Семь очевидных ошибок на старте проекта, о которых забывают стартаперы
Собрали семь самых распространенных ошибок во время запуска стартапа и советы, как их избежать и сделать свой бизнес успешным
#1. Отсутствует стратегия
Все начинается с идеи. И не менее важно определить путь ее реализации – бизнес-план. Ведь без четко сформированной концепции и единого видения работы компании каждый участник проекта будет двигаться в том направлении, которое сам посчитает правильным. Как следствие, усилия коллектива будут сведены на нет, а дело окажется убыточным.
Зато стратегическое планирование задает направление развития вашему делу. Определяет основные направления работы, связывает в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.
Четкая стратегия сделает ваш проект целостным, придаст ему определенности и индивидуальности. А также направит действия всех участников стартапа в единое русло.
При этом бизнес-планирование должно быть долговременным – на 3-5 лет. Это важно как для самой команды, так как это ее мотивирует и внушает уверенность. Так и для потенциальных инвесторов, которые убеждаются в четкости и осознанности ваших действий.
#2. Неопределенная целевая аудитория
Если вы не будете знать, для кого предназначен ваш продукт или услуга, построить эффективную рекламную кампанию и продать его будет почти невозможно.
Как определить своего потребителя? Во-первых, целевой аудиторией не могут быть «киевляне», «бизнесмены» или «студенты». Сначала можно очертить этот круг более широко, но затем его необходимо максимально сужать.
Например, вы решили изготавливать ювелирные украшения с драгоценными камнями и продавать их в Киеве. Вашей целевой аудиторией могут быть женщины в возрасте от 30 до 60 лет, проживающие в столице и имеющие собственный бизнес или стабильный доход выше среднего.
Еще один пример: вы открываете интернет-магазин одежды в стиле casual. Портрет вашей целевой аудитории может быть следующим: платежеспособная молодежь в возрасте от 17 до 25 лет (в основном студенты или молодые люди, которые только что устроились на работу).
Важно понимать не только интересы своей аудитории, но и ее ценности, эмоции, представления о продукте, стереотипы и страхи.
Чем больше вы будете знать о своей аудитории и понимать, что ей нужно, тем больше шансов, что ваше предложение и продукт заинтересуют покупателей.
#3. Распыление на весь рынок
Еще одна ошибка, которая препятствует развитию перспективных проектов.
Желание предложить рынку как можно больше продуктов – естественное. Это свидетельствует о здоровом стремлении удовлетворить запросы большего круга потребителей. Но этот путь, когда вы распыляетесь на все рыночные сегменты сразу, является ошибочным. Сосредоточьтесь на узкой и специфической нише, где легче проявить себя и показать действенность собственного продукта.
#4. Неэффективная коммуникация в проекте
Американские эксперты по внутрикорпоративным коммуникациям подсчитали, что лояльность работников и их удовлетворенность более чем на 90% связаны именно с качеством связи внутри компании. Они убеждают, что от того, насколько эффективной является система внутренних коммуникаций, зависит также выполнение принятых управленческих решений и эффективность деятельности предприятия в целом.
Даже если говорить о стартапе, в котором занято до 3-5 человек, коммуникация все равно должна быть слаженной. Каждый должен знать, что уже сделано, что надо сделать, как проходит рабочий процесс и чего ждет от него каждый участник.
А организовать взаимосвязь таких масштабов просто – начните с чата в мессенджере и коллективных бесед.
Если не развивать и не управлять корпоративными связями, они будут развиваться самостоятельно. И не факт, что в нужном вам направлении. Ведь если все вопросы решаются в частной переписке или на общей кухне во время обеда, если никто не представляет, кто отвечает за то или иное задание, – не ждите на слаженной и эффективной работы.
#5. Отсутствует финансовый план
Иногда случается так, что учредители проекта выпускают из виду какие-то расходы. Как следствие, деньги заканчиваются буквально в разгар работы. И остается только два варианта – срочно искать дополнительное финансирование, что не всегда удается сделать быстро, или закрывать проект.
Чтобы избежать этого, сначала рассчитайте финансы, необходимые для развития бизнеса. Для этого составьте четкий план и следуйте ему.
Для того, чтобы сформировать бюджет проекта, проанализируйте:
- сколько товара можно продать за год
- с какой регулярностью будут продаваться ваши продукты или услуги
- сколько будет стоить производство продукта
- сколько инвентаря понадобится
- какие будут операционные затраты
- сколько сотрудников понадобится и какая у них будет зарплата
- сколько вы будете платить себе
- сколько будет стоить аренда помещения
- какое оборудование требуется для начала бизнеса и какова будет стоимость его аренды или покупки и т.п.
Лучше всего расписать этапы своей работы, и подсчитать затраты по каждому из них.
#6. Экономия на важных вещах
Еще одна распространенная ошибка начинающих предпринимателей – откладывать формирование маркетинговой стратегии до момента, когда бизнес уже запущен и работает.
Как следствие, на рекламу просто не хватает денег, или же хоть и есть системные финансовые вливания, но она не приносит желаемого результата. То есть вы создали крутое решение, о котором никто так и не узнал.
Как этого избежать? Эксперты советуют подумать о маркетинге и PR-стратегии заранее, еще на этапе запуска проекта.
Бренд-материалы, участие в выставках и конференциях, публикации в СМИ – все это действенные инструменты для продвижения бизнеса, используя которые вы сможете заявить о своем продукте, его преимущества и уникальность.
#7. Игнорирование юридических моментов
Обычно запускают стартап на скорую руку: формируют команду, строят бизнес-модель, анализируют риски. Но очень важные моменты, типа юридических, отходят на задний план. Последствия от этого могут быть разными. Это и проблемы с правоохранительными органами, и даже потеря бизнеса.
Мы спросили у юриста Адвокатского бюро «Цыпин и партнеры» Марины Суткович, с какими рисками чаще всего сталкиваются в начале запуска бизнеса и как их избежать:
Одним из основных признаков стартапа является новизна и уникальность идеи. Это то, что делает бизнес особенным, но одновременно и уязвимым, с юридической точки зрения. Ведь, если не зафиксировать право интеллектуальной собственности на идею документально, можно столкнуться с тем, что ее украдут
То есть важно грамотно построить договорные отношения внутри стартапа с клиентами. Поскольку договоренности на словах могут закончиться спорами и судебными исками.
Не менее важно выбрать правильную юрисдикцию для стартапа, а также подготовить инвестиционный договор. Это обезопасит проект привлечет дополнительное финансирование и введет бизнес в рамки правового поля.
Для того, чтобы начать собственный бизнес, достаточно желание, вера в собственные силы и готовность рискнуть. Но основание бизнеса – только половина дела. Если бизнес строится на существенных ошибках, то все ваши усилия могут оказаться бесполезными, а сам проект – не просуществовать и пару месяцев.
Автор: Checkpoint
Добавить комментарий