Комитет предпринимателей в сфере энергоэффективности ТПП Украины: проект энергетической стратегии 2035

Какие новые подходы предусматривает новый проект Энергетической стратегии Украины? Соответствует ли документ современным реалиям рынка и учитывает ли интересы конечных потребителей энергии? Эксперты по энергетике и ученые собрались за круглым столом, чтобы проанализировать ключевые положения документа и определить, как его введение повлияет на энергетическую отрасль и общество в целом.

Обсуждение состоялось 13 января во время очередного заседания Комитета предпринимателей в сфере энергоэффективности при Торгово-промышленной палате Украины. Во встрече приняли участие: председатель комитета Борис Басок, директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Владимир Омельченко, председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины Георгий Гелетуха, старший научный сотрудник НАН Украины Сергей Дубовской и другие эксперты.

В общем инициатором разработки новой энергетической стратегии Украины выступило Министерство энергетики и угольной промышленности Украины, а разработчиками – Национальный институт стратегических исследований и Украинский центр экономических и политических исследований им. А. Разумкова.

Следует отметить, что это уже третья попытка сформировать целостную энергетическую стратегию страны, которая бы учитывала интересы всех участников рынка и главное – потребителей энергии. Предыдущие два документа не выдержали шквала общественной и научной критики, ведь по мнению экспертов, лоббировали интересы одной из финансово-промышленных групп, в результате чего в документах возникал существенный дисбаланс относительно приоритетов развития энергетического сектора.

Заметим, что последний проект стратегии не является обновленной версией двух предыдущих документов. Он разработан с нуля, с новой структурой и новыми подходами и показателями.

По убеждению разработчиков, принятие проекта Энергетической стратегии до 2035 года позволит значительно повысить эффективность использования энергии, внедрить элементы управления спросом, и самое главное – интегрировать в национальное законодательство Директивы ЕС и выполнить требования, которые на себя взяла Украина в рамках присоединения к Энергетическому Сообществу.

В то же время представители энергетического рынка и ученые настроены не слишком позитивно. Они уверяют, что предложенный документ содержит некоторые положения, выполнение которых маловероятно или не соответствует современным трендам в энергетической политике передовых европейских стран. Более того, некоторые показатели, используемые в прогнозах, указаны неверно, а следовательно, ставят под сомнение выполнение положений документа вообще.

Так, председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины Георгий Гелетуха к проекту Энергетической стратегии Украины до 2035 года относится критически. Он считает, что документ построен на традиционных секторальных подходах максимального сохранения нынешней ситуации в отрасли. По его убеждению, обнародованный проект не ставит за основу значительно повысить энергоэффективность экономики, рост доли ВИЭ, а также выполнения Украиной обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.

Учитывая это, принятие такой энергетической стратегии в существующем виде только законсервирует негативные тенденции в энергетике.

«Для меня лично образцом качественной энергетической стратегии страны является стратегия Австрии. Она построена очень просто и одновременно эффективно. Общее потребление энергии в год снижается, и происходит это за счет энергоэффективности.

С другой стороны, в стране ежегодно наблюдается увеличение доли возобновляемых источников энергии. В конечном коэффициенте судьба традиционной энергетики за счет этих двух факторов уменьшается. Таким образом, благодаря увеличению энергоэффективности и возобновляемых источников энергии к 2050 году Австрия полностью вытеснит все традиционные виды энергии.

Конечно, Украина не сможет в такое короткое время реализовать подобную стратегию, но главное, чтобы мы также определили для себя эти две главные тенденции. К сожалению, в нынешней версии стратегии мы этого не видим. Да, мы видим увеличение доли возобновляемой энергии, но в то же время в ней заложено и увеличение потребления энергии. А говорить об энергоэффективности при наращивании общего энергопотребления достаточно трудно», – считает г-н Гелетуха.

Свои замечания к этому проекту высказал и председатель Комитета предпринимателей в сфере энергоэффективности при ТПП Украины Борис Басок. В частности, это касается использованных в документе статистических цифр и показателей.

К примеру, базовые данные по показателям энергетики в 2015 году в документе несколько занижены (примерно на 5%) по сравнению с данными Госкомстата за 2015 год. В частности, общая первичная поставка энергии в 2015 году в стратегии указана 87 млн т н.е., а за информацией Госкомстата эта цифра в 2015 году составила 90,1 млн т н.е. Кроме этого, несколько преувеличены объемы роста по ветряным и солнечным электростанциям.

«Мы в принципе не против, это дело перспективное, однако надо быть реалистами – у нас потенциал ветра и инсоляции довольно слабенький, потому что страна материковая. И главное – под эти мощности требуется резервирование, а это дополнительные расходы», – отметил Борис Басок.

Он также добавил, что в документе довольно упрощенно прописан блок информации о энергоэффективности, а это является существенным недостатком.

«В пункте 5.2.4. желательно после блока «Гидроэнергетика» добавить еще один блок, а именно “Энергия окружающей среды и альтернативные сбросные энергоресурсы техногенного происхождения”. Этот блок также нужно добавить к таблице 2, и там кратко описать низкопотенциальную тепловую энергию природы – аэро-, гидро – и геотермальную; а также сопутствующие газы нефтедобычи, горючие газы металлургической промышленности, шахтный метан; тепловую энергию канализационных стоков, шахтных вод, сбросную теплоту водооборотных конденсационных циклов промышленности (в частности. ТЭЦ и ТЭС), сбросные выбросы теплоты отходящих дымовых газов и тому подобное. Сюда также необходимо добавить краткую информацию о теплонасосных технологиях и технологии утилизации сбросной теплоты”, – сказал эксперт.

По его убеждению, в пункт 5.2.4. стратегии желательно после блока «Накопления электроэнергии» вставить блок «Аккумулирование тепловой энергии», в котором нужно кратко описать современные и перспективные технологии накопления и сезонного (суточного) аккумулирования тепловой энергии, в том числе грунтовые аккумуляторы теплоты. В этот пункт также нужно добавить технологии утилизации двоокислого углерода в почвенном массиве; технологии одновременного аккумулирования теплоты отходящих дымовых газов и утилизации двоокислу углерода горизонтах толщи Земли; технологии возможен подогрева (зимой) и частичного охлаждения (летом) приточного вентиляционного воздуха за счет его предварительного прохождения через грунтовые теплообменники.

“Желательно также указать информационные технологии в энергетике – Смарт – и Грид системы; системы “умного” здания и системы “умной” бытовой электротехники; технологии синхронизации маломощных систем ветровой и солнечной энергетики с энергосистемами базовой энергетики. Также целесообразно описать системы современного и перспективного энергоменеджмента, в частности о стандартах ISO 500XX», – заверил Борис Басок.

Со своей стороны, Георгий Гелетуха добавил, что кроме не совсем точных статистических данных документ содержит положения, не соответствующие общепринятым мировым трендам.

К примеру, в стратегии предлагается увеличить потребление природного газа до 2035 года с 26,1 млн т н.е. до 29 млн т н.е. Это приведет к тому, что ближайшие десятки лет Украина вынуждена будет импортировать природный газ в размере более 10 млрд м3/ год.

Кроме этого, документ предусматривает потребление первичных энергетических ресурсов от 90 млн т н.е. до 96 млн т н.е., что приведет к росту потребления первичных энергетических ресурсов, а не их стабилизации или снижения, как это происходит в большинстве стран ЕС.

Документ также предлагает сохранение значительной доли угля в 2015 году, а именно 12 млн т н.е., что предопределяет зависимость отечественной энергетики от угольного сектора и делает невозможным выполнение Украиной ее обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.

«К тому же предложения по запуску новых мощностей АЭС экономически необоснованные. Ведь подавляющее большинство стран мира отдает предпочтение инвестициям в энергоэффективность над инвестициями в традиционную энергетику, в частности и в АЭС. Вызывает также сомнения предложение по «оптимизации государственной тарифной политики относительно «зеленого тарифа», что обеспечит инвесторам нормированную ставку рентабельности, сделает невозможным получение сверхприбылей и неоправданное увеличение финансовой нагрузки на потребителей».

Похоже на предложение перехода от действующей системы «зеленых тарифов» к системе тарифообразования «затраты+», которая уже неоднократно подтверждала свою неэффективность, в том числе и в Украине.», – сказал г-н Гелетуха.

Со своей стороны, директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Владимир Омельченко заверил, что документ разрабатывался с учетом украинских реалий рынка и получил одобрение международных экспертов. Одновременно он отметил, что, учитывая существенные дополнения и замечания со стороны представителей отрасли и отечественных ученых, документ может быть отредактирован.

«Мы не утверждаем, что разработанный нами проект Энергетической стратегии до 2035 года полностью совершенен, но мы заложили основу и алгоритм, как мы должны двигаться дальше. Мы целенаправленно не детализировали некоторые показатели, чтобы в том случае, если некоторые из них не будут достигнуты, не разрушилась вся система в целом, как это произошло в случае с предыдущими двумя проектами энергетической стратегии», – сказал он.

В конце встречи участники сошлись на том, что обновленный проект Энергетической стратегии до 2035 года на самом деле является достаточно прогрессивным документом, но, к сожалению, он содержит ряд недостатков, поэтому требует дальнейшего обсуждения и доработки.

Все предложения и замечания, которые были озвучены во время встречи, будут обобщены экспертами Торгово-промышленной палаты Украины и направлены разработчикам, в Минэнергоугля и Кабмин.

Резюмируя результаты собрания, Борис Басок сказал следующее:

«Мы пришли к решению доработать этот документ с привлечением большей экспертной среды, в частности специалистов из институтов Национальной академии наук Украины. Будут привлечены сотрудники институтов именно энергетического профиля, геологического, а также социологи, экономисты и юристы. Ведь необходимо откорректировать некоторые спорные моменты этой стратегии, внести дополнения, учитывая замечания общественности, и направить окончательный вариант документа министерству», – подытожил он.

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *