сфере оказания экскурсионных услуг. Экскурсионная деятельность в Венгрии регулируется и определенными директивами ЕС, и внутренними законодательными актами. И это не специфические законодательные акты, связанные с туризмом, а законы о торговле и о предоставлении услуг на внутреннем рынке. О том, какой может быть модель регулирования экскурсионной деятельности в Украине, учитывая ее особенности, эксперт ответила следующее:

«Я убеждена, что деятельность туристических гидов непременно нужно лицензировать. Это необходимо для того, чтобы исключить появление на рынке некачественных услуг, некачественного туристического экскурсионного продукта. Украине стоит изучить опыт европейских стран, проанализировать их ошибки и выработать собственную модель регулирования. Мы сегодня слышали, что Польша отпустила рынок, так сказать, в свободное плавание и это привело к негативным последствиям, поэтому нужно учитывать и такие моменты», – подчеркнула Светлана Кабыш.

Некоторые эксперты также вспомнили опыт Великобритании по развитию туристической отрасли. В настоящее время туризм в стране на уровне центральных органов исполнительной власти входит в компетенцию определенного многоотраслевого министерства. А подразделение, отвечающее за развитие отрасли, осуществляет свою работу по двум направлениям. Первое включает в себя совершенствование законодательной базы, анализ статистики, координацию деятельности регионов и решение вопросов международного сотрудничества в туристической сфере. Второе направление предусматривает коммерческие и маркетинговые функции. В частности, презентацию страны за рубежом, рекламу, управление туристическими представительствами в других странах.

По мнению многих специалистов, такая модель могла бы быть эффективной и для Украины. Тем более, что она предусматривает тесную взаимосвязь и сотрудничество между туристической администрацией, местными властями и бизнесом. Не зря ее называют европейской, ведь она основывается на принципах прозрачности и демократии. Как следствие, такая система приводит к созданию различных по форме собственности государственных институтов в области туризма.

Следует заметить, что во многих развитых странах мира государственные органы всячески поддерживают туристический сектор, а именно – выделяют бюджетные средства на финансирование программ развития туризма, создания благоприятного инвестиционного климата и снижения ставок по кредитам для строительства и модернизации материально-технической базы туризма. Кроме этого, в них предусмотрено формирование системы льготного налогообложения туристической отрасли для стимулирования ее деятельности, а также установление правил продажи или аренды земли и инфраструктуры по цене ниже рыночной, освобождение от таможенных пошлин ряда товаров инвестиционного значения и тому подобное. Поэтому каждое европейское государство, которое определяет туризм как одно из приоритетных направлений развития своей экономики, имеет на государственном уровне внедрять политику стимулирования туристического бизнеса и регулировать рыночную деятельность с точки зрения общественных интересов.

Эксперты отмечают, что одним из важных механизмов управления туристической деятельностью также является осуществление сертификации туристических услуг. Кстати, в разных странах вопрос сертификации решается на различных государственных уровнях. Так, во Франции этим занимается центральный орган в сфере туризма, а в Испании – региональные органы. В отдельных странах сертификация проводится исключительно государственными организациями, а в некоторых – и частными. К тому же в Швейцарии сертификация, например, гостиничных услуг не является предметом нормативно-правовых актов, а вводится по инициативе представителей гостиничного бизнеса. Согласно украинскому законодательству, обязательной сертификации относительно безопасности для жизни и здоровья людей в настоящее время подлежат только гостиничные услуги и услуги питания. Но даже несмотря на обязательность сертификации только треть предприятий, относящихся к этой категории, получили соответствующие сертификаты.

Во время своего выступления эксперт из Польши Эльжбета Томчук-Мичка отметила, что полное отсутствие регулирования экскурсионной деятельности в стране может привести к очень негативным последствиям. Да, это произошло в Польше, где в результате этого на рынке возросло количество субъектов предпринимательства, которые предлагают дешевые услуги, но в то же время некачественные. Большинство таких лиц превратили экскурсии на исключительно перевозки туристов, забыв при этом о познавательно-воспитательной функции экскурсионной деятельности. Поэтому сейчас Польша разрабатывает механизмы регулирования рынка, в частности лицензирование таких субъектов. Для развития туристической отрасли Польша создала Польскую туристическую организацию (ПТО), что является государственным учреждением. Главная задача организации – продвижение Польши как страны, прежде всего, привлекательной для туристов, а также обеспечение развития польской туристической информационной системы. ПТО имеет представительства в 14-ти странах мира. Она занимается подготовкой и печатью рекламно-информационных материалов о Польше, издаваемых на 12-ти языках. К тому же организация поддерживает тесные связи с национальными туристическими организациями, органами самоуправления, а также учебными заведениями. Это способствует повышению эффективности продвижения польского туристического продукта в Европе и мире.

Проанализировав опыт других стран, участники форума пришли к выводу, что управление экскурсионной деятельностью в Украине должно быть эффективным и включать в себя:

  • совершенствование нормативной базы, а именно – определение таких понятий, как «гид», «экскурсовод» и т.д.;
  • разработку определенных требований к организации и осуществлению экскурсионной деятельности;
  • введение механизма лицензирования экскурсионной деятельности, сертификация;
  • внедрение стажировки для будущих гидов и экскурсоводов после успешного окончания курсов;
  • создание квалификационных комиссий, которые будут иметь в своем составе специалистов и экспертов в области туризма.

Поэтому вопрос выбора модели регулирования, определяющего воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов в сфере туризма и гарантирующего качество их услуг, – крайне важен для Украины.

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *