Может ли быть обязательной вакцинация от COVID?

#вакцинация

Адвокат Марина Суткович рассматривает юридический аспект вакцинации – есть ли у личности право выбора? Не затрагивая вопрос эффективности вакцинации, не агитируя за или против, пытаемся определить, может ли вакцинация быть обязательной.

В сентябре 2021 года Кабинет Министров Украины принял изменения в постановление № 1236, устанавливающие новые карантинные ограничения. С тех пор в случае введения желтого уровня эпидемической опасности учебные и другие общественные заведения могут работать при наличии не менее 80 % работников с “желтыми” или “зелеными” COVID-сертификатами. Учителей и другие категории работников начали принуждать к вакцинации под угрозой увольнения. Общество разделилось на сторонников и противников вакцинации.

Но может ли вакцинация против COVID-19 быть обще обязательной согласно действующему законодательству?

Приказом Минздрава от 24 декабря 2020 № 3018 была утверждена «Дорожная карта по внедрению вакцины от острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и проведению массовой вакцинации в ответ на пандемию коронавирусной болезни COVID-19 в Украине в 2021 – 2022 годах» (далее – Дорожная карта). В разделе «Цель и цели внедрения вакцины от коронавирусной болезни COVID-19» было определено, что вакцинация от коронавирусной болезни COVID-19 в Украине будет добровольной для всех групп населения и профессиональных групп.

Приказом Минздрава от 27.10.2021 N 2362 положение о добровольности было удалено, однако указана Дорожная карта разработана в соответствии с Законом Украины «О защите населения от инфекционных болезней», а потому должна соответствовать и не противоречить ему. Статьей 1 этого закона определяется понятие «календарь профилактических прививок», который является нормативно-правовым актом центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере здравоохранения. Им устанавливаются перечень обязательных профилактических прививок и оптимальные сроки их проведения.

Вакцинация от коронавирусной болезни COVID-19 в перечень обязательных профилактических прививок не включена, поскольку производители не завершили проведение клинических исследований.

По состоянию на 4.11.2021 года в Государственном реестре лекарственных средств Украины зарегистрировано 14739 лекарственных средств. Однако только вакцины от коронавирусной болезни имеют статус «для экстренного применения». Это подтверждается информацией из Государственного реестра лекарственных средств Украины, который доступен по ссылке http://www.drlz.com.ua/ibp/ddsite.nsf/all/shlist?opendocument&stype=8.

Для введения такого статуса в законодательное поле Украины Закон Украины «О лекарственных средствах» 29.01.2021 г. (Законом N 1159-IX) было специально дополнен новой статьей 9-2 «Особенности государственной регистрации вакцин или других медицинских иммунобиологических препаратов для специфической профилактики коронавирусной болезни (COVID-19) под обязательство для экстренного медицинского применения».

Согласно ч. 1 ст. 9-2 Закона Украины «О лекарственных средствах» такие вакцины или другие медицинские иммунобиологические препараты могут подлежать ускоренной государственной регистрации с целью экстренного медицинского применения с учетом определенных обязательств, в случае если заявитель может доказать отсутствие у него возможностей для предоставления данных в полном объеме об эффективности и безопасности вакцин или других медицинских иммунобиологических препаратов при нормальных условиях использования по объективным причинам и если имеются данные об успешном проведении только доклинических исследований, или отдельных фаз клинических исследований.

Таким образом, практика применения на людях лекарственных средств, не прошедших всех клинических испытаний, была введена в январе 2021 года. Вакцина подлежит государственной регистрации для «экстренного медицинского применения», если заявитель (производитель) смог доказать отсутствие у него возможностей для предоставления полных данных об эффективности и безопасности вакцин.

Законом Украины от 19.03.2021 г. N 1353-IX статья 9-2 Закона Украины «О лекарственных средствах» была дополнена частью шестой, которой производителей вакцин освобождены от ответственности за любые последствия, вызванные применением таких вакцин.

Согласно ч. 6 ст. 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» совершеннолетним дееспособным гражданам обычные профилактические прививки проводятся при их согласии после предоставления объективной информации о прививке, последствиях отказа от нее и возможных поствакцинальных осложнениях.

Статьей 43 Основ законодательства об охране здоровья Украины определено, что для применения методов диагностики, профилактики и лечения необходимо согласие информированного в соответствии со статьей 39 этих Основ пациента.

Во время прививки вакцинами, зарегистрированными для экстренного медицинского применения, требования ч. 6 ст. 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней», статей 39, 43 Основ законодательства об охране здоровья Украины не могут быть полностью выполнены.

Таким образом, человек сам должен брать ответственность за риск, который может быть причинен его здоровью, который не мог быть в полной мере оценен производителем при государственной регистрации лекарственного средства.

Законодательство Украины защищает право человека не быть подвергнутым медицинским опытам. В соответствии со статьей 3 Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Согласно ст. 19 Конституции Украины правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

В соответствии со ст. 28 Конституции Украины каждый имеет право на уважение его достоинства. Ни один человек без его добровольного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

На основании вышеуказанной статьи Конституции и ч. 3 ст. 281 Гражданского кодекса Украины медицинские, научные и другие опыты могут проводиться только по отношению совершеннолетнего дееспособного физического лица по его свободному согласию.

Согласно ч. 3, 4 ст. 284 ГК Украины оказания медицинской помощи физическому лицу, которое достигло четырнадцати лет, осуществляется с его согласия. Совершеннолетнее дееспособное физическое лицо, которое осознает значение своих действий и может руководить ими, имеет право отказаться от лечения.

Таким образом, граждане пока участвуют в испытаниях вакцин, что в соответствии с законодательством Украины может быть исключительно добровольным мероприятием, не может влиять на реализацию других прав как человека и гражданина и ограничивать их.

Парламентская Ассамблея Совета Европы 27.01.2021 года приняла Резолюцию № 2361 (2021) «Вакцины против Covid-19: этические, юридические и практические соображения», в которой в п. 7 призвала государства, чтобы граждане были проинформированы о том, что вакцинация не является обязательной и никто не несет политического, социального или иного давления на вакцинацию, если они этого не хотят; обеспечить, чтобы никто не подвергался дискриминации в связи с тем, что он/она не был вакцинирован, из-за возможных рисков для здоровья или не желает вакцинироваться.

В Украине существует иерархия нормативно-правовых актов, в соответствии с которым акты низшей юридической силы не могут противоречить актам высшей юридической силы. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (ст. 8 Конституции Украины).

Таким образом, Постановление Кабмина, установившее 80% квоты для вакцинированных, противоречит Конституции Украины, положениям Основ законодательства об охране здоровья Украины, Закону Украины «О защите населения от инфекционных болезней», Гражданскому кодексу Украины.

В случае, если действующий закон или нормативно-правовой акт противоречит Конституции Украины, во всех необходимых случаях следует непосредственно применять Конституцию как акт прямого действия (абз. 6 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Украины №9 от 01.11.1996 года).

Итак, каждый имеет законное право отказаться от проведения экспериментальной прививки при наличии такого желания.

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *