Как развивают самый необходимый навык – критическое мышление – в инновационной школе КМДШ
Среди десяти навыков 21 века эксперты Всемирного экономического форума в Давосе определили, что критическое мышление входит в топ-3 самых важных навыков для мира 2020. Так критически мыслящий человек умеет:
- распознавать манипуляции
- принимать решения на основе достоверной информации
- использовать аналитические навыки в профессиональной сфере
- обосновывать свою точку зрения
- быть наблюдательным и внимательным к деталям, уметь выделять главное
- быстро и эффективно ориентироваться в подвижном потоке данных
Как воспитать критическое мышление?
Критическое мышление – это не протест или нигилизм, это умение ставить под сомнение полученную информацию, доверять и принимать решения только на основе проверенных данных.
В инновационной школе КМДШ особое внимание акцентируют на механизмах критического мышления, которые помогут учащимся самостоятельно отслеживать и контролировать информационное влияние на личную жизнь. Здесь формируют условия, в которых ученик чувствует важность критического мышления для личного развития и учится применять техники для анализа и использования информации.
Вот, что используют в КМДШ для развития критического мышления у школьников:
- Рефлексия – определяющий метод в формировании критического мышления. Осознание причин и последствий собственных действий, эмоций, мыслей помогает формировать внутреннюю любознательность до первопричин.
- Дебаты – игра, которая учит слушать и анализировать сказанное другими, быстро искать достоверную информацию, быть внимательным к деталям и выделять главное, аргументировать собственную позицию. Ученики КМДШ принимают участие в турнирах различных уровней, учатся последовательно и убедительно доказывать собственное мнение.
- Ненасильственная коммуникация– познакомившись с основами такого общения школьник учится не только экологически общаться, но и выделять из разговора факты, эмоции и потребности собеседника. Это позволяет распознавать скрытые мотивы, если таковые имеются. Элементы этого курса учащиеся проходят с психологом и ментором на курсе “Я-личность”.
- Helicopter View– еще один навык, которая развивает в учениках дальновидность и способность принимать решения будто поднявшись над ситуацией, понимая ее связь с другими событиями и предусмотрев риски и результаты. Это о широте взгляда – изучая культуру, искусство, научные достижения, следя за мировыми новостями школьник учится видеть реальные связи между событиями мира.
- Первоисточник – умение находить первоисточник помогает обезопасить свое информационное пространство от фейков. Учителя на своих предметах учат учеников работать с первоисточниками, домашними заданиями поощряют к поиску дополнительной информации, учат проверять найденную информацию.
- Научный метод – в школе учащиеся знакомятся с современными научными исследованиями и открытиями, создают собственные научные проекты и проводят эксперименты.
Также в КМДШ в каждый школьный предмет интегрируется элемент критического мышления. Ведь формирование любого навыка имеет общие черты:
– знание зачем использовать этот навык (ответ на постоянный вопрос учеников – а зачем это мне нужно?).
– умение использовать этот навык, знать как она работает (на арену выходит учитель, учит механизмам).
– желание ее использовать (здесь пригодится познавательный интерес и любознательность ученика). Для получения наилучшего эффекта в КМДШ этим вопросом занимаются на практическом уровне, системно и комплексно.
Что касается специализированных курсов, которые помогают воспитывать критическое мышление у школьников – это логика, философия, медиаграмотность, информационная гигиена, эмоциональный интеллект. Кроме этого, в школе постоянно ищут образовательных партнеров и привлекают к образовательному процессу практиков из бизнеса, государственного и общественного сектора. Здесь транслируют ученикам современные практики, открытия и мировые достижения.
Образовательный процесс постоянно сопровождает ментор – наставник класса, который проводит с учениками большую часть времени, сопровождает групповую динамику, организует содержательный досуг, проводит курс «Я-личность” и помогает ставить и достигать личные цели.
Информационные манипуляции существовали ранее и продолжат в будущем. Они однозначно могут существенно повлиять как на отдельно каждого из нас, так и на общество в целом. К счастью, для людей существует инструмент противодействия манипуляции. И этот инструмент – критическое мышление, которое необходимо научить включать еще со школьной скамьи.
Чтобы больше ознакомиться с подходами к обучению в КМДШ, по ссылке можно зарегистрироваться на онлайн-экскурсию.
Уже в сентябре – открытие новой школы на Днепровской набережной, 14. В период карантина школьники имеют возможность составить вступительное тестирование в режиме онлайн.
Добавить комментарий