Как грамотно знакомить детей с искусством

#искусство

Искусство имеет большое влияние на развитие многих способностей человека, особенно на успехи в области точных наук. Чем раньше начать знакомить ребенка с искусством, тем лучше для развития его талантов и вообще для формирования личности. Но это знакомство должно быть правильным, дозированным и грамотным. Как родителям пробудить и поддерживать интерес к прекрасному?

Практическими рекомендациями делится Наталья Лесив — учитель высшей категории в Креативной Международной Детской Школе (КМДШ), которая разрабатывает и внедряет в учебную деятельность интерактивные методы работы.

Известно, что некоторые Нобелевские лауреаты в области точных наук раньше занимались музыкой, театром, написанием произведений искусства. Какая существует взаимосвязь между познанием искусства и развитием математического мышления?

На самом деле, существует очень тесная взаимосвязь между искусством и точными науками. Когда человек углубляется в искусство, то оно срабатывает на расширение других способностей.

Например

Известный математик Средневековой Европы Леонардо Пизанский (известный как Фибоначчи) описал последовательность чисел, названную его именем — последовательность Фибоначчи. Эти числа могли остаться только в математике, если бы не одно «но». Ученые выяснили, что все в живом мире растет и развивается в строгом соответствии с числовой последовательностью Фибоначчи — расположение листьев на стебле цикория, семян подсолнечника, ДНК человека; ананас, сосновые шишки, длина хвоста ящерицы. Эту закономерность используют и в искусстве — музыке, фотографии, архитектуре, ландшафтном дизайне.

Влияние искусства на развитие ребенка

Автор известной книги «Воспитание с помощью искусства» Герберт Рид в своей работе подчеркивает, что искусство является важным инструментом воспитания, оно влияет на нравственность, формирует воображение, эмоции, чувства, способствует развитию мелкой моторики, критического мышления, креативности. Искусство полностью формирует личность.

Еще хочу привести пример одного интересного исследования, в ходе которого новорожденным время от времени подносили разноцветные карточки, постепенно изменяя их цветовой фон. В конце эксперимента определили, что дети, к которым подносили такие карточки начали развиваться значительно быстрее, чем те дети, с которыми не проводили такой эксперимент. Поэтому даже с помощью цвета можно влиять на интеллектуальное развитие.

Например, Пифагор цветом лечил людей, т.е. полотнами разного цвета. Таким образом он определил, что существует три цвета для помощи людям — красный, синий и желтый. Красный влияет на энергию человека, синий — на покой, желтый — на движение.

В.А. Сухомлинский об искусстве

Еще в 50-х годах XX века Василий Александрович Сухомлинский в «Письмах к сыну» дал хороший ответ людям, которые считали, что общественный прогресс состоит только в освоении космоса, в успехах электроники, кибернетики. Он утверждал, что если не улучшится воспитание, то мы наплачемся с этой математикой, электроникой и космосом. А самое главное средство самовоспитания — красота. И красота в широком смысле — искусство, музыка, сердечные отношения с людьми. Поэтому искусство является чрезвычайно важным фактором в вопросах развития человека, оно обновляет и очищает нас.

Начинаем знакомить детей с искусством. Первые шаги

Чем раньше начать это делать, тем лучше. Ведь как известно, именно до семи лет развиваются нейронные связи наибольше. И так как в этом возрасте основным видом деятельности ребенка является игра, именно через нее можно начать знакомиться с искусством. Позже уже сработает логика, которая разложит все на свои места.

Хочу привести пример одной замечательной женщины, искусствоведа из Франции — Франсуазы Барб-Галль. Одна из ее книг называется «Как разговаривать с детьми об искусстве», другая — «Как разговаривать с детьми об искусстве XX века». Автор говорит, что для того, чтобы начать знакомить ребенка с искусством, нужно самим не бояться быть детьми. Самая большая наша ошибка заключается в том, что мы совсем забыли, как воспринимали мир, когда были маленькими. Автор подчеркивает, что каждый ребенок имеет индивидуальное восприятие искусства. И очень часто дети задают вопросы, на которые мы не можем дать академический ответ. Надо почувствовать это, позволить себе самому задавать детские вопросы и искать на них ответы.

Нужно водить детей в музеи, на выставки, организовывать интересные события, которые предполагают созерцание произведений искусства. Сейчас временно можно посещать онлайн-экскурсии известными музеями мира.

И, что очень важно — не навязывать ребенку собственное мнение. Просто наблюдать за тем, как дети воспринимают то или иное произведение искусства. И еще следует помнить, что не со всеми видами искусства стоит знакомить маленьких детей. Поэтому здесь важны рассудительность и мудрость родителей.

Правильная дозировка искусства

Встреча с прекрасным очень положительно действует на наше психическое состояние — она ​​снимает напряжение, освобождает от тревоги, очищает, оздоравливает, помогает высвободить энергию, эмоции. Это в том случае, если иметь меру. Итальянские ученые установили, что прекрасное не только исцеляет, но и может быть опасным для психики человека. Речь идет о так называемом синдроме Стендаля (вид психического расстройства), который часто возникает в туристов во Флоренции, Риме и других перенасыщенных шедеврами городах.

Позже ученые определили, что причиной этого синдрома является передозировка искусством. Если попробовать на какой-то масштабной выставке сразу посмотреть все шедевры искусства, то может закружиться голова. Достаточно выделять для музея 10-20 минут, чтобы снова хотеть возвращаться туда.

Школа. Как можно интегрировать изучение искусства с другими науками? Несколько примеров занятий в КМДШ

Благодаря тому, что мы в школе проводим очень много интегрированных, билингвальних и STEM-занятий, это позволяет интегрировать искусство в каждый урок. Даже таблицу умножения можно изучать с удовольствием, используя различные художественные «приемы». Например, написать с детьми математическое стихотворение, наложить на него мелодию и весело пропеть. Такая интеграция математики и музыки принесет гораздо больший результат, чем обычное изучение таблицы умножения.

Почему бы на урок чтения не пригласить учителя музыки? Стихи, которые мы изучаем, можно петь, разбирать на роли и разыгрывать с детьми. Иногда на уроках я включаю детские песни, раздаю детям листы бумаги и прошу нарисовать собственные эмоции. Те результаты, которые они показывают — это что-то удивительное!

Искусство позволяет выйти за определенные рамки и видеть мир далеко за пределами того, что мы привыкли видеть. Поэтому, когда люди погружаются в искусство, то могут открывать для себя новые грани, тайны, таланты.

Читайте также: Что поможет правильно выйти из карантина и сохранить психологическое равновесие?

Поделитесь полезной информацией с друзьями: