Дарить счастье: как стать наставником для сироты

Более 100 тысяч детей в Украине лишены родительской опеки и находятся в заведениях интернатного типа. Правила усыновления сирот очень жесткие, поэтому, даже если семья и имеет желание подарить ребенку из интерната семью и родительскую любовь, часто у нее нет шансов из-за несоответствия хотя бы одному условию. Однако в октябре в Украине вступил в силу новый закон, который зажег огонь надежды в сердцах маленьких жителей детдомов. С введением наставничества каждый ребенок может обрести хорошего друга, который, хоть и не будет при этом его опекуном, но будет заботиться, любить его и проводить с ним время.

Как действует наставничество, кто может к этому приобщиться и хорошо ли это для детей на самом деле — рассказывает юрист ЮК “Центр Конфликтологии и Права” Татьяна Журавель.

 

Татьяна, расскажите сначала, что такое наставничество и что нового вносит принятый закон?

Наставничество – это добровольная безвозмездная деятельность по предоставлению ребенку, который проживает в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, или другом учреждении для детей, индивидуальной поддержке и помощи, прежде всего, в подготовке к самостоятельной жизни. Новый закон значительно упрощает условия для тех, кто желает стать наставником, фактически узаконивая эту деятельность, и вносит определенные изменения во всю систему в целом.

 

До принятия этого закона была ли возможность у людей помогать подобным образом какому-то конкретному ребенку, проводить с ним время, но не оформлять опекунство или усыновлять его?

— Кроме установления опеки и попечительства и усыновления существовали и сейчас существуют такие формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав, как передача в приемную семью, детские дома семейного типа, в другие специальные учреждения, в которых проживают дети.

Любой желающий мог и раньше приходить к ребенку, общаться с ним, помогать.

 

Чем этот закон полезен для воспитанников интернатов и для тех, кто их удерживает?

— Наставничество предусматривает, что любое совершеннолетнее дееспособное лицо, которое хочет помочь ребенку, отныне может это делать без помех. Чем больше людей изъявят желание принять в этом участие, тем лучше это будет, прежде всего, для детей. Ведь они смогут формулировать для себя на конкретных примерах модели поведения, что является одной из главных проблем воспитания детей, находящихся в специальных учреждениях, то есть вне семьи.

 

Детским наставником может стать любой желающий или для этого есть какие-то специальные требования?

— Лица, желающие стать наставниками, должны будут заключить договор о наставничестве с социальными службами для семьи и детей и с администрацией заведения, где проживает ребенок. Кабинет Министров Украины еще должен утвердить Положение о наставничестве и типовой договор о наставничестве, поэтому на сегодня этот вопрос окончательно не урегулирован.

Перед заключением договора будущему наставнику необходимо будет пройти курс подготовки по проблемам социальной адаптации детей и их подготовке к самостоятельной жизни. Такой курс должен быть, как мне кажется, направлен на то, чтобы в будущем найти общий язык с ребенком, ведь не все кандидаты в наставники, например, имеют педагогические навыки.

Из перечня требований к кандидатуре наставника можно выделить еще и такие:

  • гражданин, который хочет быть наставником, должен достичь совершеннолетия
  • пройти медосмотр
  • предоставить социальному учреждению справку о несудимости
  • предоставить справку о том, что он не состоит на учете в наркологическом диспансере

 

Какую ответственность несет наставник? Кем (каким органом) контролируется общение ребенка и наставника?

— Вообще, это большая ответственность — быть наставником — прежде всего, перед ребенком, ведь дети хотят найти друга, советчика, близкого человека.

Общение должно контролироваться социальными службами для семьи, детей и молодежи, а также администрацией учреждения, в котором проживает ребенок.

 

Можно ли стать наставником сразу для нескольких детей?

— Нет ограничения по количеству детей, для которых можно стать наставником. Главное — искренне хотеть помочь детям, находить для них как можно больше времени.

 

Какие обязательства имеет наставник перед ребенком и учреждением, где он воспитывается?

— Наверное, главное обязательство – обеспечение интересов ребенка, что должно проявляться в развитии его способностей, помощи в решении бытовых вопросов, преодолении сложных жизненных ситуаций, получении, собственно, ребенком, разнообразных социальных услуг.

 

Имеют ли право наставник и ребенок жить вместе? Может ли наставник забирать ребенка из интерната на длительное время?

— Да, это возможно, но без нарушения графика дня ребенка, то есть не во время школьных занятий. С ребенком можно проводить выходные и праздничные дни, каникулы.

 

Разрывается ли соглашение о наставничестве с достижением ребенком совершеннолетия и его выпуске из интернатного учреждения?

— С достижением совершеннолетия воспитанник имеет право решить, желает ли он дальше общаться, поддерживать отношения с наставником. Договор заключается именно с ребенком, поэтому после 18 лет он полностью свободен в своих действиях.

 

Какие риски имеют введенные законом новшества?

— Во-первых, лица, желающие стать наставниками, должны ответственно относиться к детям, понимать, что ребенок привязывается к наставнику, доверяется ему, и поэтому нужно помочь ребенку раскрыться, дать надежду на лучшую жизнь.

 

Похожие темы:

Развод и его последствия: советы юриста

С кем после развода остаются дети и как определяются права и обязанности каждого из родителей?

Войны по-взрослому: с кем остаются дети после развода

Автор:

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *