Бизнес снова в опасности: налоговики проводят незаконные проверки

Не смотря на действующий мораторий о запрете проведения налоговых проверок в 2015-2016 годах, фискалы изобретают все более хитрые способы опустошения кошельков предпринимателей. В то же время малый и средний бизнес — на грани исчезновения из-за пустых обещаний власти. Как государство ущемляет и калечит конституционные права бизнесменов? Смогут ли они противостоять этому?
О чем мечтали украинцы?
Напомним, что в течение 2014 года велось немало разговоров о послаблениях давления на украинский бизнес. Поясок, который крепко затянули, на то время превратился почти на ошейник и стал буквально «душить» малые и средние предприятия. Это вызвало немалое возмущение у общественности и перешло в принятие моратория (Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно налоговой реформы»).
Даже учитывая пробелы, многочисленные ошибки и противоречия в Законе, радость предпринимателей перевесила, мораторий вступил в силу, и украинский бизнес под фанфары встречал новый налоговый год.
Однако с течением времени настроение бизнес-сообщества ухудшилось: ведомства игнорировали мораторий и действовали вопреки закону, игнорируя законодательные нормы, а особенно «наплевав» на то, что налоговые проверки могут проводиться только с разрешения Кабмина:
«Установить, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц-предпринимателей с объемом дохода до 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или согласно требованиям Уголовного процессуального кодекса Украины», — говорится в Законе.
Госконтроль игнорирует мораторий
Больше всего претензий у бизнеса по этому поводу оказалось к ГФС (Государственной фискальной службе) и Фининспекции. «Начхали» на нормы закона, по мнению предпринимателей, и Госэкоинспекция, и Госсельхозинспекция, и Госавиаслужба, и Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности и даже Пенсионный фонд.
«Очевидно, причин этому несколько. Во-первых, тотальная неподготовленность большинства контролирующих органов к тому, что они останутся без возможности проверять бизнес, контролировать и взимать штрафы, осуществлять доначисление. Во-вторых, это — общая ситуация с наполнением бюджета. На отношение проверок ГФС и таможенных органов, вопреки мораторию в законодательстве, они продолжают проверки, потому что существует необходимость наполнять бюджет», — уточняет адвокат и налоговый консультант Лариса Антощук.
Очевидно, откровенный обход законодательных норм для налоговиков — слишком рискованное дело, поэтому они не побрезговали и другими, скрытыми методами. Недавно было вынесено постановление, согласно которому судья единолично разрешил провести внеплановую налоговую проверку нескольких предприятий в рамках досудебного расследования.
Действительно, согласно новому положению Закона, «гнать в шею» надлежит предприятия и ФОПы с доходом до 20 млн грн за год, которые не ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят, и/или не реализуют подакцизные товары. И это при условии, если нет разрешения Кабмина, желание самого субъекта хозяйствования, решения суда или требованиям УПК. О такой инициативе самих фискалов или же решений судей в самом Законе речь и близко не идёт.
Но в этом случае с судьей-самовольцем предприятия, на которые он навлек налоговиков, даже не фигурируют в деле! То есть, судья собственноручно решил позволить проверку ни к чему не причастных предприятий. Только какой-то основатель одного из ООО-контрагентов фигурирует в расследовании. Но причастность его или вина, тем более, что ни то, ни другое не является доказанным, нет ни решения суда, ни само расследование еще не закончилось.
Следственный судья ссылается на ст. 2 УПК, которая позволяет определенные действия в рамках досудебного расследования, но она не содержит прямых указаний на проведение налоговых проверок:
«УПК предусматривает, что следователь вправе собирать доказательства, в частности получая от субъектов властных полномочий выводы ревизий, акты проверок, и тому подобное. Вместе с тем, назначение налоговых проверок нормами УПК не предусмотрено», — отмечает юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Алёна Садовец.
Имеем, что имеем: судьи пользуются недостатками законодательства, зная, что владельцы предприятий никоим образом не помогут самим себе, а будут лишь наблюдать, как госбюджет пополняется их деньгами просто так.
Замкнутый круг поруки
Сейчас незаконные налоговые проверки проводятся из-за таких незаконно вынесенных постановлений. Даже более того! Сами решения судей не подлежат обжалованию или опровержению! Даже незаконной проверке противостоять невозможно. А если вы попытаетесь не допустить налоговую к проверке, ваши счета заморозят и предприятие потеряет средства.
«Такое постановление является немного хитрым относительно его обжалования. Сложность заключается в том, что в УПК подан четкий перечень обжалуемых постановлений и определений следственного судьи на стадии досудебного расследования. Конечно, поскольку вынесение такого определения нормами УПК не предусмотрено, то и в перечне определений, которые подлежат обжалованию, такое постановление, о предоставлении разрешения на проведение налоговой проверки для самостоятельного обжалования, не предусмотрено», — замечает госпожа Садовец.
Следовательно, по логике УПК, данное постановление должно быть обжаловано вместе с приговором суда (если он будет вынесен) уже пост фактум.
«Одновременно, учитывая положения ст. 393 УПК, предприятия, в отношении которых проводятся проверки не являются теми сторонами, которые могут подавать апелляцию на приговор суда, поскольку они не являются стороной в уголовном процессе (шах и мат мораторию!)», — уточняет юрист Алёна Садовец.
Между тем, налоговики умывают руки, мол, в их обязанности не входит проверка законности решений судей. Итак, проверке — быть. Фискалы оказываются очень изобретательными: проводят проверку и признают бестоварными договоры предприятия. Но, постойте, как это так? Еще до момента вынесения решения суда вас фактически могут обвинить в преступлении и назвать все ваши сделки незаконными? То есть человека можно обвинить в чем-то раньше времени?! А что насчёт презумпции невиновности? Или права человека на защиту в суде? Здесь речь заходит о Конституции.
«Не существует никаких положений относительно автоматического признания бестоварными всех договоров с предприятием, собственником или руководящим органом которого является лицо, в отношении которого ведется расследование. Зато каждый имеет право на эффективное средство защиты национального юридического и право обжаловать решения, которые нарушают его конституционные права», — подчеркивает юрист Садовец.
Где деньги?
Конечно, юристы могут добиться обжалования определения или постановления, даже если последнее оспариваемым не является. К примеру, сейчас апелляционный суд принимает жалобы на действия судей, чьи решения нарушают основополагающие права и свободы граждан. Судиться с налоговой можно хоть сейчас, однако средства уже будут взысканы по результатам проверки, а вернут их далеко не сразу (речь идет о паре-тройке лет).
«Как показывает практика, налоговая взимает средства, пока суды рассматривают дела слишком медленно. Уже потом, где-то через год-полтора судебных заседаний, их можно вернуть. Но тот факт, что в течение этого времени ваши средства находятся в пользовании, к сожалению, является неизменным», — говорит юрист.
Устоит ли бизнес?
«Итак, начинать борьбу с незаконной проверкой нужно с момента, когда вам стало известно о ее назначении. В таком случае — наибольшая вероятность успеть обжаловать незаконные действия до того, как налоговики постучат в дверь», — обобщает юристАлёна Садовец.
Иностранные регуляционные органы созданы ради того, чтобы контролировать честность, прозрачность и открытость бизнеса, избавляя его от коррупционных схем и уклонения от уплаты налогов. В каком направлении движется госконтроль — вопрос риторический, а ответ на него можно получить лишь со временем. Зато не стоит забывать, что этот вектор всегда можно скорректировать совместными усилиями бизнес-сообщества и общественности.
Похожие темы:
Налоговый компромисс, или краеугольный камень украинского бизнеса
Как бороться с беззаконием фискалов при регистрации предприятия плательщиком НДС?
Добавить комментарий