#договор

Пусть бизнес работает сам: Как грамотно составить договор управления имуществом

Как предупредить возможные риски и обезопасить свой бизнес, передавая его другим? Рассказывает юрист АБ «Цыпин и партнеры» Марина Суткович

Когда нужен договор управления имуществом

Бизнес развился и работает, а вы заинтересовались другими направлениями? Хотите продать предприятие, но ждете подходящего момента? Дело вашей жизни приобрело огромные масштабы и требует все больше времени и сил? Решили отдыхать и получать прибыль от бизнеса одновременно? Очевидное решение — договор управления имуществом.

Эта форма отношений стала популярной среди предпринимателей, которые стремятся и дальше быть собственниками, но доверить управление отдельным лицам или компаниям. Но не все так просто. Ведь несоблюдение ряда требований относительно заключения такого договора иногда приводит к большим финансовым потерям.

Договору управления имуществом посвящена глава 70 Гражданского кодекса Украины. Статья 1029, в частности, определяет, что это — документ, по которому одна сторона (установщик управления) передает другой стороне (управляющий) управление своим имуществом на определенный срок. А управляющий обязуется за определенную плату управлять этим имуществом в интересах его собственника.

Управляющим может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо-предприниматель. Но передача имущества в управление не означает, что на него переходит и право собственности.

Поэтому нужно обязательно составлять письменный договор. Это является гарантией защиты интересов и прав и собственника, и управляющего, — Марина Суткович, юрист адвокатского бюро «Цыпин и партнеры»

Передать имущество в управление можно только заключив письменное соглашение. К тому же заверенное у нотариуса.

Что можно передать в управление

А вот другая статья Гражданского кодекса определяет, что предметом такого договора могут быть имущественные права, ценные бумаги, недвижимость и предприятие.

Статья 1030 Гражданского кодекса Украины

Закон также позволяет передавать в управление имущество, которое является предметом договора залога Но в таком случае учредитель управления должен предупредить управляющего о том, что имущество под залогом.

Как правильно составить договор управления имуществом

Юрист адвокатского бюро «Цыпин и партнеры» Марина Суткович рассказывает, что, составляя договор управления имуществом, нужно обязательно согласовать все существенные условия. Прежде всего, договор должен содержать:

  • перечень имущества, передаваемого в управление
  • размер и форма платы за управление имуществом
  • срок управления имуществом

Если вы не определили срок договора управления имуществом, считается, что вы заключили его на пять лет. Если отсутствует заявление одной из сторон о прекращении или изменении договора управления имуществом после окончания его срока, договор считается продленным на такой же срок и на таких же условиях – Марина Суткович

Когда и как расторгнуть договор управления имуществом

Украинское законодательство определяет ряд причин, по которым договор управления имуществом прекращает свое действие. Это и отказ одной из сторон от договора, и признание управляющего недееспособным, а также признание физического лица-установщика банкротом.

Статья 1044 Гражданского кодекса Украины

Если управляющий решает разорвать договор управления имуществом, он должен уведомить вас о своем решении минимум за три месяца до прекращения действия документа.

А сразу после расторжения договора управления соответствующее имущество должно быть возвращено установщику. Исключением являются лишь отдельные случаи. А именно – если вы предусмотрели в документе другие последствия его расторжения. Например, обязанность управляющего продать переданное ему имущество и вернуть вам вырученные средства.

Несет ли управляющий ответственность за убытки, причиненные имуществу

Иногда управляющий не выполняет добросовестно свои договорные обязательства, что приводит к убыткам. Закон определяет, что в таком случае он должен возместить собственнику имущества причиненный ущерб, а выгодоприобретателю – упущенную выгоду.

Управляющий также несет дополнительную / субсидиарную ответственность по долгам, которые возникли из-за управления, если стоимости имущества, переданного в управление, недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Дополнительная ответственность управляющего наступает также в случае совершения сделок с превышением предоставленных ему полномочий. Но при условии, если третьи лица, которые участвуют в сделке, докажут, что они не знали о превышении управляющим полномочий.

Поэтому вы можете потребовать от управляющего возместить причиненные им убытки. Но управляющий отвечает за причиненные убытки, если не докажет, что они возникли в результате ваших действий или действий выгодоприобретателя.

Управление имуществом – это вопрос, к которому нужно отнестись максимально серьезно. Ведь в противном случае потеря «всего нажитого непосильным трудом» – вопрос времени. Поэтому не советуем экспериментировать и набираться опыта за счет собственных ошибок. Лучше довериться специалистам, которые просчитают возможные риски и составят договор, способный защитить ваши интересы и сохранить имущество и бизнес.

Материал создан при информационной поддержке специалистов по корпоративному праву, юристов и адвокатов АБ «Цыпин и партнеры».

Поделитесь полезной информацией с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *