Сколько нужно денег, чтобы открыть бизнес в Украине. Коротко и по сути

Рассказываем о том, сколько и на что придется тратить, чтобы начать свое дело, почему это непросто в Украине и как не запутаться системе налогообложения

Для старта проекта нужны два ресурса

Тех, кто решается открыть свой бизнес, немного. Еще меньше тех, кто удерживается в реальном секторе экономики. Сказать, что нужно сделать, чтобы быстро стать успешным бизнесменом, невозможно хотя бы потому, что каждый находит собственный путь к успеху.

Но рассчитать свои финансовые возможности можно и нужно заранее. То есть взвесить «за» и «против» перед тем, как окунуться в бурлящее море бизнеса, где независимость и риск всегда рядом.

Первое, что нужно для старта дела, — рациональная и продуманная идея. А начать коммерческий проект лучше, когда у вас есть сразу два стартовых капитала — финансовый и нефинансовый. Без них идея останется только идеей и мечтой.

О нефинансовых ресурсах начинающие бизнесмены задумываются редко, хотя это тоже играет важную, первостепенную роль:





Интеллектуальный капитал
собственные знания, практические советы тех, кто владеет информацией, полезной для конкретного вида бизнеса
Юридический и бухгалтерский аутсорс
поначалу сможет справиться с отчетностью и не требует значительных вложений
Кадры
единомышленники, которые готовы поддержать идею, специалисты, умеющие создавать продукт или услугу и продавать их

Нанимать людей на зарплату на старте дела затратно. Лучше собрать вокруг себя круг энтузиастов, готовых работать сутками, чтобы компания закрепилась на рынке. Это значит использовать свои личные средства, как владельца, так и качества соратников. Такая временная мера снизит денежное напряжение и даст первичный толчок в развитии.

Но кроме идей, команды единомышленников и первичных подсчетов, нужны и финансовые ресурсы. Сколько нужно денег, чтобы открыть бизнес в Украине? Подсчеты показывают, что немного, и начать свое дело с нуля вполне реально.

Выбираем систему налогообложения для бизнеса

Украинская законодательная база лояльно относится к начинающим предпринимателям. Но это только формально. На деле же специальные условия налогообложения для малой коммерции не так просты. Но если в них разобраться, можно сэкономить немало денег. Тем более, что налоги придется платить независимо от того, есть ли прибыль предприятия или оно убыточно.

Расчет обязательного объема налогов зависит от того, какую группу выбрал для себя собственник новой коммерческой структуры в системе упрощенного налогообложения. «Упрощенка» легче в отчетности и главное – дешевле в реализации. Какую выбрать группу для старта бизнеса – собственники решают сами.

Существует три группы упрощенной налоговой системы:

I группа
физические лица-предприниматели (ФЛП), без нанятых сотрудников. Они продают товары с торговых мест или работают в сфере бытовых услуг населению. Объем дохода не должен превышать 300 тысяч гривен за год
II группа
ФЛП, предоставляющие услуги населению или другим ФЛП, юрлицам на едином налоге. Они производят или продают товары, работают в ресторанном бизнесе. Количество нанятых сотрудников — не больше 10. А доход не должен превышать в год 1,5 млн грн.

В этой категории не могут быть предприниматели-посредники, работающие в сфере оборота недвижимости (покупки, продажи, аренды) и ювелирного бизнеса

III группа
ФЛП, которые работают с юрлицами, независимо от того, какую систему налогообложения используют последние. Могут нанимать неограниченное количество сотрудников и иметь доход не больше 5 млн грн

Для предпринимателей I группы — льготное налогообложение. Уровень налогов зависит от решения местной власти, которая устанавливает конкретную налоговую ставку. Но по «единому», ставка не может быть выше 10% прожиточного минимума для трудоспособных лиц (160 грн).

ФЛП на первой группе должно заплатить единый социальный взнос — 352 грн. Но при этом расчет страхового стажа будет идти с половины месяца трудового стажа. По желанию вы можете оплачивать минимальный страховой взнос в полном размере 704 грн.

Для второй группы размер единого налога — не более 20% минимальной зарплаты, или 640 грн. Размер ЕСВ — 704.

Третья группа более подходит для стартапов, которые сразу же выйдут на внешнеэкономический уровень. Ее желательно выбирать и тем, кто решил заняться фрилансом и получать средства от зарубежных компаний. Здесь придется выбирать один из двух способов налогообложения:

  • единый налог в размере 3% от дохода и налог на добавленную стоимость в размере 20% от сумы осуществленных операций по поставке товаров или услуг
  • НДС в составе единого налога. Но размер ЕН составит 5% от дохода

В 2017 году упрощенная система налогообложения в месяц будет стоить таких денег:

  • на I группе 512 грн
  • на II группе 1344 грн
  • на III группе – зависит от прибыли и ставки – 3 или 5%, плюс 704 грн ЕСВ

С начала 2017 года, наличие или отсутствие печати на документах не несет никаких юридических последствий. Поэтому лучше приобрести электронный ключ. Это возможность заказать и получить практически все необходимые регистрационные документы онлайн.

Если у вас уже есть представление о ведении отчетности, первое время можно отказаться от бухгалтера в штате или на аутсорсе. А заменить это системами электронной отчетности — «облачными» сервисами. Например, у taxer.ua или ifin.ua даже есть бесплатные версии поддержки.

Как накопить первый капитал

Первичная денежная основа — это личные сбережения. Обычно их хватает для оформления бизнеса и самофинансирования на первых порах.

Второй источник — банковский кредит или заем у других собственников. Третий — инвестиции. Как привлечь инвестиции для проекта? Есть и те ресурсы, о которых не знают начинающие бизнесмены.

Если вы ставите крупную ставку и рискуете попробовать свои силы на рынке товаров и услуг Евросоюза, для старта подойдут грантовые и заемные инструменты ЕС. Прямые финансовые инструменты COSME пока недоступны для украинского бизнеса, но в уже сейчас можно воспользоваться другими программами поддержки — EU4Business, HORIZON-2020.

Правила игры на коммерческом рынке услуг и производства товаров в странах Евросоюза есть на сайте europa.eu. Там есть все о тарифах, уровне налоговых отчислений и других тонкостях ВЭД и практические руководства по ведению бизнеса в странах ЕС.

Офис: сколько стоит и нужен ли он вообще

Одним из самых весомых вложений остается приобретение или аренда офиса. Сумма, потраченная на аренду, иногда неподъемная для начинающей компании или составляет большую часть бюджета.

Цена квадратного метра арендной площади в столице составляет от 100 грн до нескольких тысяч. Поэтому, если стартап располагает значительным запасом финансовой прочности, а создатели бизнеса уверенны в том, что они смогут быстро окупить затраты, можно рискнуть и открыть офис в деловом центре.

Так, аренда офиса в центре Киева потянет 100 тысяч гривен в месяц, или несколько тысяч в спальном районе столицы. Приблизительно такое же соотношение расположения офиса и его цены и в других городах, хотя стоимость аренды при этом отличается.

Расход средств на аренду помещения можно свести к нулю, если компания предоставляет виртуальные услуги. Законодательство не запрещает указывать фактическим юридическим адресом частную квартиру. Потому первые шаги в бизнесе можно сделать без вливаний в офис в центре города. Но это работает только для специфических видов услуг.

Лицензии и другие ограничения

Некоторые виды бизнеса требуют обязательного получения лицензии. Украина – одна из стран, которая прогрессивно развивает дерегуляцию бизнеса. Но есть сферы, где лицензирование потребуется. Перечень лицензионных видов деятельности есть в специальном законе.

Востребованными для стартапов остаются некоторые виды деятельности, для которых обязательно нужна лицензия:

  • финансовые услуги, коммерческая деятельность на рынке ценных бумаг
  • телевидение и радио, или бизнес в сфере телекоммуникаций
  • посредничество по трудоустройству за границей
  • образовательные учреждения
  • производство и торговля алкогольными напитками
  • медицинская и ветеринарная практика
  • выпуски и проведение лотерей
  • бизнес туроператоров
  • перевозка пассажиров, опасных грузов на автомобилях и других видах транспорта, международные перевозки пассажиров
  • внешнеэкономическая деятельность
  • охранная деятельность
  • переработка и захоронение бытовых отходов

Чтобы получить лицензию, нужно предоставить не только необходимые учредительные документы, но и подтверждение о наличии квалифицированных сотрудников и специального оборудования.

Цены на лицензии очень разные. На медицинскую практику она устанавливается на уровне одного прожиточного минимума – 1684 грн. А лицензия на деятельность в телекоммуникации (в том числе интернет-услуги) составляет от 8,9 до 340 млн грн.

Обо всех лицензионных условиях и о том, какие документы нужны, — можно узнать на сайте админуслуг.

Реальные проблемы малого и среднего бизнеса

Реальная среда малого и среднего бизнеса в Украине — это подводные камни в его регуляции. Самыми проблемными сферами регулирования для малого и среднего бизнеса остаются землепользование и валютные ограничения.

В прошлом году малые и средние предприниматели тратили по 30 тысяч гривен на регистрацию, лицензирование, техническое регулирование, контроль и проверки.

А главными сдерживающими факторами развития бизнеса малого и среднего звена экономики остается неблагоприятная экономическая ситуация и снижение спроса на товары и услуги. Это подтверждают свежие данные о препятствиях в развитии украинской коммерции:

Самым главным барьером для украинского малого и среднего бизнеса и его развития остается коррупция, недоступность кредитов в необходимом объеме и высокие ставки кредитования.

Но есть обнадеживающая информация – растет покупательский спрос. А для тех, кто только начинает свой бизнес, важно поймать конъюнктуру рынка и воспользоваться существующими ресурсами для начала работы.

ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *