#цифровая подпись

Электронная цифровая подпись: зачем она и как ее получить

Юрист Адвокатского бюро «Цыпин и партнеры» Марина Суткович рассказывает, насколько надежна электронная цифровая подпись и какие преимущества она предоставляет бизнесу

Что такое электронная цифровая подпись и где ее используют?

Сегодня порядок и организация электронного документооборота, а также правовой статус и использование электронной цифровой подписи определяются Законами Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи». Кроме этого, принят ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют этот процесс.

Электронная цифровая подпись играет одну из важнейших ролей в системе электронного документооборота, поскольку она используется физическими и юридическими лицами для идентификации подписанта и подтверждения целостности данных в электронной форме, – рассказывает юрист Адвокатского бюро «Цыпин и партнеры» Марина Суткович

ЭЦП накладывается с помощью личного ключа и проверяется с помощью открытого ключа.

Личный ключ – параметр криптографического алгоритма формирования электронной цифровой подписи, доступный только подписывающему лицу, а открытый ключ – параметр криптографического алгоритма проверки электронной цифровой подписи, доступный субъектам отношений в сфере использования электронной цифровой подписи.

Если проще, то ЭЦП – это определенный перечень цифр и знаков, зашифрованный в специальном коде. Графического изображения он не имеет и состоит из двух частей.

Первая часть – открыта для тех сторон, что обслуживают программное обеспечение, которое использует и помогает составлять электронные документы, отправляет и получает электронные документы. Эта часть позволяет таким сторонам идентифицировать вас.

Вторая часть является секретной, ее создаете только вы как владелец подписи, это ваш пароль, которым вы пользуетесь, чтобы создать электронную цифровую подпись.

По словам юриста, кроме ключей для идентификации подписчика используются также сертификаты таких ключей. Они также имеют электронную цифровую форму и хранятся на электронном носителе.

Следует сказать, что статус ЭЦП зависит от того, каким является сертификат – обычным или усиленным. Согласно закону, ЭЦП приравнивается к «живой» подписи физического лица или в «мокрой» печати лица, если:

  • ЭЦП подтверждена с использованием усиленного сертификата ключа с помощью надежных средств цифровой подписи
  • во время проверки использовался усиленный сертификат ключа, действующий на момент наложения ЭЦП
  • личный ключ подписанта соответствует открытому ключу, указанному в таком усиленном сертификате

Как получить ЭЦП?

Для того, чтобы получить электронную цифровую подпись, юридическому лицу и физическому лицу-предпринимателю необходимо обратиться к Аккредитованному центру сертификации ключей. При этом вы должны предоставить:

  • заполненное и подписанное заявление на регистрацию для получения усиленного сертификата открытого ключа установленного образца
  • заявление-присоединение к договору «Про предоставление услуг электронной цифровой подписи» в двух экземплярах
  • оригинал устава или его нотариально заверенную копию (для юрлиц)
  • копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную подписью руководителя и печатью юридического лица или выписку (извлечение) из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей
  • документы, которые подтверждают полномочия руководителя заявителя
  • копию паспорта руководителя (копии 1-4, 11-12 страниц), заверенную подписью владельца паспорта
  • копии паспортов подписчиков (копии 1-4, 11-12 страниц), заверенные подписями владельцев паспортов
  • доверенность установленного образца и паспорт доверенного лица (если заявитель представлен доверенным лицом)

Кроме этого, вам смогут потребоваться такие дополнительные документы:

  • копия свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (в случае, если лицо является плательщиком НДС)
  • копия документа, который подтверждает присвоение идентификационного кода Государственным комитетом финансового мониторинга (если лицо является субъектом первичного финансового мониторинга)

Обратите внимание, копии и выписки, кроме копий паспортов и нотариально заверенных копий, заверяются подписью предпринимателя и его печатью. Если заявитель подал засвидетельствованную копию документа, его копия может быть заверена подписью и печатью должностного лица Центра.

Для физических лиц перечень необходимых документов такой:

  • паспорт
  • заявление-присоединение к договору «Про предоставление услуг электронной цифровой подписи»
  • копия справки о присвоении идентификационного кода
  • заявка на формирование усиленного сертификата ЭЦП

Какие преимущества получает бизнес?

Если говорить о преимуществах, которые получают предприниматели, используя электронную цифровую подпись, то это — дополнительные возможности шифрования документов. Ведь надежные криптографические алгоритмы обеспечивают конфиденциальность информации, к ней не будет иметь доступ лицо, которое не обладает ключом. Кроме этого, предприниматель получает возможность использовать одни и те же средства ЭЦП при обмене данными с различными министерствами и контролирующими органами.

Ведение электронной документации также экономит время сотрудников и значительно уменьшает расходы компаний, которые связаны с оформлением и пересылкой документов.

ЭЦП широко используется международными компаниями, так как в разы ускоряет проведение многочисленных операций и исключает проведение ряда дополнительных встреч. Поэтому для украинских компаний, которые стремятся использовать новейшие технологии, использование ЭЦП может стать очень полезным во время работы с успешными, модернизированными отечественными и зарубежными предприятиями, — рассказывает Марина Суткович

Сфера использования ЭЦП расширяется

Юрист также напоминает, что 15 декабря 2017 года в Украине вступила в силу очередная судебная реформа. В частности, законом №2147-VIII предусмотрено создание Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (далее – ЕСИТС). Эта система является так называемым «электронным судом».

Согласно изменениям суд будет направлять судебные решения, повестки и другие процессуальные документы участникам судебного процесса на их официальные электронные адреса.

Адвокаты, нотариусы, частные исполнители, арбитражные управляющие, судебные эксперты, государственные органы, органы местного самоуправления и субъекты хозяйствования государственного и коммунального секторов экономики обязаны зарегистрировать официальные электронные адреса в ЕСИТС. Они смогут подавать документы, совершать другие процессуальные действия в электронной форме исключительно посредством ЕСИТС с использованием собственной электронной цифровой подписи.

 

По прогнозам Государственной судебной администрации ЕСИТС должна заработать в январе 2019 года. Таким образом, сфера использования ЭЦП расширяется, все больше сфер жизнедеятельности предусматривают электронный документооборот, – подытоживает Марина Суткович

Поделитесь полезной информацией с друзьями: