Мошенничества турагентств – как не стать жертвой

#туризм

Нашли интересный тур в интернете и сбросили перевод на карту, а ваш турагент пропал? Или номер в отеле, который вы приобрели, оказался проданным кому-то другому? К сожалению, случаи мошенничества в туризме встречаются довольно часто. Вместе с адвокатом Мариной Суткович подготовили для вас чек-лист, как не потерять деньги и сохранить нервы, планируя поездку.

Социальные сети пестрят рекламой туристических туров по сниженным ценам. Однако будьте осторожны, если вам предлагают внести средства за «горячий тур» сразу, без подписания договора. Ведь, получив деньги, так называемый «турагент» может просто исчезнуть. Чтобы не стать жертвой мошенников, соблюдайте несколько простых правил.

Рассказывает адвокат АБ «Цыпин и партнеры» Марина Суткович:

«На что обратить внимание, покупая путевку в турагентстве?

  1. Проверить, зарегистрировано ли туристическое агентство или турагент в реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (https://usr.minjust.gov.ua/content/free-search) и какой вид экономической деятельности (КВЭД) там указан. Должен быть КВЭД «деятельность туристических агентств». Поиск можно осуществить по наименованию, фамилии, имени и отчеству руководителя или по идентификационному коду.

  2. Обязательно заключите договор с турагентом. И помните – сначала договор, потом деньги. Контракт заключается не просто между вами и турагентом. Турагент действует от имени и по доверенности определенного туроператора. Поэтому в договоре обязательно будет указываться документ, на основании которого действует турагент. Как правило, это агентский контракт. По сути, турагент является только посредником между вами и туристическим оператором, и именно туроператор, а не агент, обязуется предоставить вам комплекс туристических услуг.

  3. На сайте туроператора или по телефону можно проверить, действительно ли туроператор сотрудничает с этим турагентом.

  4. Оплата должна производиться не на частную карту лица, а на расчетный счет с соответствующим назначением платежа и указанием, за какие туристические услуги производится оплата. В случае оплаты наличными – турагент должен выдать вам квитанцию. Если у агента нет кассового аппарата для приема наличных средств, лучше прекратить такое сотрудничество. Ведь тем самым турагент нарушает законодательство.

  5. Узнайте, перечислил ли турагент ваши деньги туроператору, и каков статус вашей заявки, по номеру заявки на сайте туроператора».

Имеет ли право турист отказаться от поездки?

Турист вправе отказаться от выполнения договора на туристическое обслуживание до начала туристического путешествия при возмещении туроператору (турагенту) фактически осуществленных им документально подтвержденных расходов, связанных с отказом (ст. 20 Закона Украины «О туризме»).

К примеру, в случае получения положительного теста на COVID-19, турист может попросить вернуть свои средства, за исключением понесенных туроператором расходов и штрафных санкций, если они были предусмотрены условиями вашего договора.

«На такие случаи туроператоры уже предлагают полисы страхования финансовых рисков, связанных с отменой поездки или изменением сроков поездки, в том числе через COVID-19, – сообщила Наталья Лукьянец, руководитель туристического агентства Energy-Tour».

Что делать, если в поездке возникли проблемы?

Прежде всего понимать, за что несет ответственность турагент, а за что туроператор.

Турагент

Поскольку турагент является только посредником между туристом и туроператором, его полномочия ограничены. На него возложена ответственность только за надлежащее оформление договора с туроператором, информирование туриста о сути услуги и туроператоре, который ее предоставляет, и информирование туроператора – о туристе, его контактах и претензиях (при наличии).

«Именно туроператор как лицо, создающее туристический продукт, несет ответственность перед туристом и должен принимать его претензии по поводу отдыха, – отмечает Наталья Лукьянец. – Однако в договорах туроператоры, как правило, прописывают, что при наличии таких претензий турист должен подавать их через турагента и в течение определенного периода времени. Сам туристический агент не обязан связываться с отелем, авиаперевозчиком, другими предоставлятелями услуг, которые ненадлежаще выполнили свои обязанности, однако добросовестный турагент, желающий, чтобы следующий ваш отпуск вы заказали именно в его агентстве, сделает все возможное, чтобы решить вашу проблему».

Туроператор

Согласно статье 20 Закона Украины «О туризме» туроператор несет перед туристом ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора на туристическое обслуживание. Поэтому в случае, если вам, к примеру, предоставили гостиницу более низкого класса, чем предусмотрено договором, обращаться с претензиями нужно именно к туроператору через турагентство.

«Если турагентство не хочет сотрудничать для решения проблемы, Вы всегда можете напрямую обратиться к представителю туроператора (представителя принимающей стороны) в вашем отеле», – сообщила руководитель турагентства.

Важно! Субъект туристической деятельности, нарушивший законодательство в области туристической деятельности (турагент, туроператор) при предоставлении ущерба туристической услуги должен возместить туристу ущерб в полном объеме, если договором не предусмотрено иное (ст. 33 ЗУ «О туризме»). Поэтому следует изучить раздел «ответственность» в вашем договоре.

«Для того чтобы ваши дальнейшие претензии относительно возмещения ущерба были обоснованными, нужно документально их подтвердить. Для этого следует хранить документы, подтверждающие понесенные расходы (например, квитанция об оплате услуг такси в аэропорт, квитанция об оплате жилья, питания и т.д.)», – отмечает адвокат.

Турист должен знать, что туроператор несет перед туристом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора на туристическое обслуживание, если неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора на туристическое обслуживание произошло не по вине туриста.

Что делать, если ваше место в отеле продано другому лицу?

Овербукинг – распространенное явление в туризме. Это продажа большего количества мест, чем на самом деле есть в отеле. Таким образом, компании страхуют себя от неявки туристов.

К сожалению, для вашего туроператора такая ситуация тоже может оказаться сюрпризом. Здесь имеет место некоторый обман со стороны отеля. Как правило, отель предлагает другой номер в другом отеле, и он не всегда удовлетворяет туристов. Поскольку договор у вас заключен именно с туроператором, а не отелем, свои претензии вы предъявляете именно к туроператору, который должен отстоять ваши права или возместить вам ущерб. Позже он может взыскать его с отеля в порядке регресса.

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *